Обновления

Учить и учиться: семинар учителей Смоленской области

Главная > Публикации > Учить и учиться: семинар учителей Смоленской области

2010-05-06_4

Фотогалерея

“Кто движется вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед”, – эти слова принадлежат Аристотелю. Задача учителя не только обучить детей счету и письму, но и раскрыть наиболее важные понятия нравственности, ведь школа – это важный этап в становлении ребенка. Поэтому она должна не только дать фактический материал на уроках, но и заложить духовные основы будущей личности.

26 апреля в Смоленской Православной гимназии № 1 состоялся областной семинар по теме: “Интеграция и межпредметные связи в образовательном пространстве: духовно-нравственная культура”. Участниками семинара были учителя истории, английского и немецкого языков, литературы, биологии школ города Смоленска, Сычевки, Ярцева, поселка Пржевальское.

Главными темами семинара стали межпредметные связи на уроках, духовно-нравственное воспитание учащихся на предметах как гуманитарного, так и естественно-математического цикла. Понимание необходимости интеграции и межпредметных связей в процессе обучения вытекает из знания истории развития наук. Изначально знание не делилось на какие-либо области и представляло собой комплекс фактологического материала. Появление философии как особой сферы знаний запустило процесс обособления областей знания и выделения некоторых дисциплин: истории, музыки, литературы, географии. Связь между предметами постепенно нарушалась, и сегодня можно услышать такие вопросы школьников: “Зачем мне изучать логарифмы или прямоугольные треугольник? Мне это не пригодится” или “А почему нам по истории задали прочитать “Слово о полку Игореве”?”

На эти вопросы может ответить преподаватель, сказав, что литература и история развиваются параллельно и что происходит взаимопроникновение знаний о различных сторонах жизни человека и общества. Поэтому областной семинар учителей можно считать прекрасной возможностью поделиться опытом в области интегрированных уроков. Такие уроки помогают учащимся развить образное мышление, преуспеть в творческой деятельности, узнать о широте культуры, о мире и нравственных ценностях. Для учителей уроки являются необходимым средством повышения собственной этической культуры, развития личности педагога как наставника учащихся.

Встреча гостей прошла в гимназическом храме, где Наталья Владимировна Галко, заместитель директора по учебной работе, выступила с приветственным словом. Вокальная группа гимназии под управлением учителя музыки, регента детского хора Свято-Успенского кафедрального собора Оксаны Николаевны Никишиной исполнила тропарь Воскресения Христова на церковнославянском, греческом и латинском языках, несколько светских произведений различной тематики, которые входят в репертуар ансамбля, – “Колокола”, “Дорога добра”, “Поля родные”.

Затем учителя Православной гимназии представили уроки по предметам: Елена Александровна Белугина – по английскому языку в 5 классе, Лариса Сергеевна Артеменко – по информатике и ИКТ в 6 классе, Людмила Валентиновна Шалабай – по геометрии в 7 классе.

Урок английского языка прошел по теме: “Чудесная история”. Учащиеся говорили о семье, о ценностях семьи и нравственных качествах человека, которые она воспитывает в детях. Ученики разбирали предложенный текст, анализируя его, а в конце урока показали гостям фильм, который сняли сами.

Урок по информатике “Растровый графический редактор “ArtRage” был представлен в виде проектной работы “Православные храмы России”. Урок начался с повторения символики православных храмов. Затем учащимся было предложено вспомнить и прочитать из Ипатьевской летописи и Откровения ап. Иоанна Богослова и других источников сведения об ангельских силах, в частности, об Архистратиге Михаиле. Затем преподаватель предложил ученикам и гостям урока выбрать макеты православных храмов, построенных в честь Архангела Михаила, и выполнить наброски работы в программе “ArtRage”. Проекты ребята доделают дома.

Людмила Валентиновна Шалабай представила урок “Что значит слово “доказать”? (творческая мастерская)”. Урок подобного типа учитель проводит один раз в году в 10 и 11 классах с 1999 года, но, в качестве исключения, в честь проведения областного семинара, был проведен в 7 классе. Учащиеся моделировали определение слова “доказательство”, решали логические задачи с помощью инсценировок, определяли ложность или истинность суждений, доказывая свою точку зрения.

Затем состоялось обсуждение. Гости поделились впечатлениями от прошедших уроков. Урок английского языка был отмечен яркой формой построения, высоким уровнем владения учащимися иностранным языком. Урок геометрии запомнился артистизмом учеников, их прекрасным логическим мышлением, что, конечно, в первую очередь является заслугой учителя. На информатике ученики смогли проявить свои знания и навыки в использовании компьютерных технологий. Гостям запомнилось и то, что сами они тоже смогли снова стать учениками и попробовать свои силы в проектной деятельности.

Все уроки были нацелены на воспитание нравственной основы в учащихся. Уроки несли не только предметное значение, но и жизненно-развивающее.

Следующим этапом семинара стало выступление Т.В. Пушкиной и Т.В. Хадировой, преподавателей Международного колледжа современных технологий. Они представили проект, который реализуется в колледже в рамках спецкурса “История и культура Смоленщины на иностранном языке”. Проект вызвал интерес у слушателей. Авторам был задан ряд вопросов.

Далее Н.В. Галко и И.В. Лисовская, заместитель директора по воспитательной работе гимназии, представили достижения Православной гимназии. “Гимназия работает по образовательным программам, соответствующим требованиям государственного стандарта, – сказала Н. В. Галко. – Сегодня гимназия обеспечивает высокое качество образования, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ”. Известно, что Смоленская Православная гимназия одной из первых включилась в эксперимент по проведению ЕГЭ и средний балл за экзамены у гимназистов традиционно выше среднего балла по России.

В школе сложился детский церковный хор, который принимает активное участие в городских и областных конкурсах и праздниках, проводит благотворительную программу, выезжая в детские дома. В течение шести лет гимназия является участником клуба интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” города Смоленска. По результатам игр команда Православной гимназии “Сириус” стала призером на чемпионатах России, которые проходили в Москве, Великих Луках, Симферополе.

Гимназия является членом молодежного движения православных школ “Хранители истоков”. В рамках этого движения участвует в проекте “Протяни руку помощи”. “Уже шесть лет наша школа – представитель областных всероссийских конкурсов по русскому языку, МХК, английскому языку, информатике, – рассказала И.В. Лисовская. – А второй год на базе гимназии проводится Всероссийская олимпиада по Основам Православной культуры. Также мы организуем паломнические поездки детей в течение года, летом учащиеся могут поехать в поселок Пржевальское, совместно с Московским институтом археологии Академии наук участвовать в Международной экспедиционной площадке в Крыму в Кара-Тобе”. Этим выступлением завершилась работа семинара.

Участники высказали мнение о том, что областной семинар состоялся и поставленные задачи были выполнены. Учителя не только показали, как они обучают детей, но и сами снова учились. И главный вывод, который единодушно был сделан участниками, состоит в твердой уверенности, что духовно-нравственную культуру учащихся можно формировать и повышать не только на уроках Основ Православной культуры, но и в процессе преподавания любых других предметов.

Иванова Дарья, ученица 11 класса Смоленской православной гимназии

Главная > Публикации > Учить и учиться: семинар учителей Смоленской области