Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 2-ю Великого поста,
в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 12 марта 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Второй воскресный день Великого поста называется Церковью Неделей «светоносной», потому что неизменно в этот день Святая Церковь отмечает труды и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Это современник преподобного Сергия, который управлял христианской паствой города Фессалоники и оставил после себя, для нас с вами, православное учение о Фаворском свете, о действии Божией благодати на природу человеческую.

Одним из главных акцентов этого православного учения, принятого всей Вселенской Церковью, является то, что Божия благодать – это нетварная Божественная энергия, неразрывно связанная с Божественной природой. Человек, являясь существом тварным, неспособен к общению с Божественной природой: это общение с Богом дается нам через Божественную благодать. Подобно тому, как мы с вами не можем прикоснуться к солнечному диску, но при этом ощущаем свет и тепло. Хотя этот образ, приводимый древними христианскими апологетами и иными церковными писателями, до сего дня является очень ясным для нас, но образ солнца, света и тепла не является совершенным подобием того, что происходит во взаимодействии между Божественной природой и Божественной благодатью, влиянию этой благодати на нас с вами.

Божественную природу невозможно описать во всей её полноте и те сведения, которыми мы обладаем, даны в Божественном Откровении. И это тот объём информации, который важен для нашего с вами спасения и не более того, он открывает для нашего сознания и нашей душе Бога. Божественной благодатью Господь преображается на Фаворской горе, освещая от Него, от Бога исходящим Божественным светом учеников, свидетельствуя о том, что им – Богом соединены человеческая природа и природа Божественная в лице Господа нашего Иисуса Христа. Это единство Божественного и человеческого Богочеловека Христа дает возможность нам с вами быть причастными к человеческой природе Христа, по нашему единству человеческой природы с Ним. Это единство является тем важным элементом, который обеспечивает наше с Вами обожение. Поэтому святой апостол Петр во Втором послании и говорит, что каждый из нас призван стать причастниками Божиего естества (см. 2 Пет. 1, 4). Он не ошибается в этой формулировке, поскольку причастником этого Божественного естества возможно стать только через восприятие Божественных энергий, неразрывно связанных с Божественным естеством.

Вот, дорогие мои, чем являются эти Божественные энергии для нас с вами – это Божия благодать, которую мы получаем, вступая в жизнь Божественную через Таинство Крещения. Но это не значит, что люди не крещеные вообще никак не просвещаются Божественным светом. Достаточно обратить внимание на образ святого апостола Павла, который, являясь Савлом, гнал Церковь, но Господь явился ему со словами: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4). Не это ли зов Божий к человеку? Так что всякий из нас, дорогие мои, даже если он и не крещён, просвещается этим Божественным светом, но не так сполна, как им просвещается всякий человек, вошедший в пространство Божией благодати, коим является Церковь, Им же, Богом Самим и основанной. И в этой Церкви Господь намеренно учредил Таинства: Таинство Крещения, Таинство Причащения Святой Евхаристии – Божественное благодарение, Которое Господь в Великий четверток перед своими страданиями совершил для своих учеников; это иные, Богом установленные Таинства, через которые мы с вами духовно наполняемся, укрепляемся, обоживаемся, становимся достойными Царствия Божиего.

Но для того, чтобы быть восприемниками Божественной благодати, мы непременно должны исполнять Божии заповеди, исполнять те условия, которые открывают для нас с вами действие этой Божественной благодати. И главным из этих условий является наше покаяние перед Богом, наше желание Богообщения, наше сокрушение в греховной жизни. Там, где покаяние, там непременно молитва к Богу – без молитвы невозможно стяжать Божественную благодать.

Этой молитвой является не только наше соборное общее моление. Этой молитвой является наше молитвословие в домашних условиях, наше молитвенное воздыхание во всякое время жизни нашей, чем бы мы ни были заняты, что бы мы ни делали – молитва должна всегда сопровождать нашу жизнь. Сначала она должна быть воспринята нашим умом, и мы должны навыкнуть к этой молитве, а затем эта молитва должна проникнуть в наше сердце. Именно эти сердечные молитвословия, коей является Иисусова молитва, о которой так много говорил святитель Григорий Палама, являются очень важным условиям для стяжания Божественной благодати.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» – это та формула Иисусовой молитвы, которая должна духовно практиковаться каждым православным христианином. Но эту духовную практику необходимо проходить под наблюдением опытных духовных наставников. Главным духовным наставником для нас является Божественное Откровение – Святое Евангелие, затем творения святых отцов, которые оставили нам учение о том, как подходить к практике непрестанной молитвы, это и наставления опытных духовных отцов и матерей, которые в своей жизни добродетельно практикуют опыт умного делания, это непременно духовное руководство своего духовника. У каждого ведь из нас с вами должен быть духовник – тот пастырь, или благочестивый и духовно опытный монах, или мирянин, которые нам помогают в нашем духовном делании.

