Обновления

Епископ Исидор: “Пост является действенным лекарством для нашей души…”

Главная > Новости > Новости - важное > Епископ Исидор: “Пост является действенным лекарством для нашей души…”

В программе “Прямой разговор” в эфире телеканала ГТРК-Смоленск “Россия-24” состоялась прямая линия с правящим архиереем Смоленской епархии епископом Смоленским и Вяземским ИСИДОРОМ. Ведущий – журналист Сергей Новиков.

В преддверии Великого поста разговор был посвящен этому времени: как действенно провести спасительное время поста, правильно поститься и приступать к Таинствам Церкви.

Сергей Новиков: Добрый вечер, уважаемые телезрители. Гость студии сегодня – епископ Смоленский и Вяземский Исидор.

Епископ Исидор: Добрый вечер, Сергей Николаевич. Добрый вечер, уважаемые телезрители.

Сергей Новиков: Мы в прямом эфире, и вы можете задать вопросы прямо Владыке по телефону 68-48-04, и я думаю, Владыка с удовольствием на них ответит.

Епископ Исидор: Конечно.

Сергей Новиков: Владыко, мы находимся в преддверии Пасхи, давайте посвятим наш разговор событию, которое всякий раз встрече Пасхи предшествует – Великому посту. А сегодня продолжается Масленая неделя, и мой первый вопрос такой: сырная неделя, мясопустная неделя… по-разному ее называют, так вот Масленица явные признаки имеет народной традиции. Очень много народных традиций, как известно, досталось нам от язычества, но немало примеров, начиная от тех же самых колядок, о которых мы беседовали с Вами в прошлый раз, и еще много таких примеров можно привести, то есть, многие традиции Церковь переосмысливает, так вот каким новым содержанием наполнена старинная Масленица?

Епископ Исидор: Спасибо, Сергей Николаевич, за этот первый вопрос. Мы, действительно, все находимся в преддверии, прежде всего, Великого поста, который все мы должны успешно пройти. Это нелегкое время, чуть более сорока дней, до Пасхи будет предшествовать ее встрече. Традиционно перед постом мы с вами вступаем в Масличную неделю. Она так называется потому, что наступает такой период в жизни верующих людей, когда они должны прекратить употреблять в пищу мясо. И этот период, это целая неделя – называется Мясопустной или Сырной по названию основных блюд, которые употребляются людьми в этот период.

Сергей Новиков: То есть “мясопустная” – это пустая от мяса?

Епископ Исидор: Да, именно так. И конечно же, всякое событие в жизни народа, а церковное событие является народным событием, сопровождается какими-то событиями, и эта масличная неделя, когда русский народ, по свидетельству наших известных классиков, всегда готовился к началу Великого поста, давая возможность своей душе разгуляться, как говориться, на всю ее широту, вот этот период был наполнен особыми гуляниями. И мы знаем и “Взятие снежного городка” – картину известную… Мы знаем о таких гуляниях, которые иногда сопровождались кулачными боями… Но главное, что предполагается в эти праздничные предпостовые дни – это угощение блинами. И поэтому мы видим всегда как, в том числе и при содействии Администрации города у нас пройдут эти торжества в городе Смоленске, и в каждом доме, даже не обязательно в привязке к христианским традициям, всегда в это время пекут блины – это устойчивая народная традиция. Поэтому мы здесь должны говорить о том, что в преддверии Великого поста все мы готовимся, в том числе давая возможность себе такому душевному отдохновению через участие в таких праздниках.

Сергей Новиков: Владыко, давайте поговорим об истории постов в Православии…

Епископ Исидор: Да.

Сергей Новиков: Вот эта институция сама как возникла? И есть ли какие-то примеры библейские, на что можно сослаться?

Епископ Исидор: Конечно же, и самый главный пример связан с жизнью Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сорок дней постился. И мы знаем этот библейский сюжет, когда Он в окончание этого сорокадневного поста взошел на гору искушений, когда Его дьявол искушал дарами мира, и как Он, в том числе свидетельствуя о Своей человеческой немощи, поскольку Он – Богочеловек, показал нам то, как Божество, в Нем пребывающее, достойно побеждало в этой борьбе между дьяволом и собственно тем человечеством, которое Господь, в конечном счете, освятил и вознес на Небо.

Сергей Новиков: Как известно, две составляющие есть у всякого поста: это – физическая, материальная и духовная. Так вот, есть ли какой-то приоритет у одной из составляющих или они равновелики, равноважны?

Епископ Исидор: Они равновелики настолько, насколько нам понятен образ, как это приводят древние святые отцы, птицы, которая имеет два крыла. Одно крыло – это духовная сторона поста, другое крыло – это телесная… Если птица будет махать только одним крылом, она не сможет достойно взлететь. Она должна равномерно, прилагая одинаковые усилия к обоим крыльям, достойно взлетать.

Сергей Новиков: В обывательском понимании пост, стоит только о нем завести речь, связывается, прежде всего, с ограничениями в еде. И очень многие люди считают, что даже постясь прилежно, лишь бы дожить до окончания поста и, так сказать, диету закончить. Вот что можно таким людям сказать?

Епископ Исидор: Им нужно сказать, что само по себе пощение никоим образом не является диетой. Более того, это противоречит даже самим принципам диеты, потому что диета преследует определенные цели, никак не связанные с жизнью души. А пост имеет определенную цель и задачу, которая связана с жизнью души и духовной составляющей жизни человека. И святые отцы с самых древних времен, говоря о посте, предупреждают тех, кто его совершает о том, что в том числе и пощение нужно совершать разумно, сообразовывая это с состоянием нашего здоровья. Так же как и в образе с птицей: невозможно что-то усиливая не замечать иное, все должно быть в человеке, в том числе и движение к Богу, должно быть обдуманно, сбалансированно. И это достигается тогда, когда человек поверяет этот опыт поста с опытом Церкви. Этот опыт можно почерпнуть из творений святых отцов, в том числе и из наставлений духовника.

Сергей Новиков: Владыко Исидор, наступающий Великий пост, как известно, один из четырех долгих постов в году…

Епископ Исидор: Да.

Сергей Новиков: …каждый имеет свое название, но вот этот называется “Великий”. Почему он Великий?

Епископ Исидор: Он Великий потому, что предваряет самый великий праздник в Православной Церкви, этот праздник является Пасха Христова. Поэтому и те особые предписания, та, в определенном смысле, жесткость, те высокие требования, которые предъявляются к этому многодневному посту, конечно же, отличаются от иных – Рождественского, Успенского, Апостольского (перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла). Само богослужение также свидетельствует, что это особое – великое – время, через совершение особых литургий Григория Двоеслова, на которых мы слышим особые песнопения, которые не слышим в остальное время года. Все это – и богослужебная жизнь, и рекомендации постящимся имеют особые предписания, которые и создают это время Великого поста.

Сергей Новиков: Есть ли еще какие-нибудь особенности? Может быть, в том, как причащаться… еще какие-то…

Епископ Исидор: Есть эти особенности, и они связаны с тем, что Церковь рекомендует всем православным верующим именно в период Великого поста как можно чаще причащаться. И для современного христианина причащение Великим постом хотя бы раз в неделю по воскресным дням является нормой, как нам представляется. Но всегда должны действовать и особые случаи, которые бывают в нашей жизни, и эти случаи всегда поверяются на исповеди у духовника; у священника, который принимает эту исповедь, всегда всякий верующий имеет возможность спросить рекомендации, как правильно ему совершать путь Великого поста.

Сергей Новиков: Владыко, но есть высказывания святых отцов, касающиеся того, что частое причащение может вызвать некую привычку и избавить, если можно так сказать, человека от трепетного отношения к причастию…

Епископ Исидор: Да, и я благодарю Вас за то, что у Вас такие глубокие познания в святоотеческих творениях. Действительно, святые отцы нас предупреждают, что в этом великом деле невозможно привыкание, его всячески нужно избегать, но при этом мы должны себя настраивать на необходимость благоговейного отношения, именно в этом и состоит наш подвиг и наше участие, наша сопричастность жизни к Богу.

Сергей Новиков: Великий пост – самый строгий. И вместе с тем он, как и любой другой пост, предполагает какие-то послабления. Вот что это за послабления, и каким образом человек может воспользоваться такими правилами?

Епископ Исидор: Вот особенность этого Великого поста, к которому мы приближаемся состоит в том, что он начинается достаточно рано, и Светлая Христова Пасха будет 12 апреля. Достаточно рано для нас, когда мы привыкли, что встречаем Пасху в конце апреля и даже начале мая, поэтому те особенные дни послабления Великого поста, которые предписаны Церковным уставом – это Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), это вход Господень во Иерусалим (за неделю до празднования Пасхи, до Господних страданий) – Устав предлагает, в том числе, послабление в пище. Но из-за ранней Пасхи в этом году Благовещение случится на Страстной седмице, в Страстной вторник, поэтому и пост даже в Благовещение будет строгим. Но что касается Вербного воскресенья, то там верующим предлагается вкушение рыбы для подкрепления своих телесных сил. Но я еще раз повторяю: этим нельзя увлекаться людям, которые только приобретают опыт жизни в Церкви. Все нужно поверять с опытом Церкви, который предлагает постепенное вхождение, в том числе, в опыт поста. И мы часто говорим о тех исключительных случаях, которые непременно действуют: это касается и женщин беременных, это касается и людей, несущих особое служение Отечеству, в том числе военнослужащих, и так далее. Эти особые случаи частным образом проговариваются священником, исповедующим перед участием верующего в Таинстве Причащения

Сергей Новиков: Владыко, мы на этом прервемся, поскольку нам позвонили, давайте ответим телезрителям.

Епископ Исидор: Хорошо.

Сергей Новиков: Говорите, слушаем Вас, пожалуйста представьтесь… Не слышим Вас. Не слышно, к сожалению…

Епископ Исидор: Да, очень слабый голос, и не совсем слышно.

Сергей Новиков: Пожалуйста…

Хорошо, мы продолжим, нам наверняка перезвонят… Владыко, мы остановились на том, что послабления полагаются матерям кормящим, беременным женщинам…

Епископ Исидор: Да.

Сергей Новиков: …даже тем, кто в заключении, военнослужащим…

Епископ Исидор: Конечно.

Сергей Новиков: …а вот спортсменам как быть? Они как бы не из этой категории…

Епископ Исидор: Нет, Вы знаете, спортсмены, особенно те, кто занимается спортом профессионально – именно об этой категории людей мы, по всей видимости, сейчас и говорим – то для них тоже существуют особые предписания. Они связаны с тем, что спорт в нашем понимании, когда он является не просто увлечением, а профессиональным занятием, благодаря которому человек приносит определенные результаты, в том числе в копилку нашей страны, когда он достигает олимпийских результатов, вот в этих случаях тоже действуют особые предписания, связанные с особым служением человека в Отечестве наподобие того, как будто бы он – военнослужащий. Поэтому здесь нужно частным образом обращаться к опытным священнослужителям, особенно к тем, кто когда-то связывал свою жизнь со спортом, для того чтобы по возможности, вместе размышляя, разработать ту степень телесного воздержания, которая позволяет спортсмену держать высокий уровень своих физических способностей.

Сергей Новиков: Попробуем услышать телезрителя и ответить…

Епископ Исидор: Конечно.

Сергей Новиков: Пожалуйста, представьтесь, слушаем Вас…

Звонок: Слышно меня?

Епископ Исидор: Да, чуть лучше слышно.

Звонок: Я хотела бы уточнить такой момент… Моя бабушка всегда говорила, что в пост нельзя никакие развлечения…

Епископ Исидор: Да.

Звонок: Вот насколько это жесткая тема? Можно ли ходить в театр, в филармонию? Смотреть телевизор тот же самый? Расскажите нам, пожалуйста. Спасибо.

Епископ Исидор: Я благодарю Вас за этот вопрос, мы, к сожалению, не услышали имени нашей телезрительницы… Но вопрос очень важный: можно ли себе в период Великого поста разрешать какие-то развлечения? Я думаю, что даже в самом вопросе кроется некоторый ответ. И он связан с тем, что все наши усилия в этот период должны быть направлены на наше духовное совершенствование, на возможность нам сосредоточиться над тем, что нас ведет к Богу, и над тем, что препятствует этому движению вперед.

Сергей Новиков: А конкретно вот, наша телезрительница спросила, можно ли посещать филармонию, ходить в театр?

Епископ Исидор: Я думаю, что этот вопрос тоже нужно обсудить частным образом. И я так отвечаю не потому, что хочу уклониться от вопроса…

Сергей Новиков: Смотря что дают…

Епископ Исидор: Вот именно, да, речь идет о том, так сказать, культурном продукте, как мы выражаемся современным языком, который либо может принести пользу, либо вред.

Сергей Новиков: Владыко, у нас остается буквально две минуты… Вот что вы можете сказать тому человеку, который называет себя православным и считает себя православным, а не постился ни разу?

Епископ Исидор: Я ему приведу образ того, что невозможно человеку вылечить свои раны, если не прибегать к лекарствам. Пост является действенным лекарством для нашей души.

Сергей Новиков: Владыко, если позволите, хочу Вас попросить благословить наших телезрителей на начинающийся пост.

Епископ Исидор: Спасибо, Сергей Николаевич. Я, обращаясь ко всем нашим телезрителям, желаю всем нам в предстоящем Великом посту воодушевиться, вооружиться всеми нашими духовными внутренними силами, для того чтобы с радостью встретить предстоящее празднование дня Святой Пасхи.

Сергей Новиков: Дорогие друзья, наше время истекло, будем ждать будущих встреч и прощаемся с вами с наилучшими пожеланиями.

Епископ Исидор: Спасибо, Сергей Николаевич. Спасибо телезрителям.

Сергей Новиков: Спасибо Вам, Владыко.

Главная > Новости > Новости - важное > Епископ Исидор: “Пост является действенным лекарством для нашей души…”