Обновления

Патриарший Бизюков монастырь. Вехи истории

Главная > Публикации > Патриарший Бизюков монастырь.…

Ставропигиальный Бизюков монастырь был основан в первой половине XVII века иеромонахом Сергием Салтыковым, сыном вожака польской партии в Смутное время, знатного боярина Михаила Салтыкова-Морозова. До 1654 года он находился в церковной зависимости от константинопольского патриарха и фактически от его наместников в западнорусских областях, киевского митрополита. После присоединения Смоленска к Москве перешел в ведение московских патриархов. Основатель Сергий Салтыков (в документах начала прошлого века его называют «фундатором» — от английского «основатель») во времена личного управления монастырем по всем церковным делам обращался к московскому патриарху, но по непонятной причине не постарался упрочить положение своего монастыря припиской в патриаршее ведомство. Только в 1689 году, через девять лет после его смерти грамотой патриарха Иоакима он был утвержден в патриаршей ставропигии.

Начало продолжительной и энергичной борьбы настоятелей Бизюкова монастыря с местной епархиальной властью относится ко времени его неопределенного положения в Смоленской епархии с 1654 по 1689 годы. В 1689 году боярин Федор Салтыков (родственник основателя монастыря) ходатайствовал по этому делу и патриарх Иоаким подписал грамоту на ставропигиальное положение Бизюкова монастыря.

В 1692 году благодаря ходатайству того же боярина была получена царская грамота, по которой привилегии за Бизюковым монастырем были утверждены на вечное время. Наконец, в 1705 году грамотой патриаршего местоблюстителя Стефана Яворского настоятелям монастыря была дана еще одна привилегия: им разрешалось «в отчинах смоленских помещиков в церквях Божиих служить святые литургии, казанья и молебства совершать и со святыней в дома их приходить». Заметим, что они занимались этим и ранее, без разрешения. Кроме прочего, монастырю принадлежали приписной Свирколуцкий монастырь и четыре вотчинных села с церквями, причтами и крестьянами.

Также бизюковские архимандриты избирали кандидатов на церковные должности, посылали их для посвящения в Москву, наблюдали за их служебной исполнительностью.

Таким образом, в Смоленской епархии с 1705 года появляется патриарший ставропигиальный монастырь с привилегированным положением. Такое соседство для смоленских митрополитов и епископов было источником раздражения и недовольства, потому что епархия несла убытки при лишении вотчинных сел.

Началась настойчивая и энергичная борьба между епархиальной властью и настоятелями Бизюкова монастыря, которая продолжалась все время существования последнего в Смоленской епархии. О ней можно говорить много, скажем лишь, что велась она не всегда честно: здесь были ложные обвинения, кляузы и бюрократические проволочки, причем, как ни прискорбно, с обеих сторон.

С 1734 по 1738 годы Бизюков монастырь переживал тяжелую пору. В лице своего настоятеля он был привлечен Тайной Канцелярией к судебному процессу Тверского архиепископа Феофилакта Лопатинского. У архимандрита Иоасафа, переписчика сочинений Феофилакта, надеялись найти нужные улики против архиепископа. По этой причине в Бизюковом монастыре неоднократно производились обыски, он был опечатан и долгое время оставался без службы. Процесс Феофилакта Лопатинского для Иоасафа кончился лишением сана. На его место был переведен из Новгородского Свято-Духова монастыря архимандрит Артемий.

Преемником его стал архимандрит Мелхиседек, родственник историка Татищева. Он яростно боролся против преосвященного Гедеона, который в то время был Смоленским епископом. Но его действия не увенчались успехом.

Благодаря усилиям епископа Гедеона, в 1756 году после очередной длительной тяжбы Георгиевская и Никольская церкви, первая на вратах Бизюкова, вторая на вратах Свирколуцкого монастыря, были обращены в епархиальные. Стоя всегда перед глазами Бизюковских монахов, они должны были напоминать об их бессилии и поражении в борьбе со Смоленской епархией.

В 1764 году у монастыря были отобраны вотчинные села. Теперь бедность в нем была так велика, что настоятели его жили в кельях с дырявыми крышами.

В 1803 году Бизюков монастырь был упразднен и переведен на юг, в Херсонскую губернию, где существовал под названием Бизюково-Георгиевского монастыря.

Оставим любопытным возможность самостоятельно узнать больше о Бизюковом монастыре. Добавим лишь один штрих. Говоря об этом монастыре, нельзя не упомянуть его библиотеку, следы которой появляются в разных документах. Она так и не была найдена, даже список книг, содержащихся в ней — спорный вопрос, которым занимались крупные ученые. Доподлинно известен такой факт: архимандрит Мелхиседек по просьбе своего родственника Татищева переслал последнему отрывок Иоакимовской летописи. Она представляет большую историческую ценность. Ученый использовал материалы из нее в своем труде по истории России. Но ничего, кроме этого отрывка, найти не удалось. Правда, и другие книги библиотеки Бизюкова монастыря очень интересны и разнообразны. По отрывочным сведениям о них мы можем видеть, что кроме трудов на богословские темы (часто уникальных), в библиотеке есть научные и философские труды разнообразнейших авторов.

Александрийская библиотека, безусловно, имеет для мировой истории большую значимость, чем Бизюковская. И все же последняя могла бы прояснить для нас многие моменты, недостаточно изученные до сих пор.

С использованием материалов редкого фонда СОУБ
Подготовила Мария Сергеева

Главная > Публикации > Патриарший Бизюков монастырь.…