Обновления

Нужно ли религиозное воспитание в школе?

Главная > Публикации > Нужно ли религиозное воспитание в школе?

Около 4 лет назад в некоторых школах Смоленской области ввели новую дисциплину “История православной культуры Земли Смоленской”. В их число вошла школа №1 города Демидова. О специфике изучения этого предмета и результатах преподавания мы побеседовали с Верой Андреевной Поклоновой, педагогом Демидовской школы №1.

— Вера Андреевна, сколько лет вы преподаете этот предмет?

— С того времени, как его ввели в нашей школе — года четыре. Но задолго до этого у меня были факультативные курсы “Нравственность христианина” и “История православной культуры”, поэтому мы с ребятами не начинаем с нуля, нам есть от чего оттолкнуться. Сейчас “Историю православной культуры Земли Смоленской” изучают восьмые классы, у которых я раньше и вела эти факультативы.

— Почему, на Ваш взгляд, школьникам необходимо изучать историю православной культуры?

— Я не представляю, как можно знакомить детей с литературой, если они не знают своей истории и истории православия, тем более, смоленского. Как сказал И. А. Ильин: “Вся русская литература вышла из православной купели”. Человек не подобен бабочке-однодневке. Он обязан знать свое прошлое, культурное наследие. Грош цена тому человеку, который не знает своих истоков.

— Расскажите, пожалуйста, чем занимаются ученики на Ваших занятиях?

— Занятия — это, конечно, не только проверка домашнего задания и объяснение нового материала. У нас с классом сложилась традиция посещать храмы Демидова — Покровский и Благовещенский. Я учу детей, как вести себя в церкви. Ездим на экскурсии, уже побывали в Успенском кафедральном соборе, в церкви Петра и Павла, в Рославльском мужском монастыре, а в сентябре мы были в Пушкинских горах и Святогорском монастыре. Сейчас собираемся посетить Болдинский мужской монастырь.

— У Вас есть своя, определенная концепция преподавания?

— Разумеется, много уроков я посвящаю христианским традициям: например, в последний день перед Филипповым постом проходит занятие на котором рассказывается о подготовке к посту, о заговении. Но приходится расширять рамки предмета: на занятиях я обращаю внимание учеников на народные традиции. Так, с 9 классом во время масленицы ставлю спектакли-экспромты, в декабре в 5 классе провожу урок на тему “Святки”. Рассказываю о русской избе, укладе жизни крестьянина. По опыту могу сказать, что многие дети пришли к православию от народных традиций, и я не вижу ничего вредного в их изучении. И школьники с увлечением участвуют во всех мероприятиях.

— Значит, отношение учеников к Вашему предмету только положительное?

— Ребятам нравится изучать историю православной культуры, они с удовольствием посещают храмы. Мне кажется, наши дети сильно отличаются от губернских и столичных. В 8 классе, где я преподаю, ни одна девочка не курит. Я никогда не видела их с ярким, вызывающим макияжем. Даже дети, не исповедующие православие, с интересом знакомятся с “Историей православной культуры земли Смоленской”. Один из моих учеников — христианин-баптист, но несмотря на это, он активно работает на моих уроках и ходит вместе с нами на экскурсии.

Я думаю, необходимо и дальше воспитывать в детях патриотизм, прививать интерес к прошлому, связанному с духовной жизнью народа, и знакомить их с национальными ценностями.

Светлана Ковалева

Главная > Публикации > Нужно ли религиозное воспитание в школе?