Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 26 марта 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нашему осмыслению евангельское чтение от Марка, где мы становимся свидетелями беседы Господа нашего Иисуса Христа с отчаявшимся отцом, сын которого с самого раннего детства был подвержен воздействию злых духов (см. Мк. 9, 17-31). Таким образом проявлялось в этом молодом человеке действие злых духов, что он был нем и глух, то есть не был способен слышать и говорить, а в новолуние и при иных обстоятельствах, бесновался таким образом, что устремлялся и в огонь, и в воду. Одним словом, бесы стремились погубить человека окончательно, и они предпринимали любые условия и действия для того, чтобы уничтожить, но сила Божия не давала погибнуть человеку. И ученики спорили с этим человеком, имя которого евангелист Марк не называет также, как и имя отрока. Он задавал вопрос, почему же они, исцелявшие по воле Божией стольких людей, не могли это сделать в этот раз?

Святитель Григорий Палама, память которого мы отмечали во 2-ю Неделю, то есть второй воскресный день Великого поста, сообщает нам свои богословские размышления (см. Толкование Евангелие от Марка 9 глава. Григорий Палама святитель). Он говорит нам о том, что ученики не могли исцелить этого человека не потому, что они не были Богом снабжены необходимыми действия благодати Святого Духа. Не в этом дело. А дело в том, что вера отца была недостаточна. Отец вообще был неверующим человеком, поэтому Господь и обличал его в неверии, ведь он обратился к Нему со словами: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9, 22). Это свидетельство отчаяния человека, который уже не знал, куда обратиться за помощью. Это и свидетельство отсутствия веры, ведь когда человек, верит в Бога, он произносит Богу просьбу без всякого сомнения. Если человек верующий – он обращается к Богу даже с дерзновением, а в данном случае, мы слышим о том, как сам человек – этот отчаявшийся отец, сомневается, что даже Господь сможет помочь ему. И Господь, обличая его неверие, призывает его к тому, если сколько-то есть возможности, чтобы он веровал: «…если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). Господь не требует от этого человека совершенной веры, Он требует всего лишь самую малую часть.  Господь это делает, потому что усматривает, как Сердцеведец, возможности сердца человека, который даже в самом неверующем состоянии способен обрести веру – способен, когда силы своей души направляет на покаяние.

Обратите внимание, что неверие отца стало каким-то образом причиной бедствий, происходящих с его сыном. Дорогие мои, а сколько в нашей с вами жизни таких людей, которые не верят в Бога и не воспитывают своих детей в вере и благочестии? Сколько бывает случаев, когда это неверие родителей прямым образом отражается на жизни детей, которые бывают неспособны почерпнуть эти основы веры в Бога?

Поэтому, когда эти молодые люди возрастают, они бывают неверующими людьми. И никакие воздействия внешних сил, благолепие храмов, аргументы со стороны священников или благочестивых людей и призывы к тому, чтобы веровать, не бывают способными воздействовать на неверующего человека. Ничего не убеждает такого человека стать верующим. И даже обстоятельства смерти, которые связаны с ведением боевых действий, само пребывание человека во время боевых условий, также не всегда, к сожалению, подвигает его к тому, чтобы уверовать в Бога. Это связано с окаменелостью сердца, с неспособностью воспринять Божественную благодать. Но в глубине всякого сердца, даже самого окаменелого, есть самый малый огонек веры в Бога. Важно, чтобы человек обратился к покаянию, чтобы он признал свою несостоятельность перед Богом и внешними условиями своей жизни. Важно, чтобы он попросил Бога о помощи, как это сделал отчаявшийся, но желающий исцеления сыну, отец. Это горячее желание, чтобы сын получил исцеление, и вырвало из его сердца исповедание веры, которое было произнесено словами: «…верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк, 9, 24). Это даже самое малое исповедание веры и свидетельство своего бессилия – уже являются основанием к тому, чтобы Господь помог такому человеку.

Сколько, дорогие мои, среди нас неверующих людей, в том числе малых детей, которые не приучены веровать в Бога, которым не вложена вера ум и сердце? Поэтому, по слову Господню: «…огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 15). Это трагедия для всякого человека, потому что, к сожалению, ничего, помимо собственных страстей, собственных человеческих ограниченных измышлений, не может войти в пространство жизни такого человека. А если он бывает не водим Богом, значит он водим бывает другими силами и не дай Бог, если это силы бесовские. Поэтому так много в нашей жизни зла и мир, по свидетельству Божию, лежит во зле, потому что именно люди, которые призваны быть носителями добра, к сожалению, бывают проводниками зла и при этом показывают свою духовную слепоту, свою неспособность к доброделанию.

К сожалению, нынешнее общество наше свидетельствует о такой всеобщей болезни духовной слепоты, которая не разгоняется ничем, даже теми внешними и внутренними обстоятельствами, в которых мы сейчас пребываем во время проведения специальной военной операции. К сожалению, большинство людей еще  не до конца осознало ту трагедию, которая связана с необходимостью защиты нашего Отечества от внешнего зла, которое пытается погубить его, которое пытается уничтожить саму православную веру и те нравственные ценности, которые определяют бытие не только человека, но и целых народов.

Поэтому, дорогие мои, очень важно, чтобы эта духовная слепота отступала от всех нас, чтобы наше сердце было способно к восприятию Божественной благодати, которая способна изменить судьбу каждого человека, целых народов и стран, как это происходило и в нашем Отечестве, которое жило в темноте неверия языческих культов и обрядов до своего Великого Крещения. Великий князь Владимир, Креститель Руси и народ русский воспряли, когда Божия благодать начала проникать в сердца людей, и как расцвела наша страна, какой великой она стала? Так бывало за все это тысячелетие тогда, когда народ обращался к вере, укреплялся нравственными императивами, когда сплачивался под идеями единым знаменем победы Христа.

Это исцеление отрока произошло потому, что отец обратился к Богу с просьбой укрепить его веру. Но произнесет ли наше с вами неверующее сердце эти слова Богу? Обратимся ли мы к Богу с тем, чтобы Господь укрепил нашу веру, смилостивился над ближними нашими, чтобы Господь правильным образом управил жизнь нашего русского народа? И для того, чтобы это благо произошло, необходимо, чтобы и мы из глубины нашего сердца, взывали: «Господи! помоги моему неверию». Если это будет происходить, то Господь исцелит всех нас подобно тому, как он исцелил этого отрока.

Обратите внимание на слова Господа, которые приводит евангелист Марк: он повелел бесам выйти из отрока и больше никогда не входить в него. Как важно это повеление Божие о том, чтобы никогда диавол не имел возможности проникать в наше сердце – это будет тогда, когда мы будем все время теплить в нашем сердце пламень веры в Бога. Именно вера в Бога является фундаментом нашей духовной жизни, как об этом говорит преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня отмечаем.Это первая ступень, без которой невозможно восхождение к Богу. Вторая подобная ей – это покаяние перед Богом, поскольку без покаяния невозможно проникновение в наше сердце благодати Божией (см. преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица или Скрижали духовные»).

Иоанн Предтеча взывал к народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Через это покаяние мы способны обрести духовное зрение, способны приобрести слух, которым мы можем воспринимать Божие Слово. Обратите внимание на то, сколько наш поврежденный грехом ум запоминает Божественных слов. Много ли? К сожалению нет. Наш греховный ум и наше сердце больше податливо под действие греха. Поэтому злое, неприличное, наш ум и наше сердце воспринимает мгновенно и запоминает, так что его невозможно искоренить из самой природы человеческой. А как трудно в наше духовное пространство и сознание проникает Слово Божие – как маленький лучик среди темных туч. Как трудно нам запомнить слова Евангелия. Придите домой и проведите проверку над собой: сколько вы сегодня запомнили из 9 главы Евангелия от Марка, которое только что слышали, на сколько деталей духовных и очень важных для нашего спасения вы обратили внимание? И когда мы будем проводить экзамены духовные над собой, мы поймем, что мало чего запоминаем, мало чего Божьего воспринимаем, ленимся, гордимся, бываем духовно слепы, а значит – неспособны бываем к доброделанию.

Поэтому, дорогие мои, подобно этому отчаявшемуся отцу, будем взывать ко Господу в эти проходящие в нашей жизни дни Великого поста, которые необходимо использовать для нашего спасения, для приобретения нами покаяния, для восхождения шаг за шагом к Богу. И если покаяние, исповедание веры будет присутствовать в нашей жизни, значит мы будем способны к духовному восхождению, а приближение к самому Богу будет открывать наше с вами недостоинство. Это недостоинство будет воспламенять в нас ревность к Богу, создавать глубину покаяния, а значит всё это послужит к нашему преображению, преображению нашей души – того, чего ждет от нас Сам Господь.

Поэтому будем искренне взывать ко Господу, будем просить Его просветить нас своим Божественным нетварным светом, будем молить Бога о том, чтобы Господь исцелил нас, дал нам покаяние, указал верный путь ко спасению.

Пусть восхождение наше к Богу будет верным и поступательным, самоотверженным, любящим Бога и любящим людей.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника