Обновления

Слово митрополита Исидора в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», во Вселенскую родительскую субботу

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», во Вселенскую родительскую субботу

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», во Вселенскую родительскую субботу

храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших,
д. Соловьево, Кардымовский район, 18 февраля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в этом храме, на месте гибели сынов и дочерей Отечества, совершавших свой подвиг его защиты, в храме, который посвящен иконе Божией Матери «Взыскание Погибших», мы совершаем торжество престольного праздника и поминовение усопших, ведь сегодня Вселенская родительская суббота. Мы поминаем родных и близких наших, всех воинов, всегда, во все исторические времена защищавших наше Отечество от неприятеля. Святая Церковь предлагает нам с древних времен празднование и чествование погибших воинов как живых перед Богом накануне Недели о Страшном суде, которая предваряет наступление Великого поста.

Чудным образом сегодня престольный праздник нашего храма совпал со Вселенской родительской субботой. Святая Церковь предлагает нам неизменно в дни поминовения усопших сродников и близких чтение Евангелия от Иоанна, в котором Господь Сам, Своими устами, говорит о том, что «…слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). О чем свидетельствуют эти Божии слова по толкованию святых отцов? Они свидетельствуют о том, что всякий человек, который слышит Слово Божие, не просто воспринимает его слухом, а слышит это Слово Божие деятельно и верует, ибо, как говорит святой апостол Иаков: «…как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Слышащий и верующий деятельно в Господа уже в этой жизни, поскольку является верующим человеком, испытывает себя Божиим Судом. В чем происходит это испытание Божиим Судом верующего человека при его жизни? Он каждое мгновение своей сознательной жизни сопоставляет с законом совести своей, каждый раз верующий в Бога человек стремится к тому, чтобы не оскорбить любовь Божию по отношению к нему – человеку падшему, недостойному, коим каждый из нас является. Так что всякий раз верующий человек поверяет свою жизнь с нравственным законом.

И это уже тот деятельный суд, который человек верующий проходит в течение жизни. Так что ему и нет никакой надобности, чтобы проходить иной суд, который не желают воспринимать люди неверующие, особенно те, кто не дружат со своей совестью, кто совершают зло на этой земле, а значит точно не думают о Суде Божием. А Господь неотвратимо приведет каждого из нас на этот Страшный суд, но не тех, кто его уже прошел благополучно, как тот экзамен жизни, который каждый из нас обязан пройти. Этим экзаменом нашей жизни являются те поступки, которые в крайних формах своего проявления иногда ставят перед нами вопрос: жить ли благополучно и не совершить свой подвиг, либо умереть сейчас и перейти в жизнь вечную, но свершить свой человеческий подвиг? Так поступали люди предшествующего поколения и так поступают ныне наши воины, которые защищают Отечество на специальной военной операции. Перед ними этот нравственный вопрос уже решен. Они уже добровольно себя вручили в руки Божии, как и те предшествующие защитники, понимая, что на все воля Божия. Они решили: если потребуется – умереть за Отечество. А нашим Отечеством является тот народ, который живет здесь, а значит это матери и отцы, братья и сестры, это дети, бабушки, дедушки. И защищают наши воины ныне это Отечество так же, как его защищали те воины, которые защищали нас от литовских, польских, французских и немецко-фашистских захватчиков. Они непременно думали о тех близких людях, о той своей малой родине и Родине великой, которая для них являлась и является бесценным даром. Ради этого дара не жалко и жизнь свою положить, рассуждали они. Именно такой суд совести, именно такой Суд Божий проходят люди искренние, честные, способные на самопожертвование. Именно таких людей Господь освобождает в будущем от того Страшного суда, на который пойдет всякий человек.

Сегодня, в родительскую субботу, мы молимся на этом священном месте, которое во все века, предшествующие этому, было обагрено кровью защитников нашего Отечества. Этот храм, освящённый Святейшим Патриархом Кириллом в 2002 году, при участии государственной власти, стоит на месте подвигов. И те братские могилы, которые во множестве здесь присутствуют, и священное место Соловьева переправа – все это место славы нашего Отечества. Но место славы всякой страны не бывает без подвига народа. Мы искренне гордимся тем, что в нашей стране, в нашем Отечестве, водимый Богом народ являет своих героев. Он являет их до сего дня и будет являть, пока народ знает Бога, пока народ проявляет свою церковность, потому что именно здесь, в храме Божием, каждый из нас является искренним перед Богом и людьми, именно здесь благодать Святого Духа Бога освящает и укрепляет нас в наших человеческих подвигах.

Поэтому, дорогие мои, сегодняшнее церковное поминовение наших воинов, которое происходит во всех храмах Русской Православной Церкви, является той возможностью для нас, людей живых, искренне не просто вспомнить погибших наших сродников и воинов, а принять участие в возможности повлиять даже на их вечную участь, потому что соборная церковная молитва влияет на участь людей, живущих в той, вечной, жизни. Если кто-то из них, совершая свой человеческий личный подвиг, проявляя любовь к людям, не смог правильным образом подготовиться к переходу в жизнь вечную, оставил после себя те или иные свои жизненные ошибки, которые бывают у каждого из нас, то нашей соборной молитвой, дерзновением перед Богом, Который является Главой Церкви, мы с вами просим Его об упокоении сродников, и ближних, и воинов наших. И в этом суть молитвы за воинов – мы не просто их вспоминаем, мы влияем на их участь. В этом дерзновение, которое мы, верующие люди, имеем перед Богом.

Вознесем нашу сегодняшнюю молитву к Богу, наше доброе воспоминание о воинах, даже о тех, которых мы не можем знать, потому они не являются нашими современниками, но мы сердцем чувствуем, что это очень близкие нам люди. Близкие, потому что они за нас с вами отдали свою жизнь, за наше с вами личное счастье, за возможность, в том числе, сегодня молиться в этом храме. Поэтому они абсолютно близкие нам, родные люди, родственники наши. Так что помолимся сегодня о родственниках наших, о всех тех воинах, защищавших Отечество наше все эти столетия. Помолимся за новопреставленных воинов, которые до сего дня, к сожалению, гибнут, защищая наше Отечество и так нуждаются в наших молитвах. Пусть светлая память о ранее ушедших героях, пусть светлая память о героях нынешних будет для нас, особенно для подрастающего поколения, примером в том, как нам с вами совершать свой личный подвиг, куда нам тратить свои человеческие силы и как нам совершать свою жизнь: проводить ли её праздно, тратя дни, годы и здоровье, либо ища возможность исполнить волю Божию над самим собой.

Адресую эти искренние мои слова подрастающему поколению, которое очень нуждается в том, чтобы мы, поколение взрослое, показывали им места славы, славы человеческой, коим является это священное место, на котором мы находимся. Искренняя благодарность всем взрослым людям: властям нашим, нашим патриотическим движениям и тем людям, которые считают своим долгом чествовать память погибших героев и одновременно все делать для того, чтобы люди подрастающего поколения обучались и нравственно назидались нашим с вами почитанием людей старших, чтобы люди подрастающего поколения помнили свою подлинную историю, чтобы они с благодарностью относились к предкам. Это закладывается, дорогие мои, тогда, когда в наших семьях мы воспитываем благодарное отношение к людям старшим. Если мы себя не приучаем к тому, чтобы почитать наших прабабушек и прадедушек, если мы не знаем их имена, если мы не ведем синодики, то есть список имен почивших сродников, то и люди молодые ничего не знают о наших прадедушках, прабабушках, о защитниках Отечества, которые есть в каждой семье. А если наше подрастающее поколение не будет знать своих героев, то тогда нам нечего надеяться на будущее в нашей стране. Поэтому, дорогие мои, люди старшего поколения, у нас с вами много обязанностей, причем обязанностей священных Мы с вами не имеем права избегать этих обязанностей, потому что, не воспитывая молодежь, мы с вами себя обрекаем на то, что и нас никто не вспомнит. А никто такой участи не желает себе.

Будем же помнить наших родных и близких, будем помнить наших защитников Отечества и молодёжь наша, однажды придя в этот храм, через пятьдесят или сто лет, помянет и нас в Царствии Небесном.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», во Вселенскую родительскую субботу