Обновления

20-летний опыт воспитания сердец

Главная > Публикации > 20-летний опыт воспитания сердец
Православный Детский сад №1, г. Смоленск

Православный Детский сад №1, г. Смоленск

Фотогалерея

В праздник Рождества Христова исполнилось 20 лет с момента открытия православного детского сада №1. Это было первое церковное дошкольное образовательное учреждение в стране. Здание на улице Соболева, поблизости от Успенского собора, до 1992 года принадлежало СмолТЭЦ, здесь действовал муниципальный детский сад. Через дорогу находится Одигитриевский храм, где теперь располагаются начальные классы православной гимназии. Наверное, промыслительно место между двумя храмами было отведено для воспитания детей в вере.

Когда администрация решила закрыть действовавший детский сад, Елена Васильевна Полянская с другими представителями родительского комитета предложили заведующей открыть вместо него православный детский сад. Многие из родителей были верующими, они поддержали эту идею. Воспитатели также дали согласие. Так, на собрании 90% голосов было высказано за то, чтобы сад стал церковным.

Архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл благословил начинание. Началась работа по разработке устава, подготовке необходимой документации. Уже в феврале 1992 года здание, находившееся в собственности городского комитета по управлению имуществом, было передано Епархиальному управлению, архиерей освятил детский сад. В мае следующего года в стенах учреждения встречали Святейшего Патриарха Алексия II.

Директор Елена Васильевна Полянская рассказывает: “Детский сад стал преобразовываться из светского в церковный. Невоцерковленные педагоги, не разделявшие религиозные убеждения, постепенно ушли, некоторые родители забрали детей. Ведь поменялось не только название, поменялся весь уклад учебного заведения. Пришли верующие педагоги, были разработаны новые программы по воспитанию и обучению. Тогда не было никаких программ по дошкольному воспитанию детей в православной вере. В дореволюционной России не существовало такого опыта. Приходилось искать литературу, которой в то время было совсем мало, что-то даже присылали из-за границы. Стали проводиться Рождественские чтения, мы принимали в них участие, общались с педагогами из других епархий, перенимали опыт воскресных школ”.

Православный детский сад посещают примерно 40 детей, и число родителей, желающих привести сюда своих детей, не сокращается. В старшей группе занимаются воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет. Малыши учатся рисовать, мастерить поделки, разыгрывают сказки… Воспитатели подготовительной группы проводят занятия для ребят в возрасте 5-7 лет, обучая их читать, писать и всесторонне развивая детей. К каждому ребенку стараются найти индивидуальный подход, занятия проходят по программам, разработанным с учетом новых методических рекомендаций. Большинство выпускников детского сада поступают в православную гимназию.

Дети проходят общепринятую для дошкольного образования программу, в которую входят развитие речи, математика, окружающий мир, физкультура… Ребята изучают также Закон Божий, происходит их духовно-нравственное воспитание. Но обучение в детском саду нельзя разделить на светские и церковные дисциплины: здесь все основано на вере в Бога, на христианских заповедях. Изучая окружающий мир, ребята учатся видеть красоту сотворенной Богом природы, обсуждая значение слов, узнают о вечных ценностях, о добрых качествах человеческой души и грехах, учатся оценивать поступки и делать выбор. Воспитанникам стараются дать ту основу, на которой они смогут прочно стоять в дальнейшем, встречая в жизни множеством трудностей и соблазнов.

Особое место в жизни детского сада отводится молитве. Она занимает немного времени, но по значимости стоит впереди: дети приобретают навык постоянного искреннего обращения к Богу. Вместе с воспитателями ребята посещают Успенский собор, храм Пророка Иоанна Предтечи, молятся за богослужением и участвуют в Церковных Таинствах. Искренность детей подтверждает случай, происшедший во время Рождественского спектакля, когда ребята из подготовительной группы показывали младшим воспитанникам детского сада постановку по сказке “Снежная королева”. В старом издании сказки, Герда, читает молитву “Отче наш…”, отправляясь искать Кая. Везде она просит Господа помочь ей. Во время представления зрители-малыши встали и начали молиться вслух вместе с Гердой.

Конечно, воспитание детей – дело совсем не простое и требует соработничества родителей и воспитателей. Очень важно, чтобы добрые семена, посеянные в детском саду, получали поддержку семьи. Об этом говорят все от директора детского сада до помощника воспитателя. Если ребенок в детском саду учится молиться, поступать согласно Евангелию, узнает о подвигах святых, но дома не видит примера жизни по вере, это может привести к лицемерию.

Случается так, что через детей родители и другие их родственники приходят к Богу. Ведь дети верят всем сердцем, поэтому неудивительно, что глядя на них, взрослые могут радикально изменить свои взгляды. Есть яркие примеры таких перемен. Девочка училась в детском саду два года. Ее верующая бабушка ходила с внучкой в собор. Другая бабушка не была верующей, но посещать храм ребенку не запрещала. Однажды невоцерковленная бабушка пришла к воспитателю в детский сад и рассказала о том, как внучка перевернула ее жизнь. Девочка потрясла ее словами: “Бабушка, тебе надо пойти в собор и исповедаться. Ты же сквернословишь, а это грех. Срочно иди!” И бабушка пошла.

Сами дети радуют воспитателей своим духовным ростом. В начале учебного года на вопрос, что бы вы попросили у золотой рыбки, которая может исполнить одно любое желание, почти все дети отвечали одинаково – куклу, лошадку, аквариум… Но уже в конце года ответы ребят на этот вопрос был абсолютно другими. Дети желали, “чтобы все люди умели летать”, “чтобы люди не болели”, “чтобы уважали своих мам и пап”, “чтобы люди становились невидимками, когда надо”, “доброта во всем мире”, “чтобы у всех в доме были книги, и все были умными”, “чтобы люди росли смелыми, умными, хорошими”, “чтобы у всех были иконы”, “чтобы дома читали Библию”, “чтобы люди слушали заповеди Божии”, “чтобы были пустыми детские дома”…

Опытом работы с детьми делится учитель и воспитатель высшей категории Елена Ивановна Шиколина, которая трудится в православном детском саду уже около 9 лет. “Воспитать добрые отношения в коллективе очень непросто. Здесь нравоучения не помогут. А вот сказка, игра – да. Игра оказывает огромное влияние на развитие всех психических процессов. В нашей группе есть игрушечные парты, за которыми сидят сказочные герои. У них своя учительница – тоже игрушечная – Вероника Ивановна.

Через игру легче всего научить ребенка эмоционально врастать во взрослый мир, можно формировать в характере, уме, душе ребенка доброту, послушание, скромность терпение, дружелюбие. Ведь игра – это основная форма труда ребенка. А природу ее составляет сплетение воображения и реального материала.

Наши занятия проходят в виде игры, чтобы детям просто было учиться. В игре ребенок на голову выше самого себя, он раскрывается с удивительной стороны. Главное – не помешать. Нужно, чтобы у ребенка была ситуация успеха, чтобы он чувствовал, что у него все получается. Нельзя говорить ребенку, что он ответил неправильно, иначе он никогда не научится высказывать свою точку зрения. Нужно выслушать разные точки зрения и затем предложить выяснить, кто же прав”.

Если ребята на перемене не уступают друг другу, ссорятся, Елена Ивановна не читает им нотаций, но на занятии показывает сказку. Например, такую. Идут по лесу Хрю и Хрюндик (два игрушечных ученика). Вместе наклоняются и находят мячик. Каждый начинает тянуть в свою сторону, пока мячик не рвется. Они начинают плакать. Воспитатель спрашивает у детей: “Ребята, что же делать? Они ведь никогда не поиграют, если каждый будет тянуть в свою сторону”. Дети предлагают, чтобы сначала поиграл один, а потом другой. Тогда Елена Ивановна спрашивает, как решить, сколько должен поиграть один и сколько другой. Ребята думают и предлагают, чтобы взрослый засекал время. Начинается перемена. Они опять тянут игрушки и тут чувствуют взгляд педагога. Тогда вспоминают и говорят: “Елена Ивановна, засеките пять минут. Сначала Коля поиграет, потом я”.

На занятиях в детском саду воспитанники изучают правила, которые еще в 1775 году написал М. В. Ломоносов. Например, такие: надо избегать ссор между собой; надо соблюдать заповеди; самый большой вред от лени, ее нужно избегать. И затем эти правила начинают действовать. Если ребята не хотят друг другу уступать, обязательно кто-нибудь скажет: “Надо избегать ссор между собой!” Это говорится искренне, не для того, чтобы взрослые похвалили. Постепенно дети учатся жить дружно, уступать, поддерживать друг друга. Ребята из подготовительной группы переживают за того, кто отвечает у доски, могут захлопать, если у него что-то получилось.

Коллектив православного детского сада составляют люди, преданные делу, с искренней любовью к детям. Директор Елена Васильевна Полянская – педагог высшей категории, разработавшая авторские методические программы – уже больше 20 лет трудится здесь музыкальным работником, устраивает праздничные мероприятия, преподает Закон Божий.

Воспитатели старшей группы обладают огромным терпением и внимательны к малышам. Ирина Владимировна Сотникова трудится в детском саду около 15 лет, при этом никогда не повышает голос на детей. Светлана Ивановна Цыганова – самый молодой специалист – пришла работать в детский сад сразу после окончания университета и быстро нашла подход к детям.

На педагогах подготовительной группы лежит ответственность обучения детей всему необходимому для поступления в гимназию. Светлана Валентиновна Гарбар обладает большим педагогическим опытом, преподает в детском саду уже около 17 лет, почти с самого его открытия. Елена Ивановна Шиколина – заслуженный учитель и воспитатель высшей категории – в этом году была удостоена медали в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии за многолетний активный труд и в связи с 40-летием педагогической деятельности.

Два помощника воспитателя окружают малышей своей заботой. Ребят, которые только начинают ходить в детский сад и плачут, оставшись без родителей, няни носят на руках, утешают. Ирина Ивановна Ковалева переехала в Смоленск из Могилева и стала работать в детском саду помощником воспитателя, чтобы привести сюда дочь. Обучаясь в православном учреждении, ребенок будет расти в окружении ребят из верующих семей.

Ирина Николаевна Селезнева уже много лет каждый день ездит на работу в детский сад из Печерска. Медсестра Наталья Алексеевна Ружейникова знает каждого ребенка, с любым может договориться. Повар Раиса Евгеньевна Новоселова кормит всех вкусными завтраками, обедами и полдниками. Проводить занятия приходят преподаватели иностранного языка, физкультуры, ЛФК, логопед-деффектолог.

Православный детский сад – дружный маленький коллектив, который обладает уникальным опытом всестороннего развития детей и воспитания их в вере. Любовь и забота, окружающие здесь воспитанников, влияют на формирование их душевных качеств. Если же говорить о внешней стороне, то здание детского сада постепенно благоустраивается, ремонт помогают делать родители. Недавно здесь поменяли газовый котел, в помещении стало теплее. Спортивный зал оборудован для занятий физкультурой, площадка возле здания детского сада служит для прогулок и подвижных игр на свежем воздухе, в спальной комнате ребята отдыхают в послеобеденное время, а в уютной игровой можно выбрать занятие по душе: собрать конструктор, полистать интересную книгу или предложить друзьям новую затею. И детские улыбки – лучшее подтверждение того, что ребятам здесь хорошо.

Материал подготовила Анастасия Подмогильная

Главная > Публикации > 20-летний опыт воспитания сердец