Обновления

Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского

Главная > Публикации > Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского

Книга “Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского” издана в 1876 году в Смоленске, в типографии губернского правления. Один ее экземпляр находится в редком фонде Смоленской областной универсальной библиотеки. Речи разделены по тематике: к значительным событиям светской жизни (восшествие на престол Государя Императора Александра II), к религиозным праздникам (поучение в страстную пятницу) и т.д. Ниже мы публикуем отрывки одной из самых ярких речей этой книги, которая дает наилучшее представление о манере изложения преосвященного Иоанна. Превосходный оратор, он, выбирая повод для беседы или речи, берет его за основу стройной системы образов и доказательств. Его глубокие размышления и в наши дни могут дать почву для мыслей.

Мы по возможности сохранили стиль книги XIX века.

Беседа в день явления Смоленской иконы Божьей Матери — Одигитрии

28 июля 1867 года

Нынешний праздник принадлежит к числу местно-народных. Здесь не церковная только святыня, а народная, здесь не церковь только празднует, а народ. Какое поучительное зрелище представляется православной России: почитание народной святыни, усердие к ней народа, его молитвы перед нею!

Пройдите по всем концам России: в редком городе и селении вы не найдете исторической или чудотворной святыни, особенно чтимой местным населением и признаваемой непосредственно его покровом и прибежищем. Вы увидите, как в дни празднеств этой святыни поднимается все население местное и окрестное и толпами, как волнами, приливает к ней; как сельские жители несут свои последние трудовые гроши или скудные домашние изделия своих рук, чтобы положить их к подножию святыни. Какое чувство и стремление движет духом народным.

Тот ошибется, кто припишет это только силе предания, обычая, духу старинного воспитания, еще более ошибется тот, кто все это отнесет к одному народному суеверию. Мало ли в народе преданий, обычаев, своеобразных правил воспитания? Нет в них той души, какая видна в усердии народа в святыне, той успокаивающей душу силы, какая тут открывается.

Скажите вы, люди образованные и несуеверные, что заставляет вас с вопросами вашей души обращаться помимо чистой, прямой веры в Бога к искусственным средствам, чтобы вызвать какие-то таинственные откровения или чудесные силы. Скажите, что вы при этом чувствуете! Или я за вас скажу: вы тогда находитесь в положении человека в темноте, в незнакомой стороне, сбившегося в дороге; он бросается на тусклый огонь, который мелькнул ему вдали, не разбирая, что это, может быть, огни болотные или огонь в притоне разбойников: и не чувствуете вы тогда ничего, кроме смущения, страха, замешательства в мыслях и душевного томления, затем не остается в вас ничего, кроме расслабленности духа. Вот оно — истое суеверие, и никаких других действий в человеке оно произвести не может.

А посмотрите на душу простую, необразованную, когда она спешит к своей родной святыне и перед ней изливает свои чувства и желания. Вы увидите тут ясность мысли, спокойствие преданного Богу сердца, твердость убеждения. Это не суеверие, это глубокая сила духа, сила нравственная, столько же религиозная, сколько народная, и не потому только, что принадлежит к массе народа, но и потому, что основывается на народной совести, на убеждении народного духа.

[…]

Благодарение Богу, что еще горит на Руси этот священный огонь, освещающий и согревающий душу народную, что еще не погашен он ветром вольнодумства, волнующего ум нашего времени, не подвластный искусственному усложнению современной жизни.

По материалам редкого фонда СОУБ
Подготовила Мария Сергеева

Главная > Публикации > Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского