Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю мясопустную, о Страшном суде, попразднство Сретения Господня

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю мясопустную, о Страшном суде, попразднство Сретения Господня

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю мясопустную, о Страшном суде, попразднство Сретения Господня

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 19 февраля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Неделю о Страшном суде, в предпоследний воскресный день перед началом Великого поста, Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение, в котором Сам Господь Своими Божиими устами возвещает нам о Страшном суде(см. Мф. 25, 31-46). Он говорит нам не притчей, как делал до этого – Он прямо называет вещи своими именами. Почему одних он называет овцами, а других козлищами? Всякий, кто занимается овцеводством, ясно представляет, что именно овцы дают многие плоды своего возрастания – это шерсть, мясо, потомство, а козлища практически никаких плодов не приносят. Поэтому мы с вами так условно Самим Богом называемся в одних случаях овцами Божиими, а в других – козлищами. Те, кто духовно плодоносил в этой своей короткой жизни, те, по Слову Божию, оказали милость ближнему.

Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, что Господь не говорит о том, что вы пойдете в Царствие Божие потому, что вы исцелили больного, потому что вы обеспечили человека нуждающегося, потому что вы освободили из тюремного заключения человека. Нет. Господь по слову святителя, указывает лишь на малую меру добра, на которую способен каждый из нас, даже не обладая какими-то особенными талантами врача, юриста или человека иной сферы доброделания. Каждый из нас может в любом случае посетить больного, подать жаждущему. Не сделать обеспеченным, а подать нуждающемуся – значит утолить его голод и напоить. Всякий из нас может протянуть стакан воды человеку, если мы видим, что он нуждается в этой воде.

Так что от нас с вами Господь ждет самой малой меры добра. Конечно же, удел совершенных в том, чтобы в этом малом, благодатью Божией, совершать большее. Но об этом речи Господь не ведет. Речь идет о конечной участи всякого человека. Господом указана самая малая мера добра: самое малое доброе чувство, доброе пожелание ближнему – всё является решающим в нашей жизни. Если кто-то из нас думает, что он, будучи лицемером, для внешних людей навсегда запечатлеется человеком добрым, а при этом будет думать и чувствовать об этих людях злое, то такой человек обманывает себя, потому что Сердцеведец Господь знает всё, знает наше сердце так, как иногда не знаем мы сами, потому что редко в него всматриваемся.

Поэтому, дорогие мои, эта самая малая мера добра, о которой говорит Господь, нам с вами доступна и это обличает нас в том, что мы и этого малого не делаем, не говоря уже о великих подвигах.

Обратим внимание на историю нашей жизни и на то, скольким людям мы желали добра. Если мы будем честно об этом говорить, то окажется, что злились, желали недоброго, а может быть даже недоброе делали людям в большей мере, чем желали доброго. И это является, дорогие мои, трагедией нашей жизни, потому что мы сами ясно осознаем, что добро делает нас лучше, приводит к добрым последствиям, а злое всегда негативно отражается, в том числе, на нашей судьбе.

Поэтому каждому из нас: священнослужителю, монаху, мирянину – всем нам необходимо будет ответить перед Богом, и никто из нас не избежит Суда Божия, о каждом из нас Господь произнесет Свое, с одной стороны справедливое, а с другой стороны любящее нас слово. Не осмеливаюсь говорить слово приговор, потому что у Бога не может быть приговоров – Господь, как чадолюбивый Отец, безмерно любит нас. Поэтому от Бога будет не приговор дан нам, от Бога будет дано свидетельство, поскольку всякая жизнь православного христианина и его добровольный мученический подвиг является свидетельством. Господь, как источник всякого добра, всякого блага и мира, будет лишь свидетельствовать о том, что мы недостойны стать по правую Его руку, что мы недостойны стать наследниками Его Небесного Царствия. Сама совесть наша будет обличать нас в нашем недостоинстве быть по правую руку от Господа.

Поэтому, дорогие мои, приближаясь к многотрудному, но спасительному Великому посту, Святая Церковь предлагает нам эти образы, эти высокие смыслы, готовя нас к тому, чтобы мы всматривались в себя как можно чаще, чтобы мы пытались взглянуть в себя как можно глубже, в самые глубины нашего сердца, изымая оттуда благодатью Божией, слезами покаяния, всю скверну нашего греха, который пытается угнездиться в нашем сердце, захватить его, навсегда обладать им, а значит – руководить нами. Но наша с вами задача подчинить себя не силам зла, а силам добра, Самому Господу.

В эти оставшиеся дни перед Великим постом посвятим размышлению о нашей собственной жизни, посвятим тому, чтобы со всею силой той справедливости, которая дана нашей совести, оценить глубину отпадения от Бога, нежелания работать Ему и духовно плодоносить. Наша духовная ленность является тем препятствием в Царствие Небесное, которое, в том числе, не дает нам вовремя подать стакан воды человеку нуждающемуся, посетить больного и близкого человека, который, может быть, находится сейчас в заключении и так нуждается в утешении. Неважно, что он, в соответствии с нашим мирским законом, был подвергнут справедливому наказанию, и несет это наказание перед людьми, перед Богом. Важно другое: каково наше личное отношение ко всякому человеку и к тому, который споткнулся о собственное несовершенство, о собственные страсти, совершил тот или иной проступок. Не наше с вами дело судить другого человека. Наша с вами задача, о чем сегодня в словах о Страшном суде говорит Господь, проявить доброе чувство ко всякому человеку, даже к тому, кто ненавидит нас, кто желает нам зла. Мы, по примеру Самого Господа и Его учеников, мучеников Христовых, должны благословлять и молиться за ненавидящих и обидящих нас.

Но это благословение и молитва за ненавидящих и обидящих нас не относится к тому, как мы должны поступать, защищая нашего ближнего от всякого зла. Поэтому всякий долг наш перед Отечеством нашим, особенно людей, носящих погоны, состоит в том, чтобы защищать ближнего. Когда вопрос состоит в том, в чем же я, человек военный, могу помочь в исполнении этих Слов Господних, то честном служении Отечеству вы делаете все то самое, что говорил Господь людям, находящимся по правую сторону, потому что «…нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).

Помните это, товарищи курсанты, помните, что вы призваны к самому совершенному, к тому, чтобы может и жизнь свою отдать за други своя, то есть за всех нас, стоящих здесь. А наша с вами задача, дорогие братья и сестры, состоит в том, чтобы проявлять добро максимально часто, быть добрым человеком, пресекать в себе всякое зло, которое пытается нас захватить.

Пусть сегодняшние прямые Слова Господа, Судии нашего, будут для всех нас отрезвляющими в оставшееся время нашей жизни. Кто знает, сколько мне осталось жить, кто знает сколькоосталось жить каждому из нас – только Господь.

Поэтому, дорогие мои, оставшиеся дни, месяцы, годы, а может быть десятилетия, милостью Божией, для каждого из нас, должны пройти в нашем духовном трезвении, в нашем духовном плодоношении, в проявлении нами добра.

Пусть Сам Господь, для каждого из нас, будет примером этого добра. Он, не только словами Своими, но и делами Своими, подтвердил верность Своего Божественного учения, Он жизнь Свою отдал за каждого из нас, тем самым, засвидетельствовал любовь к нам Небесного Отца, послав нам Утешителя Бога Духа Святого.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю мясопустную, о Страшном суде, попразднство Сретения Господня