Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом,
в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова,
г. Смоленск, 21 мая 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Сегодняшний воскресный день Святой Церковью называется Неделей о слепом. Мы с вами слышали целую 9 главу, за исключением последних трех стихов, Святого Евангелия апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Ин. 9, 1-38). В этом подробном изложении было много слов, которые произнес слепой человек, было много слов, произнесенных иудеями, теми фарисеями и книжниками, которые стремились обличить Господа нашего в нарушении Законов Божиих. Но ничего этого не могло произойти, поскольку Господь – Сам автор Своего же Законодательства. Он, собственно, пришел для того, чтобы исполнить Закон, исполнить всякую правду.

Мы обращаем внимание на слова Спасителя об этом слепом, когда ученики спросили: «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2). Господь произносит слова, которые для нас необъяснимы, потому что нам невозможно думать умом Божиим: «Не согрешил ни он, ни родители его…» (Ин. 9, 3). Как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, нет человека, который бы жил и не согрешил, и слепой, так или иначе, согрешал, и его родители в течение своей жизни согрешали. (см. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна).

Но, в данном случае, в отношении этой слепоты, Господь говорит: «…но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Нам непонятно, каким образом немощь человеческая, горе человеческое необходимы для Славы Божией? Быть слепым – это горе, недостаток, это несчастье. Как нам подробно излагает святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место Святого Евангелия, зрение – главный орган человеческий. Обратите внимание, не сердце, не что-то иное – не руки и ноги, а зрение. По слову святителя Иоанна Златоуста, благодаря зрению мы получаем от Бога Откровение. Оно является тем средством, которое нас приближает к Богу, ведь благодаря зрению мы много постигаем, мы много воспринимаем и наш ум откликается на то, что видит человек зрением.

Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что мы никогда не найдем ответ на вопрос: «почему он слеп для Славы Божией?», если будем размышлять о причинах. Скрыты эти причины и только Господу известны, но последствия этого открывает для нас Сам Бог. Он открывает тем, что слепого от рождения человека исцеляет и он становится физически зрячим. Но не это главное, дорогие мои, как об этом замечают древние толкователи, а главное то, что этот от рождения слепой человек был на самом деле духовно зрячим.

И так в нашей жизни бывает, что человек слепой, или имеющий ту или иную немощь физическую, недостаток, являет Славу Божию в большей степени, чем тот, кто как будто бы не имеет физических недостатков. Бывает такой человек, которого мы называем инвалидом или немощным, более духовно зрячим, духовно трезвым человеком, а тот, кто как будто бы здоровый, целый, симпатичный человек, на самом деле является духовным слепцом. Что является более тяжкой болезнью – физическая ли немощь или немощь духовной слепоты?

Святой апостол Иоанн Богослов нам сегодня в Первом послании говорит: «Бог есть свет…». И тот, кто говорит, что общается с Богом, но ходит во тьме, лжет себе и нет в нем истины. Но тот, кто во свете ходит, говорит святой апостол, тот имеет общение друг с другом (1 Ин. 1, 5-7). Ведь правда, когда мы не видим, то мы и не общаемся друг с другом. А когда мы ясно видим человека, если наше духовное зрение позволяет в окружающих нас людях видеть Образ Божий, тогда бывает крепкое, тесное духовное общение с другим человеком. Тогда мы являем собой общность, и эта общность называется Церковью Божией.

Поэтому так важно иметь духовное зрение. Не может с духовной точки зрения являться какой-то существенной трагедией та или иная физическая наша немощь. Потому что немощь бывает иногда для пользы нашей, эта немощь нас посещает для того, чтобы дать нам возможность для смирения, дать нам возможность для послушания перед Богом. И мы в нашей духовной жизни должны бояться не немощей физических, а немощей духовных – таких немощей, которые имели те люди, которые возненавидели этого бывшего слепца, ненавидели и Самого Христа Спасителя. А для того, чтобы так было, мы должны ходить во свете. Ходить во свете – значит стремиться к Богу, потому что Бог является источником всякой жизни, источником света, причем и света физического, и света, прежде всего, духовного.

Поэтому, дорогие мои, для нас ясно должны быть понятны слова Спасителя, призыва, обращённого к каждому из нас: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Это, на самом деле, призвание к тому, чтобы каждый из нас совершил свою человеческую миссию. У каждого из нас есть своя человеческая миссия: у нас, священнослужителей – в послушании перед Богом, со всей совестью и любовью к Богу и ближним совершать священнослужение; у вас, мирян, тоже есть свое послушание перед Богом – Господь каждому из вас дал это послушание. Наша задача состоит в том, чтобы со всем достоинством, со всей честью пронести Богом данные таланты – таланты врача, педагога, рабочего на заводе, таланты сотрудника правоохранительных органов, таланты воина, защищающего Отечество. Каждому из нас даны эти таланты. Будем со всей ответственностью нести наше послушание перед Богом, будем стремиться ходить во свете.

Иногда, по греховности нашей, нам хочется запрыгнуть в тень, чтобы никто не видел нас, чтобы мы согрешали, наслаждались этими временными сладостями жизни, которые нас губят духовно. Но всякий из нас, имеющий, к сожалению, опыт греховной жизни, знает – невозможно никакого духовного наслаждения получить от греха. Грех только разоряет, делает нас беднее и слепее.

Поэтому будем стремиться к свету, очищать нашу совесть от грехов, будем ходить во свете, чтобы не только в нас, но и через нас, для других людей, был явлен свет Божий. Чтобы в этом свете обличались дела тьмы, чтобы в этом свете было как можно меньше неправды. Согласитесь, наше общество переполнено неправдой, ложью, бесчестием и ненавистью друг к другу. Святой апостол Иоанн Богослов, память которого сегодня мы отмечаем, так ясно говорит нам о любви: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец…» (1 Ин. 4, 20).

Будем всеми силами нашей души жертвенно любить ближних наших. Эта жертвенная любовь не является потаканием другому человеку. Эта жертвенная любовь – наша способность и желание указать ближним путь к Богу. Жертвенная любовь – это способность пожертвовать собой ради ближних, чтобы они получили от Бога спасение, сохранили человеческое достоинство. Вот что такое любовь к ближним, а не то, что мы с экранов телевидения, радио и иных массмедиа слышим про то, что такое любовь. То, что нам вещает телевизор, в большей части, не имеет никакого отношения к любви, а к любви имеет отношение жертвенное служение Богу и людям – вот что такое любовь.

Поэтому, дорогие мои, сегодня, в день памяти святого апостола Иоанна Богослова, будем стремиться исполнять свой христианский долг, будем не сбрасывать с себя человеческого креста, который Господь нам дал, будем нести его достойно с Божией помощью. И когда мы, преодолевая свои немощи, будем это делать, то Он – источник света, будет указывать нам конкретно тот правильный путь нашей жизни, который обязательно приведет к Нему, к Христу Спасителю нашему, нашему Небесному Отцу.

И пусть нам в этом помогут краткие послания святого апостола Иоанна Богослова. Пусть в этом нам поможет одно из четырех Евангелии, автором которого, с Божией помощью, явился святой апостол Иоанн Богослов. Пусть наше доброе отношение друг к другу будет тем правилом, благодаря которому мы сами спаслись бы и вокруг нас спаслись бы окружающие люди.

Пусть каждый из нас в это пасхальное время, которое завершается событием Вознесения Господня, не перестает прославлять Воскресшего Спасителя. Пусть каждый из нас стремится к тому, чтобы свет проникал в наше сердце и в наши семьи, в наши трудовые коллективы и в целом в наше общество. Ведь мы живем в великой стране России, богатой своими традициями, богатой опытом жертвенного служения ближним, опытом любви друг к другу, любви к Богу и Отечеству.

Пусть эти примеры, наши великие наставники, сонм которых возглавляет, в том числе, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, будут для нас теми самыми примерами жизни, подражая которым, мы будем следовать ко Христу.

Христос Воскресе!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова