Обновления

История Православия на Смоленской земле

Главная > Публикации > История Православия на Смоленской земле
Храмовый комплекс: церковь свв. апп. Петра и Павла, церковь св. вмц. Варвары

Храмовый комплекс: церковь свв. апп. Петра и Павла, церковь св. вмц. Варвары

Фотогалерея

Христианство начало распространяться на Смоленщине вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись “в лето 6498 (990-й год от Рождества Христова) иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли”.

Первым городом княжества, принявшим крещение стал Смоленск. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) Смоленск становится столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сначала сыну Ярослава — Вячеславу, а потом внуку, Владимиру Мономаху.

Мономах построил в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 году после победы над половцами освятил его и поставил в нем чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, которая хранилась в Смоленске с некоторыми перерывами до начала 40-х годов нашего века.

Самостоятельное значение Смоленская земля получила со вступления на престол внука Владимира Мономаха, святого князя Ростислава Мстиславича (княжил с 1128 по 1158). Замечательно, что Ростислав Мстиславич, усердный ходатай о даровании Смоленску самостоятельного епископа, получил название Набожного. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1137 году. Первым епископом Смоленским был Игнатий.

В 1145 году Ростислав Мстиславич заложил церковь каменную, а затем устроил монастырь на Смядыни, на месте, где было обретено тело святого Глеба. Несколько позже он устроил четыре церкви каменные во имя свв. Бориса и Глеба, во имя святых апостолов Петра и Павла (сохранилась до наших дней), во имя пророка Илии, во имя свв. бессребреников Косьмы и Дамиана.

По примеру св. Владимира князь Ростислав давал десятину от своих доходов на содержание церкви и священников. Волею князя Ростислава было предоставлено в ведение пастырей церкви наблюдение за верностью торговых мер и весов.

Благоверный святой Смоленский князь Ростислав Мстиславич причислин к лику святых. Празднование памяти 14 (27) марта.

С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской.

Выдающейся личностью своего времени был Авраамий Смоленский (XII—XIII века). С его именем связан расцвет духовной жизни Смоленска. По смерти родителей Авраамий роздал свое имущество сиротам и вдовам и удалился в Богородицкий монастырь. Там он переписывает книги, священное Писание, творения святых отцов и жития подвижников, составляет новые сборники для чтения. Авраамий создает иконописную мастерскую. Труды и подвиги его были скоро замечены игуменом монастыря. Испытав Авраамия, игумен счел его достойным священства. Получив сан, Авраамий не проводил ни одного дня без совершения Литургии и проповеди слова Божия. За свою праведность и доброту угодник Божий страдает от клеветников. В наказание за людскую злобу гнев Божий падает на Смоленск — город и его окрестности поражает страшная продолжительная засуха. Только молитва святого Авраамия смогла спасти смолян.

Епископ Смоленский Игнатий, основав монастырь во имя Пресвятой Богородицы, призвал Авраамия и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. После 50-летних трудов и иноческих подвигов, 21 августа 1221 года Авраамий с миром отошел ко Господу. День памяти Преподобного Авраамия Смоленского 21 августа (3 сентября).

24 ноября (7 декабря) день памяти мученика Меркурия, воина Смоленского. Ратный подвиг святого Меркурия относится к 1239 году. Хан Батый подошел к Смоленску на 30 верст. Смоляне обратились с мольбой к Божией Матери перед Ее чудотворной иконой. Для спасения города Божия Матерь избрала благочестивого воина Меркурия, служившего в дружине Смоленского князя. Свято исполняя волю Пресвятой Богородицы, Меркурий без страха пошел на врагов. Ночью он проник в неприятельский стан и убил татарского богатыря, на которого татары надеялись больше, чем на весь остальной отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Татары, видя около него величественную светозарную Жену и молниеносных мужей, в ужасе обратились в бегство. Но в последний момент, Меркурий, как и предрекала ему Божия Матерь, был поражен в голову и пал мертвым. Татары бежали, а тело святого мученика с честью было погребено в соборной церкви.

В Свято-Успенском Смоленском соборе хранятся сандалии св. мученика.

Заповедь самоотвержения, преподанную Божественным Учителем, христианские подвижники осуществляли разными путями. Преподобный Андрей Смоленский показал своею жизнью, каким образом, не оставляя мира, можно достигнуть этой цели. Андрей происходил из рода князей Смоленских, потомков Ростислава Мстиславича. Жил он во второй половине XIV века, перед взятием Смоленска Витовтом. Решив изменить свою жизнь, он роздал имение, и никому не говоря о своем намерении, тайно, ночью, “изменив княжеские одежды на рубища, вышел из города, яко один из сирот”. Много видел он городов, наконец, остановился в Переяславле Залесском. Здесь у церкви Николая Чудотворца, при вратах города, избрал он самую смиренную должность — пономаря церковного. Непрестанно молился, беседовал с другими только в случае необходимости, а для большего изнурения плоти носил вериги. В таких подвигах прожил он на одном месте 30 лет. И никто не знал, кто он и откуда. Только после смерти святого в руке его нашли хартию, которая удостоверяла его княжеское происхождение. Уцелели и золотая цепь с гривною, и золотой перстень. Все эти знаки княжеского достоинства были взяты впоследствии Иоанном Грозным. В 1546 году архимандритом Переяславльским Даниилом освидетельствованы и открыты были мощи праведника. Обретение мощей 27 октября (9 ноября).

Большое испытание выпало Смоленску в XV веке. В 1404 году литовский князь Витовт, в отсутствие последнего Смоленского князя Юрия, захватил город и присоединил его к своему государству. До 1515 года продолжалось господство Литвы над Смоленском. Все это время смоляне оставались верными Православной Церкви.

В начале XVII века, в смутное для страны время, Смоленску досталась трудная участь. Польский король Сигизмунд III, овладев Смоленском в 1611 году, дал большие привилегии желавшим поселиться в разрушенном городе. Но за это смоляне должны были отказаться от своей веры. Король потребовал, чтобы все православные перешли в католичество. Он пригласил из Польши епископов, отдал им православные монастыри и объявил господствующим вероисповеданием католицизм. Но все усилия были напрасны. Смоляне просили для себя хотя бы одну православную церковь, и когда им было в этом отказано, стали переселяться за Московскую границу. Чтобы удержать смолян в городе, король после Дудинского перемирия объявил свободу исповедания и позволил православным иметь своего епископа. В 1654 году царь Алексей Михайлович, окончательно воссоединив Смоленск с Российской державой, закрепил права Православия.

В 1675 году Смоленским епископом стал Симеон IV (Милюков), сын купца Милюкова из Тамбовской губернии. До прибытия в Смоленск он был архимандритом Московского Спасо-Андроникова монастыря. По его предложению, одобренному царем Алексеем Михайловичем, в 1677 году на месте разрушенной мономаховой церкви началось строительство нового Успенского собора. За успешную работу по закладке собора новый царь Федор Алексеевич в 1679 году возвел Симеона в сан митрополита. В 1681 году по благословению Патриарха и Собора этот сан был закреплен за ним и его преемниками. Умер Симеон IV в 1699 году.

Преемником Симеона IV стал митрополит Сильвестр II (Черницкий), уроженец Полоцка, бывший до этого архимандритом Звенигородского Саввина монастыря. Его стараниями на Соборном холме были возведены Иоанно-предтеченская церковь и при ней митрополичий дом. Сильвестр II неоднократно встречал Петра 1 в Смоленске. Умер в конце 1706 года. После его смерти до 1710 года епархия была вдовствующей.

В 1710 году митрополитом в Смоленск был определен Сильвестр III (Крайский), один из просвещеннейших людей своего времени — великолепный математик, астроном, знаток естественных наук, бывший до этого ректором Московской духовной академии, а затем епископом Холмогорским и Важским. При нем был построен деревянный Богоявленский собор на соборном холме. Умер в 1712 году.

Его сменил Дорофей (Короткевич), киевлянин, переведенный в Смоленскую епархию митрополитом с должности архимандрита Московского Симеонова монастыря. Дорофей предпринял попытку продолжить троительство Успенского собора, приостановленное из-за недостатка средств. Умер в 1718 году.

Первые четыре Смоленские митрополита были похоронены на территории Смоленского Троицкого монастыря в специально построенной часовне. В 1847 году на средства жены Смоленского уездного предводителя дворянства О. И. Бибиковой часовня была перестроена в придельный храм во имя Божией Матери Всех скорбящих Радость. На его фасаде были написаны имена погребенных в нем митрополитов.

В начале 30-х годов нашего века останки митрополитов были перенесены на городское кладбище.

В начале 1995 года Епархиальным советом Смоленской епархии было принято решение о перезахоронении Смоленских святителей в усыпальнице Успенского собора. Было испрошено благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В августе 1995 года останки смоленских святителей с кладбища были перенесены в крестовую церковь во имя Двенадцати Апостолов в Архиерейских палатах. Торжественное перезахоронение произошло в Крестопоклонное воскресенье, 17 марта 1996 года. После Божественной литургии, которую возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в Свято-Успенском соборе была отслужена панихида. Затем крестный ход направился к Архиерейским палатам. Духовенство и хор поднялись в Крестовый храм. После Литии гробы святителей торжественно крестным ходом были перенесены из Архиерейских палат в усыпальницу Успенского собора.

С 1721 года смоленскую кафедру вновь стали возглавлять архиепископы. Одним из самых образованнейших и замечательнейших архипастырей этого времени был Гедеон (Вишневский) , управлявший епархией с 1722 по 1728 год. Преосвященным Гедеоном в Смоленске в 1728 году была основана Духовная семинария, завершено строительство Успенского собора, собор был увенчан семью главами, стены и столпы его украшены живописью, иконостас расписан.

Преемником Гедеона (Вишневского) стал Парфений (Сапковский) (1761-1795). При нем Успенский собор был окончательно достроен и освящен 13 сентября 1772 года. Семиглавие было заменено на пятиглавие и устроен шестиярусный резной иконостас. Сюда была перенесена величайшая святыня всей России — чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии.

За все время существования Смоленской епархии ею управляли 73 архипастыря.

1812 год принес смолянам многие беды. Не только пожары, но главным образом, вандализм наполеоновской армии уничтожали святыни русского народа. Для сохранения достояния церквей Смоленской епархии. Преосвященным епископом Иринеем 17 июля 1812 года был издан указ, предписавший духовенству епархии “употребить все средства к сохранению церковного имущества от расхищения неприятеля”. Причты церквей вместе со старостами прятали церковное имущество в стенах, под полами храмов, в куполах, на колокольнях, зарывали в землю, а также увозили с собой в более безопасные места.

На своем пути французы не оставляли невредимым ни одного храма. В надежде найти церковные ценности, они ломали иконостасы, уничтожали иконы, взламывали полы, стены, а нередко и поджигали храмы.

6 августа французские войска вошли в Смоленск. Накануне почти все население города вслед за иконой Божией Матери Одигитрии покинуло город. В занятом французами Смоленске, один из немногих, остался первый историк Смоленска священник Н. А. Мурзакевич. Он не только отправлял службы в Успенском соборе, но и был его хранителем. По его просьбе неаполитанский король Мюрат распорядился поставить караул в дверях собора.

5 ноября Смоленск был освобожден от французов. В благодарность Пречистой за избавление от нашествия, были установлены крестные ходы в Смоленске 5 ноября и в Вязьме 22 октября.

Уроженцем земли Смоленской был замечательный подвижник святитель Николай, архиепископ Японский, просветивший Японию светом православной веры. Родился он 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Бельского уезда. Окончил духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию. В 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. После иноческого пострига и получения священного сана он был по своему желанию назначен в Японию настоятелем косульского храма г. Хакомата. Сама проповедь Евангелия в Японии казалась немыслимой. 8 лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать. В 1868 году паства отца Николая насчитывала около 20 японцев. Была образована особая духовная миссия с центром в Токио. В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой священник вступил на Японскую землю. К этому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви, где служба ведется по-японски, было 33 тысячи христиан, 2 епископа, 35 священников, 6 диаконов. В 1880 году архимандрит Николай был посвящен во епископы. Он построил собор Воскресения Христова в Токио, перевел богослужебные книги, составил православный Богословский словарь на японском языке. 3 февраля 1912 года на 76 году жизни просветитель Японии, святой земли Смоленской, архиепископ Николай отошел ко Господу. В 1970 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил святителя Николая к лику святых равноапостолов. День памяти отмечается 3 февраля (16 февраля по н.с.).

На рубеже XIX—XX веков православные верующие составляли 96,6 процентов населения Смоленской губернии. Смоленская епархия насчитывала 627 приходов, в которых было 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (5 из них женских). В Смоленской губернии духовное обучение велось в 10 церковно-приходских двухклассных и 325 одноклассных школах, 4 духовных училищах; 10 мужских и 2 женских учительских второклассных школах, Духовной семинарии и Епархиальном женском училище. Кроме Смоленска, духовные училища действовали в уездных городах Вязьме, Белом, Сычевке и др.

В селе Татево процветала школа для деревенских детей, созданная замечательным русским педагогом С. А. Рачинским. В Смоленске действовало братство преподобного Авраамия, объединявшее любителей духовного просвещения и книжности. В Нижне-Никольской церкви возникло “Общество прихожанок г.Смоленска для забот о чистоте и благолепии своего храма”. Обсуждался проект постройки нового епархиального дома, в котором предусматривался зал для собраний прихожан.

5 ноября 1896 года по инициативе епископа Смоленского и Дорогобужского Никанора в Смоленске начал действовать Церковно-Археологический комитет, в состав которого вошло духовенство и преподаватели духовных учебных заведений. Целью комитета являлось изучение, охрана и описание вещественных и письменных памятников церковной старины Смоленской епархии, а также описание церквей, приходов, монастырей.

Соборные устремления XX века нашли горячий отклик в Смоленской епархии. Проводились собрания для избрания членов Всероссийского поместного собора. Но революция и события, последовавшие за ней в корне изменили ситуацию в церковной жизни. “Смоленские Епархиальные ведомости” уже 17 марта 1917 года с горечью сообщают о нападках на духовенство в печати и на местах. Церковь старалась укрепить свою паству. Были созданы епархиальный комитет помощи жертвам войны со столовой, Смоленский союз законоучителей, который выпускал журнал “Религия и школа”. Общество вспомоществования учащимся в Семинарии. Разрабатывался проект объединения духовенства и верующих православных людей.

12 декабря 1917 года прошел Епархиальный съезд, который принял решение о принятии викариатства в г. Дорогобуже и Вязьме.

В советский период духовная православная жизнь в Смоленской области постепенно затухает. С 1922 года начинают закрываться монастыри и церкви. В 1929 году был закрыт Свято-Успенский собор, а через год в нем устроили антирелигиозный музей.

22 февраля 1922 года был опубликован Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Многие священники и прихожане смоленских храмов решили собрать деньги, чтобы предотвратить разорение церквей. Но декрет начал действовать. По весьма неточным, заниженным данным только в Смоленске было изъято почти 20 фунтов золота, 312 пудов серебра, 5 пудов меди и 2 бриллианта в полтора карата каждый. Верующие священнослужители, пытавшиеся остановить осквернение храмов, были переданы военному трибуналу. Широкую огласку в стране получило “Смоленское дело”.

Процесс проходил в зале Губисполкома (ныне филармония) с 1 по 24 августа 1922 года. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича и Савченко. По делу было привлечено 45 человек, 25 из них были приговорены к различным срокам заключения, пятеро — к расстрелу.

С этого времени начались массовые репрессии служителей церкви по всей стране и, в частности, в Смоленской епархии. Сосчитать пострадавших за годы репрессий священнослужителей пока не удалось. Сегодня известно 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших во время гонений. Местом массовых расстрелов был Катынский лес в нескольких километрах от Смоленска. Сегодня здесь установлен крест и совершаются поминальные службы.

После Великой Отечественной войны положение несколько изменилось. Власти оставили действующим Свято-Успенский собор в Смоленске, где богослужения возобновились в 1941 году. В 1946-47 годах после правительственного постановления Областной совет принял к “особой охране” памятники, имеющие общественное значение (их насчитали 42) и местное (28), и выделил средства для реставрации храмов и крепостной стены.

Антицерковная политика 60-x — 70-х годов вновь привела Церковь на грань катастрофы. К 1 января 1985 года по всей Смоленской области действовавшими были только 35 храмов, причем, в большинстве своем они находились в аварийном состоянии, духовенство епархии составляли 40 священнослужителей.

Возрождение духовной жизни на Смоленщине началось с приходом на Смоленскую кафедру 26 декабря 1984 года Высокопреосвященннейшего Кирилла, архиепископа Смоленского и Вяземского. 24 марта 1991 года владыка Кирилл был возведен в сан митрополита. Он восьмой митрополит в истории Смоленской епархии. Митрополит Кирилл — постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

В 1985 году Смоленская епархия расширяется. К ней присоединяется Калининградская область. В 1985 году был зарегистрирован первый приход на Калининградской земле и переданы верующим развалины кирхи. Всего за полгода из руин была возведена церковь. Ее освятили во имя Святителя Николая.

23 июня 1996 года произошло не менее важное событие. Президент России Б. Н. Ельцин и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заложили капсулу в основание будущего кафедрального собора Христа Спасителя на площади Победы в Калининграде. Церковь основана в честь и память святого Рождества Иисуса Христа и прославит Его имя в самой западной точке России.

Незадолго до этого, 15 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию из Калининграда, которая представила ему макет строящегося в городе кафедрального собора. Святейший Патриарх призвал благословение Божие на строителей собора.

На 1 января 1998 года в Смоленско-Калининградской епархии 126 приходов, 150 храмов, в числе которых 26 заново построенных и 34 полностью восстановленных, 145 священнослужителей, три возобновленных монастыря.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырьСвято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь был основан в 1528 году преподобным Герасимом Болдинским недалеко от г. Дорогобужа. Его трудами здесь были поставлены деревянный храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского и трапезный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1922 году монастырь был закрыт, здесь был организован музей. Во время войны все монастырские постройки были взорваны фашистскими оккупантами.

Монастырь возрожден к жизни в 1991 году. Сейчас в монастыре 21 насельник. Их трудами вновь возведены колокольня, монастырская часовня, трапезный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Настоятель архимандрит Антоний (Мезенцев).

Иоанно-Предтеченский монастырь устроен в 1542 году Преподобным Герасимом Болдинским в западной части г.Вязьмы.

В конце 20-х годов XX века закрыт. 26 мая 1989 года верующим были возвращены храмы монастыря, а в июне 1990 года последовало решение Священного Синода об открытии мужского Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1995 году монастырь решением Синода преобразован в женский.

В 1996 году возобновлен мужской Свято-Преображенский монастырь в г. Рославле. Год основания монастыря точно не известен, но во второй половине XVI века обитель уже существовала.

В июле 1993 года в Смоленской епархии был создан информационно-издательский отдел. В этом же году возобновлено издание журнала “Смоленские Епархиальные ведомости”, выходившего в епархии c 1865 по 1918 год.

В декабре 1996 года создан миссионерский отдел. Миссионерская работа ведется в ВУЗах, колледжах, больницах, тюрьмах, в воинских частях.

Епархией ведется широкая благотворительная деятельность. Материальная и финансовая помощь оказывается малоимущим гражданам, детским домам и приютам, домам-интернатам для престарелых, тюрьмам; организованы столовые для нищих.

14—15 марта 1994 года в первые дни Великого поста в Смоленском кафедральном соборе произошло чудесное мироточение от иконы преподобного Серафима Саровского. Свидетелями чуда были сотни смолян, приходивших в эти дни на богослужения.

Главная > Публикации > История Православия на Смоленской земле