Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю о мытаре и фарисее,
в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской,
г. Смоленск, 5 февраля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы слышали, помимо евангельской притчи о мытаре и фарисее (см. Лк. 18, 10-14), второе Послание святого апостола Павла к Тимофею. В 3-й главе святой апостол в I веке сообщает и нам сейчас, что «…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13).

С I века ничего не изменилось, и те люди, которые в большинстве своем бывают успешны в этом мире, к сожалению, не являют собой пример благочестия во Христе. Поэтому та зависть, которая часто охватывает простых людей, на самом деле несостоятельна, потому что нечему завидовать. Не следует завидовать тому, что человек пребывает во зле и бывает от этого успешным. Поэтому, дорогие мои, пусть никто из нас не завидует людям успешным, богатым и властным, поскольку каждый из нас даст ответ за всё то, что имеет в своей жизни.

Сегодняшняя притча о мытаре и фарисее очень ярко свидетельствует о том, что Господь слышит молитвенные воздыхания как человека богатого, состоятельного, успешного, даже успешного в Церкви. Он также одновременно слышит и слова молитв человека самого простого, с общественной точки зрения недостойного, последнего, может быть, в обществе человека, к которым относится в притче мытарь.

Один человек зашел в первые ряды храма и «молился в себе», как об этом свидетельствует евангелист Лука. «Молился в себе» означает то, что он мог не произносить внешне слов. Если мы всмотримся в древнегреческий текст Евангелия, то это выражение означает и то, что этот человек молился не Богу, а самому себе, поскольку такие слова, которые он произносил, невозможно квалифицировать как молитву. Не является, дорогие мои, у каждого из нас то обращение к Богу, которое восхваляет самого себя, нашей с вами молитвой. Когда мы в молитве говорим, что «я лучше, чем окружающие люди», то это уже не молитва, а самовосхваление, проявление гордости нашей.

Со вчерашнего вечера Святая Церковь вступила в подготовку к Великому Посту и впервые в этом году открыла постную Триодь. Те молитвословия, которые вчера мы с вами на Всенощном бдении слышали, и в продолжении всего Великого поста – всё это будет молитвословия постной Триоди. Святая Церковь нас с вами в эти дни готовит к тому, чтобы наша молитва доходила до Бога. А молитва та доходит до Бога, которая смиренна, как об этом говорит псалмопевец Давид: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Поэтому всякое наше молитвенное обращение к Богу должно непременно соблюдать условия, и главным из них является смирение перед Богом нашего сердца, потому что «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Это относится к каждому из нас, какое бы общественное положение или высокий статус в Церкви не занимал – если наша молитва: архиереев, священников, монахов, мирян не смиренна, то она не доходит до Бога, не бывает услышана Богом.

Сегодняшняя притча, которую Господь Сам произносит, нас учит тому, какая должна быть молитва: она не должна быть напоказ, как у фарисея, который, как это полагалось по ветхозаветной традиции, вознес высоко руки, и весь его образ источал саму праведность, как это казалось ему – не Богу, а человеку. Это никоим образом не имеет отношения к нашему с вами подлинному благочестию. Но когда мы имеем вид благообразный, а наше внутреннее состояние далеко от внутреннего духовного многообразия, когда мы внешне красивы, благочестивы, и у женщин красивые платки покрывают голову, мужчины и юноши приходят собранными и совершают всё то необходимое, что полагается во время богослужения в храме, – но не это является для Бога оценкой благочестия человека. Но то, что находится на сердце нашем, то, что пролегает через наше сознание, что исходит от нас – вот это является той мерой духовного благочестия, на которую смотрит Господь.

Поэтому Господь и принимает молитву не этого «благочестивого» фарисея, пришедшего в храм Божий. Он принимает молитву, может быть, с общественной точки зрения недостойного человека – мытаря, вставшего в самом конце храма и произносившего всего одну молитву: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13). Потому то, что произнесено от сердца, со смирением, важно, и это относится не только к молитве, а ко всякому делу любого взрослого и подрастающего человека. Таким должно быть отношение к учебе, если мы говорим о молодежи – со смирением, с просьбой к Богу всякая молодежь должна подходить, чтобы осваивать знание, этот тяжкий труд требует смирения перед Богом, потому что смирение привлечет Божию благодать, а значит, учеба будет успешна. Все эти дела, которые мы совершаем, даже самые сложные в нашей жизни, без того, чтобы Господь помог нам, они не бывают, к сожалению, успешны. Даже если нам кажется, что мы без Бога успешны, то часто сама жизнь подтверждает и развенчивает это наше мнимое заблуждение.

Поэтому, дорогие мои, в начале подготовки к Великому посту, обратим внимание на то, как мы молимся Богу. Ему не нужны наши бессердечные слова продолжительных молитвословий, – Господь лучше нас знает. Ему нужно наше смиренное сердце, наш сокрушенный дух. Именно для этого мы произносим эти продолжительные молитвы, чтобы воспитать наше сердце, приучить его к смирению, охладить его страстность. Именно поэтому продолжительны богослужения, в которых мы больше часа, а в Великий пост мы и два, и три, и четыре часа будем проводить – всё это ради нашей духовной тренировки, ради того, чтобы заставить себя быть смиренными перед Богом. Это невозможно сделать искусственно, невозможно физически, принудительно стать смиренным человеком – это может сделать только Божия благодать. Но если мы не будем соработниками Богу в этом, если мы не будем Богу помогать исправлять нас самих, то ничего у нас не получится.

Поэтому начнем с самого малого, с той смиренной и простой молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному». И через наше сердечное сокрушение, через исповедование нами грехов перед Богом, искреннее покаяние в Таинстве Покаяния перед священником, через причащение Святых Христовых Таин, будем просить Господа, чтобы Он избавил нас от духовной слепоты, чтобы Он даровал нам смирение и слезы покаяния, чтобы Господь Своею благодатью привел нас ко спасению.

Пусть образ Новомучеников и Исповедников Церкви Русской служит нам примером тому, как эти благочестивые люди силой своего подвига во Христе, благочестием во Христе, силой Божией благодати, достигали Царствия Небесного.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской