Обновления

Слово митрополита Исидора в Неделю 7-ю по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора, Попразднство Вознесения

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 7-ю по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора, Попразднство Вознесения

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 7-ю по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора, Попразднство Вознесения

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского,
г. Смоленска, 28 мая 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение от Иоанна. И в 17 главе мы слышим моление Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Своему Небесному Отцу (см. Ин. 17, 1-13). Трудно себе представить в нашей мирской жизни что-либо похожее на эту молитву. В этой молитве Сына к Отцу мы ощущаем всё совершенство любви Господа нашего Иисуса Христа к Отцу. В этой молитве мы слышим о том, что эта любовь к Своему Божественному Отцу нераздельно и неразрывно связана с Его любовью к тем, за кого Божественный Сын молится.

Господь говорит: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17, 4-9).

Глубокие смыслы содержатся в словах Христа Спасителя к Своему Небесному Отцу. Поэтому мы не будем переставать перечитывать эти евангельские слова Самого Бога. Поскольку сколько бы мы их ни перечитывали в течение всей жизни, нам невозможно постигнуть всё совершенство Божией любви, все совершенство любви между Отцом и Сыном Божественным. Это совершенство любви настолько высоко, что Отец Небесный Своего единственного Божественного Сына, равночестного Себе, Бога, направил ради того, чтобы Он спас человеческий род. Сын Божий пострадал, был повешен добровольно на кресте, умер ради того, чтобы воскреснуть и с этим Своим Божественным Воскресением совоскресил Собой человеческий род к новой совершенной, уже безгрешной жизни.

Эту безгрешность Божией жизни мы получаем в Таинстве Святого Крещения, когда Господь без нашего на то волеизъявления и нашей способности к тому, избавляет нас от первородного греха и от всех совершенных нами до того грехов. Поэтому важно, дорогие мои, чтобы каждый человек, живущий на этой земле, получал это Божие благословение, это освобождение от грехов в Таинстве Крещения, чтобы каждый человек получал это усыновление Богу в Духе Святом, чтобы каждый ощущал и осознавал это единство с Богом и единство друг с другом.

Для нас с вами эта совершенная молитва является поводом для размышлений о сыновстве и размышлений об отцовстве. Относимся ли мы к Богу, как настоящие Его Божии сыны, как часто Бога мы не называем, а именно в глубине своего сердца считаем Своим Отцом? И вот если мы нашего Небесного Отца не должным образом почитаем, то мы должны спросить себя: «От чего так происходит? Почему у меня нет такой совершенной любви к Богу подобно той, которая есть у Него, у Бога ко мне, ведь Он бесконечно раз прощает мои грехи?». А кто способен прощать грехи и недостатки человека? Только любящий его.

Поэтому, когда люди далекие от Церкви спрашивают и недоумевает: «Как это так ваш Бог прощает ваши грехи сколько бы вы их не совершали?», то наша с вами задача состоит в том, чтобы говорить: «Да, поскольку наш Бог совершенен, поскольку наш Бог совершенно любит каждого из нас, поэтому Он и прощает искренне, сердечно кающегося грешника». В этом совершенство Божией любви, в этом суть нашего в Боге спасения.

Но относимся ли мы к нашему Небесному Отцу должным образом? Нет. А для того, чтобы так относиться к Отцу Небесному, мы должны правильным образом воспитывать в себе самом должное отношение к Отечеству. А где оно воспитывается? Оно воспитывается в наших семьях. Спросим каждый сам себя: «А должным ли образом я отношусь к своему отцу? Правильно ли отношусь к своим родителям? Делаю ли всё что требуется от меня как от сына и от дочери?». Ведь бывает так, что мы, повзрослев, обзаведясь семьями, перестаем даже посещать наших родителей. Мы ограничиваемся тем, что может быть раз в неделю, в выходные, можем позвонить родителям, сказать пару слов и на этом мы считаем исполненным свой сыновний и дочерний долг. Но это не является достодолжным, правильным отношением к нашим родителям. А правильным является максимальная к ним любовь, максимальная жертвенность к тем, кто явился поводом к нашему с вами рождению, кто воспитал, кто наставил нас на путь истинный, кто сделал так, чтобы мы вступили во взрослую жизнь.

Поэтому, дорогие мои, мы недостаточно по-доброму относимся к нашим родителям – это мы должны признавать и исправлять наши ошибки. И выйдя из храма, мы должны задуматься: «А что бы сейчас можно было бы кроме звонка сделать для моих родителей? Что бы доброго, чтобы улыбнулась мать, чтобы поблагодарил нас отец, что можно было бы сделать?». И пусть эти вопросы всегда сопровождают нас, когда живы наши родители. А когда наши родители ушли из этой жизни, пусть молитва об их упокоении никогда не оставляет наше сердце и наши уста, пусть всякий день, утром и вечером, пусть всякую возможность посещения богослужения мы используем, чтобы произнести эти святые имена наших почивших родителей. И в этом будет совершенная любовь к нашим родителям.

Если мы хотим, чтобы дети относились к нам так, как мы хотели бы этого, то мы должны этот пример показать на наших родителях. Не бывает того, что человек, не живя в традиции, не получив необходимое воспитание, будет делать то или иное. Общество без традиций предопределено к погибели, общество, в котором нет духовных ценностей, в котором нет правильного отношения к маме и папе, в сознании которого разрушено понятие семьи – у такого общества нет будущего.

Поэтому, дорогие мои, наша общая задача православных христиан состоит в том, чтобы своим личным примером светскому, безрелигиозному обществу, свидетельствовать об истинных ценностях. И пусть совершенством этого нашего стремления будут слова Спасителя, обращенные к Небесному Отцу.

Я прошу вас, вернувшись домой, в домашней воскресной тишине, перечитать эту 17 главу Евангелия от Иоанна, чтобы вновь и вновь погрузиться в те глубочайшие смыслы, чтобы вновь и вновь спросить свое сердце: «А как я отношусь и как, к сожалению, ко мне относятся мои дети и мои внуки?». И если они относятся плохо, то в этом виноваты мы сами.

Пусть это сегодняшнее Евангельское чтение будет тем смыслом и той целью, которую важно нам достигать, каким бы возрастом мы с вами ни были.

Пусть Божия благодать, пусть Божественная любовь, которая желает проникать в наше сердце, будет нам путеводителем на пути нашей жизни. И пусть слова Христа Спасителя, обращенные к Отцу, будут понятны и нам с вами: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 22-23).

 

С праздником! С воскресным днём!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в Неделю 7-ю по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора, Попразднство Вознесения