Обновления

Необычная встреча обычным мартовским днем

Главная > Публикации > Необычная встреча обычным мартовским днем

Своими впечатлениями от общения с одинокими стариками делится “внучка по переписке” Ольга Круглова, москвичка, навещающая бабушку в Городищенском доме-интернате в Смоленской области

На автовокзале я купила билет до городка Хиславичи, который в летописях впервые упоминается во второй половине XV века. Там меня ждал батюшка местного храма. А пока – надо было туда доехать…

На автовокзале я купила билет до городка Хиславичи, который в летописях впервые упоминается во второй половине XV века. Там меня ждал батюшка местного храма. А пока – надо было туда доехать…

Фотогалерея

Эта история начинается ровно год назад. Я тогда узнала о существовании благотворительного фонда “Старость в радость”. Много хороших дел для пожилых людей делают активисты и организаторы фонда. Но одна идея поразила меня до глубины души своей простотой, наполненной при том глубинным смыслом – предлагалось всем желающим найти себе бабушку или дедушку по переписке. Казалось бы, о чём можно писать абсолютно чужому человеку, да еще когда между вами пролегают реальные расстояния, измеряемые сотнями километров…? Тем не менее, писать не только можно, но и нужно! Одинокие старики в домах престарелых как никто другой нуждаются во внимании, в общении, в возможности хоть чуточку, но снова быть нужными. Огромное количество людей сейчас помогает детям – и это отрадно. Но если у детей еще вся жизнь впереди, то для стариков каждый день – новый шажок к вечности… А жить хочется, жить нравится!

В общем, недолго думая, я полезла в базу “свободных” от переписки бабушек и дедушек и стала искать себе нового друга. При взгляде на фотографию одной бабушки меня будто током ударило – настолько её лицо показалось своим, родным, тёплым. Звали её Софья Васильевна и была она родом из Смоленской области, где проживает и по сей день в Городищенском интернате. Мне, как любителю всяческих цифровых, буквенных и прочих совпадений, показалось своего рода знаком то, что отчество бабуля носила “Васильевна” как и моя родная бабушка, которой нет вот уже почти 9 лет, а Смоленская область – родина моей второй бабушки, которую я никогда не видела, потому что она погибла 54 года назад.

Первые письма мы с мужем писали нашей бабушке без надежды на ответы, потому что понимали, что возраст у неё весьма преклонный – 93 года все же. Тем не менее, огромное удовольствие доставлял сам факт, что мы пишем живому человеку, которому не хватает элементарного человеческого участия. Каково же было наше удивление, когда бабушка Софья нам ответила! Сама! С этого момента бабуля стала нам еще родней, и мне очень захотелось увидеть её лично…

Параллельно с этой историей в нашей жизни назревала еще одна – очень большая и невероятно ответственная. Мы решили взять ребёнка из детского дома. Как водится, шли мы за маленькой белокурой дивой, а получили двух взрослых братьев 11 и 14 лет. И эти чудесные ребята тоже жили в Смоленской области! К ним в интернат мы ездили неоднократно, и каждый раз я очень хотела заехать в Городище к бабушке. Но обстоятельства не пускали… Я откладывала… Но продолжала переписываться с нашей Софьей Васильевной.

А в самом начале 2015 Анна Цветкова, координатор добровольцев службы “Милосердие”, навещающих смоленские дома престарелых, написала мне, что наша бабуля чувствует себя очень плохо, не встаёт, мало ест… Вот это и стало моим дополнительным стимулом, чтобы быстрее купить билеты и наконец-то доехать до Городища. Оставив дом на мужа и мальчишек, я рванула в Смоленск. И я очень рада в итоге, что ездила туда сама с собой и со своими мыслями, эмоциями, переживаниями…

Анна подробно рассказала, как мне быстрее и выгоднее добраться из Смоленска до интерната. Я прикупила подарков нашей бабушке. Очень хотелось порадовать бабулю не только словами, но и гостинцами.

“Пятница-тринадцатое марта” стала очень важным днём. Утренний поезд “Ласточка” за 4,5 часа домчал меня до чудесного Смоленска. Там я купила билет до следующего пункта назначения и отправилась пить кофе, потому что автобус уходил только еще через два часа. Волновалась я крепко! По-моему, нечто подобное я испытывала лишь накануне первого свидания… Масса вопросов роилась в голове: узнает ли меня бабушка (мы ей отправляли наши фотографии), как вообще воспримет мой приезд?

