Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю о блудном сыне

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю о блудном сыне

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю о блудном сыне

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 12 февраля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В сегодняшней притче, которую Святая Церковь предлагает нам на этой подготовительной неделе к Великому посту, называемой Неделей о блудном сыне, мы слышим из 15 главы Евангелия от Луки повествование,которое произносит сам Господь – причту о двух сыновьях(см. 15, 11-32). Если в Неделю о мытаре и фарисее мы с вами размышляли о пагубности горделивой самонадеянности, то сегодня притча о двух сыновьях указывает нам о пагубности нашего удаления от Бога, о бессмысленности того, чтобы мы искали возможности укрыться от Бога, а значит – укрыться от своей совести.

Первая часть этой притчи, которую говорит нам Господь, повествует о том, что молодой человек, младший сын, потребовал от отца законную часть имущества, полагавшуюся ему в наследство. Обычно такого рода вопросы возникают лишь тогда, когда умирает отец. И сами претензии младшего сына на то, чтобы получить это полагающееся ему по ветхозаветному закону богатство, дает нам повод к не очень хорошим размышлениям о том, что младший сын морально был готов к тому, что этот раздел подобен смерти самого отца.

Поэтому сами притязания на эту часть имущества уже оскорбительны по отношению к отцу. В соответствии с 21 главой Второзакония, как мы читаем, этому младшему сыну полагалась одна треть имущества, а старшему сыну две трети. То есть он в любом случае получал значительно меньше, чем полагалось сыну старшему и его брату. Но и на это он был готов, лишь бы уйти из отеческого дома, лишь бы не общаться с отцом и со своим старшим братом, а самому распоряжаться имуществом и значит, получать радости от тех возможностей, которые это имущество дает.

Вот как мы слышали, в далекой языческой стране, в которой ничего не напоминало об отце и семье, он, в отсутствии рассудительности,расточил это богатство и вынужден был даже устроиться на ту работу, которая ему, по Закону Божию, запрещалась, поскольку иудеям, в соответствии с 11 главой книги Левит запрещалось быть пастухами свиней. Но для того, чтобы физически выжить, он вынужден был соглашаться и на эту работу. И пищей его, к сожалению, был не хлеб, которого было так много у отца, а те зерна, которые называются рожками, имея в виду растущее на ближнем востоке рожковое дерево, семенами которого кормили бедняки своих свиней. Вот от этого рожкового дерева, семена которого бросали свиньям, вынужден был питаться блудный сын.

Удивительным образом, как об этом нам рассказывают исследователи библейской науки, в переводе с древнегреческого языка эти семена рожкового дерева переводятся как «караты». Именно отсюда, от величины этого семени рожкового дерева, измеряют караты драгоценных камней. Но не это суть главная, а главное то, что этими семенами питался блудный сын, ушедший так неразумно от своего богатого отца. И на глубине того падения, когда уже невыносимо было душевно и телесно испытывать все эти трудности жизни, он сообразил, что в этой ситуации правильным было бы возвратиться. Но возвратиться не в качестве того сына, которому полагается богатство, а он изжил его, а в качестве последнего раба. Он знал прекрасно, что и рабам у отца в изобилии подавался хлеб и никто в том семействе, даже самые крайние работники, никогда не питались скромно – отец в изобилии подавал всем пищу и по возможности иные блага.

Младший сын возвращается домой, и мы видим отца, который все время ожидал своего сына, всматривался в горизонт, надеясь, что он вернется. И мы можем себе представить настроение наших родителей, которые так стремятся к тому, чтобы мы как можно чаще посещали их. Они всматриваются нам вслед, надеясь, что мы по возможности, оставив мнимую занятость, будем посещать наших живых родителей и ценить то, что Господь дает нам возможность наслаждаться общением с ними. Особенно ценно это мы ощущаем тогда, когда теряем наших родителей, когда хотели бы одну минутку времени посвятить тому, чтобы побеседовать со своим отцом и своей матерью, но не имеем к этому возможность. И лишь молитвенное обращение к ним дает возможность такого правильного, глубокого, осмысленного и духовного общения. Никакие поминки, никакие бряцания рюмками не дают возможности подлинного общения с теми близкими людьми, которые ушли из этой жизни. Это относится, и я обращаюсь здесь к присутствующим военным, и к поминовению ушедших братьев наших, погибших во время исполнения своего воинского долга. Никакие поминовения, которые приняты в светском обществе, не способны заменить того духовного общения, которое подается нам Богом с Его Божественной благодатью, в молитве, в возможности помянуть ближнего своего брата, ушедшего из этой жизни через вопрошание к Богу о том, чтобы Господь простил его согрешения и упокоил его в Небесном Царстве.

