Обновления

Пустынножительство в Рославльских лесах. Начало истории

Главная > Публикации > Пустынножительство в Рославль…

Недалеко от того места, где река Десна из Смоленской области вступает в Орловскую, сходятся границы трех областей — Смоленской, Калужской и Орловской. На Смоленщине путник может побывать в Рославльском и Ельнинском районах.

Историческая жизнь в этом крае началась довольно рано. Уже в уставной грамоте великого князя Смоленского Ростислава (1150 г.) упоминаются эти земли в числе волостей, плативших дань князю и церковную десятину. Здесь проходил торговый водный путь из Смоленской земли в Северскую. В XV и XVI веках этот край оказался на самой границе двух государств — Литовско-Русского и Московского, — и потому служил ареной и торговых отношений, и военных столкновений между ними.

Позднее, в XVIII—XIX веках, на этой территории бурно развивается промышленность. Например, местные помещики создавали суконные и писчебумажные фабрики. Развитию этого рода промышленности более всего способствовало обилие дремучих лесов. О величии этих лесов можно судить по их остаткам в Рославльском районе. В старину они были почти непроходимы.

Они издавна служили любимым местом для всех, кто имел причины скрываться от людей. Здесь жили знаменитые разбойники, предания о которых бытуют в народе до сих пор (таков, например, легендарный Кудеяр). Летописи здешних сел обыкновенно начинаются преданиями о разбойниках, которые нападают на поселившихся здесь монахов и пустынников.

Монахи составляют другую часть жителей лесов. Основание многих сел, существовавших уже в XVI веке, приписываются местными преданиями монахам. Предания эти построены по одному и тому же образцу. Например: в старину жили в здешних лесах четыре монаха, Данило, Яким, Савва и Кузьма. У каждого была своя келья с иконами. Приходят разбойники, сжигают ту или другую келью, а в пепле пожарищи монахи находят икону, вышедшую невредимой от огня. На могилах монахов впоследствии строятся церкви, вокруг образуются села, носящие имена монахов: Даниловичи, Якимовичи, Савеево, Кузьминичи. Почти в каждом селе есть особо чтимые иконы, будто бы сохранившиеся после пожара в монашеской келье. Однообразность этих преданий указывает на правдивость черт и явлений жизни, описанных в них. Известно, что еще в начале XVI века в Жиздринских лесах жил преподобный Герасим Болдинский, основавший на Жиздре Введенский монастырь.

В XVII веке пустынножительство в Рославльских лесах усилилось из-за прилива сюда раскольников, скрывавшихся от правительства. Они основали здесь множество скитов, так что уже в начале XVIII века св. Дмитрий Ростовский свое исследование посвятит рославльским раскольникам.

В Рославльских лесах они жили больше в одиночку. Они-то и привили пустынножительство в этой земле окончательно. В конце XVIII — начале XIX вв. оно достигает полного процветания. Причины для этого: удаленность от шумных центров и обилие дремучих лесов.

В этой глуши народ всегда отличался особой патриархальностью быта и простотой нравов. Отсюда брал И. С. Тургенев материал дл «Записок охотника». В «Певцах» он описывает этот край под именем полесья.

Среди помещиков и купцов здесь всегда было много благотворителей, которые сами приглашали в свои владения пустынников, предлагали им полный покой, уединение и необходимое пропитание. Некоторые их таких благотворителей сами селились в кельях вместе с пустынниками и устраивали на своей земле общины и монастыри. Среди них существовало даже своеобразное соревнование в деле покровительства. Все это привлекало сюда отшельников со всех сторон.

Но больше всего содействовало развитию пустынножительства отношение правительства к монастырям и усиление крепостного права в XVIII веке. Взгляды Феофана Прокоповича заставили Петра I считать монахов бездельниками. Он и последующие государи притесняли и закрывали монастыри, лишали их вотчин, оставляя им возможность выживать «как знают». После указа Екатерины II, в котором она запрещает крестьянам жаловаться на помещиков под страхом каторги, началось повальное бегство крестьян. Беглецы скрывались в пустынях и в лесах и оставались там жить.

Отшельники особенно полюбили Рославльские леса, и здесь в течение почти 70 лет находился центр пустынножительства России.

По материалам редкого фонда СОУБ
Подготовила Мария Сергеева

Главная > Публикации > Пустынножительство в Рославль…