Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, Предпразднство Богоявления

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, Предпразднство Богоявления

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 15 января 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Первые строки Евангелия от Марка начинаются словами «Начало Евангелия…» (Мк. 1, 1). Этим началом Евангелия является то, что завершает Ветхий Завет – проповедь Иоанна Крестителя.

Мы с вами только что слышали о том, что собой являл Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн – человек, о котором современники говорили, что это ангел во плоти. Никто не знал, как живет этот человек, потому что он приходил из пустыни и в пустыню уходил, был одет в одежду из верблюжьей шерсти, питался диким медом и акридами, то есть тем, что ему предлагала та местность, в которой он проживал. Ничего иного, что могло удовлетворить потребности человеческие, не присутствовало в этом очень странном, необычном человеке.

Народ, который видел абсолютную аскезу этого человека, однажды услышал его голос, призывающий к тому, чтобы они пришли на воду Иордана и принимали Крещение покаяния. Пророк, Предтеча Иоанн Креститель взывал ко всем людям, приходящим на Иордан: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Народ в изумлении слыша это слово, не понимая, о чем идет речь, потому не знал, в чем состоит приближение Царства Небесного. А приближался Тот, о Котором Иоанн Предтеча сказал, что он не достоин наклониться и развязать ремень на обуви Его.

Сам Христос Спаситель говорил о Пророке, Предтече и Крестителе Господнем Иоанне, что «…из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк.7, 28). О чем идет речь? Речь идет о том, что пророки, предвозвещавшие пришествие в мир Спасителя за многие столетия, только лишь предвозвещали Его, они не были удостоены увидеть Того, о Ком предвозвещали. А Предтеча Господень Иоанн предвозвещал пришествие Спасителя и увидел Его. Более того, по Божиему благословению, он вознес свою десницу на реке Иордан для того, чтобы Господь, пришедший на эту воду, исполнил последнее установление Ветхого Завета, которое было принято Пророком Предтечей Иоанном в виде Крещения покаяния. Иоанн Предтеча говорил: «…идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Это могли делать только рабы, и сами господа никогда не наклонялись, чтобы развязать обувь, приходя в дом или гости. Так вот Предтеча Иоанн был недостоин развязать ремень обуви, а тем более не был достоин, по его слову, вознести руку для того, чтобы крестить Спасителя. Как нам возвещает Святая Церковь через свои песнопения, тогда не Иоанн Креститель крестил Спасителя, а сам Спаситель, пришедший на воду Иордана и позволивший Иоанну исполнить это ветхозаветное установление, Сам крестил его в этих Иорданских водах.

Господь, пришедший на реку Иордан, указал то место, которое в деле спасения имеет Пророк, Предтеча Иоанн. И Святая Церковь особым образом почитает этого великого человека, изображая иконописно по правую сторону от Христа Божию Матерь, а по левую Иоанна Предтечю. Этот триптих является неизменным для всякого православного христианина в его доме. Ещё иногда бывает, что на месте Иоанна Предтечи изображают другого великого угодника – святителя Николая Чудотворца, но это никак не умаляет высокий статус Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который, по слову Бога, является наибольшим среди рожденных женами. Поэтому в молитвослове, перечисляя имена святых угодников Божиих, мы непременно Иоанна Крестителя поминаем сразу после Пресвятой Богородицы, указывая на то значение в деле нашего спасения, которое он имеет.

Иоанн Предтеча возвещал всему народу, пришедшему на Иордан: «…я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 8). О чем говорит Предтеча Иоанн? О том, что его крещение было Крещением покаяния во оставление грехов, но Крещение Спасителя будет тем Божиим действием и действием Божией благодати, которое теснейшим образом соединит тварное и нетварное, человеческое и Божие, потому что будет крестить Тот, Кто соединил в Себе Божие и человеческое, Кто стал в подлинном смысле человеком, являясь Богом по естеству.

Так что мы с вами имеем возможность в Господе нашем Иисусе Христе получить Крещение Духом Святым, то есть такое единение с Богом, которое невозможно было в Ветхом Завете, которое открывает нам врата Царствия Небесного, и мы получаем усыновление Самому Богу.

Поэтому, дорогие мои, пусть никто из нас не пренебрегает возможностью стать сотелесником Христу, пусть никто из нас не пренебрегает возможностью соединиться с Богом, называться Ему уже не рабом, а сыном и дочерью. Пусть никто из нас, особенно из людей нецерковных и некрещенных, не говорит о том, что не нужно приходить в Церковь Божию, принимать Таинство Крещения и участвовать в благодатных Таинствах Церкви: «я лишь верую своей душой и мне не нужно приходить в храм, потому что я и так верующий человек, мне не нужна Церковь». Так говорящий человек лишает себя благодатной возможности соединиться с Богом посредством благодати Святого Духа, обманывает себя, думает, что всего лишь душевного расположения нашей греховной души достаточно для того, чтобы получить спасение.

Но недостаточно нашего душевного расположения к Богу, необходимо деятельное покаяние. Деятельным покаянием для каждого из нас является добровольное погребение со Христом в воде Иорданской, добровольное восстание из вод Иордана с верой в Господа нашего Иисуса Христа, и наше единение с Богом посредством благодати Святого Духа.

Поэтому наше участие в Таинстве Крещения открывает нам врата Царствия Небесного. Ничто иное не открывает эти врата, но Сам Господь говорит нам: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Поэтому с радостью и благоговением будем относиться к тому, что мы являемся сотелесниками Христовыми, к тому, что мы усыновлены Богу. Будем вновь и вновь возносить наши молитвы к Богу, призывая на себя благодать Святого Духа молитвой: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в…