Блудный сын проявил свою сыновнюю мудрость и вернулся к отцу. Отец мог бы высокомерно ожидать слов покаяния и деятельного изменения образа жизни сына, но в силу своей безмерной любви к сыну, сам идет к нему навстречу. Идёт, потому что для него важно не деятельное покаяние сына, а сам факт его возвращения. Так бывает дорогие мои у нас с вами, когда мы к Богу возвращаемся с намерением покаяться, а значит изменить наш образ жизни. Мы удивляемся, как Господь в Таинстве покаяния прощает нам грехи, ведь мы ещё не успели деятельно изменить свой образ жизни? Но Господь, подобно этому чадолюбивому отцу, не ждет времени, когда мы деятельно принесем плоды покаяния: Он идёт к нам навстречу, прощает нас, возвращает нам брачные одежды, одевает перстень нашего сыновнего достоинства на руку нашу, устраивает духовный пир, которым для нас является участие в Его Божественной трапезе, то есть в Причастии Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вот те образы, которые Господь предлагает нам в своей притчей о двух сыновьях.

Но мы также слышим из уст Спасителя нашего и слова о сыне старшем, который как будто был чрезмерно предан отцу и трудился на поле, как нам сообщает из этой притчи евангелист Лука. Но эти труды на поле и преданность отцу сопровождались горделивым отношением к отцу, поэтому он говорит: «…вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15, 29-30). И тогда отец, который равным образом любит и сына старшего, и сына младшего, говорит ему те важные слова, которые Господь говорит и нам с вами: «…сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое» (Лк. 15, 31).

Этот вопрос старшего сына был вызван не тем, что он сомневался в отце и в его способности устроить такой же пир и для него, а был из-за зависти по отношению к чадолюбию отца, что брат его младший согрешил, а отец простил его и вернул прежнее достоинство. У старшего сына это вызвало зависть и недовольство в том, что он трудился больше, а сын расточил имение и отец простил его.

Так и мы, дорогие мои, глядя друг на друга, не должны измерять своей мерой покаяния окружающих людей. И поэтому мы, глядя на человека, который может быть в первый раз зашел в храм, не должны его осуждать. Мы не имеем права не то, что говорить, а думать даже о том, что он меньше достоин, потому что меньшее количество раз приходил в храм, не знает порядка богослужений, имен священников, служащих в храме, не разбирается в том, когда наложить на себя крестное знамение или земной поклон. Отец Небесный одинаково добро относится и к тем, кто всегда приходит в храм Божий и к тем, кто в первый раз, потому что Он наш Небесный Отец, у Которого всесовершенная любовь, Который измеряет не количество наших молитв, адресованных Ему, а лишь глубину нашего с вами покаяния. Если наша гордость и лицемерие бывают причиной тех осуждений, которые мы высылаем окружающим людям, тогда бессмысленны сами годы нашего хождения в храм Божий, бессмысленны наши усилия, потому что наше сердце преисполнено гордости, а значит неспособности к Богообщению.

Поэтому будем очень внимательно отслеживать наше внутреннее духовное состояние, будем со смирением перед Богом, с сокрушением сердечным обращаться к Нему: «ведь именно я согрешил перед тобой Господь, именно я совершаю грехи и, может быть, те грехи, от которых не могу избавиться в течении жизни, именно я не достоин твоего Царствия Небесного, а брат мой, который приносит покаяние, бывает более достойным, чем я».

Поэтому, дорогие мои, в преддверии многотрудных с духовной точки зрения дней Великого поста, будем размышлять над этой притчей, отслеживать состояние своего сердца, осуждать самих себя и благословлять окружающих людей. Пусть наставление святого апостола Павла, которые мы слышали в послании к Коринфянам сегодня, о том, что мы призваны Богом прославлять его не только в душах наших, но и в телах наших, поскольку тело наше, по слову апостола Павла – «…храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6, 19). Имеем ли мы право разрушать Богом данный нам храм, в котором Он бы сам почивал? Не имеем никакого права.

Поэтому дорогие мои, будем ответственно относиться к состоянию нашей души, к телу нашему, разумно заботясь о нем, понимая, что с помощью тела мы имеем возможность прославлять Бога нашего, мы имеем возможность к доброделанию, к исполнению нашего долга, в том числе долга воинского. Поэтому так важно заботиться и о теле нашем, чтобы Господь прославлялся в душах и телах наших.

Пусть сегодняшняя причта о двух сыновьях служит нам мудростью и примером того, как мы должны относиться к Богу и к ближним нашим, прославляя Господа и молясь о ближних наших живых и умерших, но всех обретших и обретающих Царствие Небесное.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю о блудном сыне