Помимо покаяния, помимо молитвы, мы должны с вами обращать внимание на доброделание, без чего также невозможно угодить Богу, ведь добрые дела являются прямым проявлением нашего внутреннего духовного состояния. Невозможно себе представить человека, который бы внутренне стремился к Богу, а при этом не совершал бы добрых дел. Это невозможно, одно с другим непременно связано.

Сегодняшнее Евангельское чтение о добром пастыре, которое всегда предлагается Святой Церковью в память великих святителей, угодников Божиих – тому наглядный пример. Невозможно, чтобы пастырь, благоговейно относящийся к своей вере и любви к Богу, не был бы тем человеком, который бы искренне любил всякого человека, который бы являл собой пример доброго пастыря (см. Ин. 10, 9-16).

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем держаться добрых пастырей, будем непременно задавать им вопросы о нашей с вами личной духовной жизни, будем просить их о пастырской молитве за нас с вами, будем непременными помощниками этих добрых подвижников веры и благочестия. Да, жизнь настолько сурова, что нам иногда приходится потрудиться, чтобы найти для своей духовной жизни доброго пастыря. Пусть их немного, но каждый из нас имеет возможность найти для себя духовного наставника – это очень важно. Кто бы из нас кем бы ни был: священнослужителем, монахом, мирянином, человеком высокого социального уровня или самым простецом – все мы нуждаемся в духовном руководстве. Мы нуждаемся в духовном руководстве и для того, чтобы нам ясно было разъяснено учение Святой Церкви о Божественной благодати, которое она получила, в том числе, из учения о нетварном Божественном свете святителя Григория Паламы.

Поэтому, дорогие мои, в дни Великого поста особенным образом обратим наш духовный взор к Богу, чтобы попросить Его направить Божественную благодать в наше сердце, в наш ум, просветить наше человеческое естество, осветить наше греховное естество Божественным светом. Чтобы как в комнате, в которой включен свет, нам бы с вами увидеть весь тот внутренний «духовный бардак», который иногда бывает в нашей душе и нашем сердце. И Божественный свет обнаружит нашу неправоту перед Богом, перед ближними, перед самим собой. Пусть это знание станет для нас поводом для нашего сердечного сокрушения, нашей просьбы к Богу простить нам грехи наши, указать верный путь нашей личной жизни.

Пусть Божественная благодать, всегда «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», нас с вами укрепит в нашем христианском делании Покровом и молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святых великих угодников, к которым относится святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский и всех Смоленских чудотворцев, которые для нас с вами являются верными наставниками в духовной жизни. А нам надо с вами всегда иметь своими духовными руководителями этих великих наставников и угодников, почаще открывать Священное Писание Нового Завета, не лениться открывать святоотеческие наставления, чтобы через приобщение к этим духоносным живительным глаголам Божиим, нам духовно просвещаться.

Но более того, нам необходимо просвещаться частым приобщением к Таинствам Божиим, частой исповедью в присутствии священника и совершения над нами этим священником разрешительной молитвы. Никому иному на этой земле – только священникам Господь даровал эту власть и право вязать и решить грехи. Причащение Святых Христовых Таин дает нам возможность богообщения, ведь мы через принятие Тела и Крови Христовых становимся сотелесниками Христу, становимся единой природой богочеловеческой со Христом. Принимая эти Божественные энергии, которые связаны с Ним, с Богом, мы с вами узнаем Божественную жизнь, Его совершенную и безмерную любовь по отношению к человеческому роду и к нам с вами, Его искреннюю отеческую заботу о каждом из нас.

Пусть эта Божественная благодать, причастниками которой мы призваны быть, посетит сердце каждого из нас с вами здесь присутствующих и приведет нас в Царствие Небесное.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского