Обновления

Слово митрополита Исидора в Предпразднство Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Предпразднство Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Предпразднство Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Троицкий собор
Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря,
д. Болдино, 5 января 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В Предпразднство Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святая Церковь через Евангельское благовестие обращает наше внимание на главное в нашей духовной жизни. Этим главным является вера в Бога.

Святой апостол Павел в послании к Евреям, в первом стихе 11 главы, которую мы сегодня слышали, так нам дает определение этому фундаментальному понятию: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

В отношении осуществления ожидаемого преподобный Нил Синайский приводит нам опыт из духовной жизни, повествуя о том, как некоторые путники просили монаха помолиться о благополучном осуществлении их путешествия (см. Прп. Нил Синайский. «Письма на разные темы. Кандидату Регину»). Монах, глядя на проявление внешнее, связанное с неблагоприятной погодой – дождем, ветром, не хотел молиться о том, чтобы это путешествие совершилось. Но благочестивые миряне умоляли его о том, чтобы он все же помолился, а они сами будут искренне веровать в то, что Господь поможет, потому что им так надо было совершить это путешествие. Монах, как об этом сообщает преподобный Нил Синайский, помолился и не был уверен в том, что это поможет. Но через некоторое время, как только путешествие паломников началось, погода прояснилась – тучи отступили и солнечный свет освещал путь для этих благочестивых мирян. Так что и сам монах убедился в том, что не наши размышления о том или ином, не наши знания, какими бы основательными они ни были, а воля Божия является тем двигателем в нашей духовной жизни и тем верным указателем, который дает нам правильные ориентиры в жизни. Это есть осуществление ожидаемого – это есть наша вера в Бога.

Но помимо осуществления ожидаемого, вера в Бога также есть уверенность в невидимом как в видимом. Святые отцы обращают внимание нато, что способность видеть невидимое в нас присутствует природно – это духовное зрение, которое есть в душе всякого человека, желающего видеть невидимого Бога. Задача состоит лишь в том, чтобы умолить Бога дать этот дар духовного ведения. Задача всякого православного христианина состоит в том, чтобы сохранить ясным это духовное зрение нашего сердца. Если мы будем прилагать усилия после Таинства Крещения, которым Господь возводит нас в пространство духовной жизни, исполнять заповеди, деятельно проявлять нашу любовь к Богу и ближним, то это духовное зрение в нас будет ярко проявляться, мы будем ощущать присутствие Бога в нашей жизни, осознавать наше недостоинство.

Вот, собственно, смысл нашей с вами аскезы, которая заключается в совершении постов, продолжительных молитвословий, аскезы в семейной жизни и прочих духовных упражнениях, состоит в том, чтобы приобрести правильное зрение на самих себя, как об этом говорят Оптинские старцы: «Знай себя и хватит с тебя». Наше видение собственной греховности создает не только нашу способность к покаянию перед Богом, но и возможность не осуждать ближних.

Те из вас, дорогие мои, кто осуждает ближних, неясно видит собственные помыслы. Правилом святых отцов всегда было не осуждать ближних потому, что они всегда видели немощи своей души, немощи своего естества. Они не были способны к осуждению, потому что считали себя самыми грешными людьми среди прочих. Однако искусственно говорить о том, что я самый грешный человек и при этом гордиться – значит обманывать себя и окружающих людей. Но Бога обмануть нельзя.

Так что смиренничество, как прелесть духовная, нам не поможет. Необходимо внутреннее глубокое осознание своего недостоинства перед Богом, сокрушение сердечное, смирение перед ближним. Когда эти качества будут в нас, тогда и духовное зрение будет у нас ясное, и придет осознание того, что мы грешники и недостойны осуждать ближнего. Вот тогда мы с вами встанем на духовный путь.

Поэтому, дорогие мои, будем слышать голос святого апостола Павла, обращенный к каждому из нас. Пусть вера наша будет крепкой, надежда будет не сомневающейся, а  наша любовь ярко проявляется к Богу и ближним.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Предпразднство Рождества Бога и Спаса нашего Иисуса Христа