По заранее обдуманному плану моей поездки в посёлке Хиславичи меня ждал настоятель местного Борисоглебского храма (древнейшего и красивейшего) протоиерей Роман Свистун, который и отвёз меня в интернат на своей машине. Ехала я по безлюдным дорогам, любовалась природой, и было невероятно жалко видеть заброшенные дома, пустые поля…

Но вот уже и интернат на пути. Сердце колотится, язык немного заплетается… Ощущаю себя как в кино, которое я сама же и смотрю из зрительного зала… Софью Васильевну заранее подготовили к моему приезду, дабы не напугать внезапностью. В жизни она оказалась еще миниатюрнее, чем на фото. Видно было, что рада мне, но тоже волнуется. Да еще соседки по комнате на неё накинулись: “Дай человеку денег! Она такой путь проделала, билеты как дорого-то стоят!” Засуетилась моя бабушка, в тумбочку полезла. Потом и вовсе вышла из комнаты. Вернулась с деловым настроем, взглядом подозвала меня и протягивает смятые бумажки. Я ее обняла:
– Софья Васильевна, спасибо! Но я не возьму. Мне так хотелось Вас порадовать, вот и подарки привезла.
– Бери! (это было сказано не столько голосом, сколько взглядом, причём неоднократно и очень настойчиво…)
Не взять я не смогла…

А потом я дарила ей подарки – ночную рубашку, вязаный жилет, красивую кружку с бабочками, сладости к чаю… Бабушка от всего сначала отмахивалась: “Деточка, да у нас тут всё есть, возьми себе, тебе нужнее!” Но тут уже я проявила мягкую настойчивость, и Софье Васильевне пришлось сдаться. “В отместку” она подарила мне пакет гостинцев от себя, накормила холодцом, напоила чаем.

Почему я так много пишу о материальном? Потому что через это очень сильно проявлялось духовное… Стремление старого человека отдать то, что есть, позаботиться, поделиться своей жизнью… Господи, думала я, да это МЫ должны до земли кланяться им за их и наши жизни, за их загубленную юность, за их бешеное трудолюбие, которое нам подчас и не снилось… За то, что они таким скотским образом на закате и без того сложной жизни оказались по сути никому не нужными… И это – при живых детях и внуках, которые, к сожалению, приезжают навестить своих стариков лишь в дни получения пенсий – чтобы забрать те крохи, что положены старикам от государства, и спустить их на свои утехи… И эти одинокие люди – не озлобившиеся, не ругающие своих нерадивых детей, а защищающие их, гордящиеся ими…

Сдержать слёзы у меня не получилось… Расквасилась еще в самом начале встречи. Священник тихонько сказал мне:
– Не надо плакать, всё хорошо тут.
– Да я своих вспомнила, которых нет уже давно никого… (это было правдой лишь отчасти – но надо же было оперативно прикрыть свою слабость…)

Два часа пролетели очень быстро. Пора было уезжать – я зависела от расписания автобуса. А расставаться ой как не хотелось… Бабушка пошла проводить меня на крыльцо. Мы шли, взявшись за руки. Она нервничала, немного запиналась в словах. На крылечке мы обнялись – хотелось, чтоб это мгновение длилось, но и хотелось, чтоб закончилось быстрее, ибо проводы были уж слишком невесёлые. Бабуля сказала напоследок: “Детонька, когда я помру, тебе сообщат…”. Я что есть мочи сжала ее руку, ляпнула какую-то ерунду вослед, чтобы сгладить напряжение и побежала к машине…

Вот тут я уже не сдерживала потока слёз, и отец Роман меня не останавливал… Бывают в жизни острые моменты, которые кожей хочется запомнить навсегда. Это – один из них. Ехала я в машине, смотрела по сторонам на красивейшую безмолвную природу и мне казалось, что я попала в безвременье, куда-то на край земли и прикоснулась к чему-то самому важному… И понять не могла лишь одного – зачем люди сами лишают себя этого удивительного чувства – связи с вечностью? Наши родители, наши старики – это наши корни. Вырвешь их – и дерево упадёт. Зачем же намеренно обрекать своё дерево на гибель?! Тут не осуждение – тут недоумение и искренне непонимание…

…до Смоленска я долетела очень быстро – и водитель автобуса резвый попался, и обратная дорога всегда оказывается короче. В Смоленске меня очень радушно встретила Анна. Вкусно накормила и напоила, расспросила о поездке, рассказала о деятельности добровольцев. А я слушала и думала о законе сохранения энергии – где убудет, туда прибудет из другого источника. Аня и её соратники делают маленькие великие дела – они восстанавливают те самые порванные ниточки, которые не дают разрушиться целостной человечности мира. И стать хоть немножечко к этому причастной – большое благо и огромная честь. Спасибо фонду “Старость в радость” и тем неравнодушным людям, кто помогает сохранить веру.

Ольга Круглова
Фото автора

Если вы хотите навещать пожилых людей в домах интернатах, или готовы писать им письма, если вы можете подарить немного тепла и заботы старикам пишите и звоните: 691414, все подробности можно узнать в группе “Милосердие в Смоленске” в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/smolmiloserdie.

Главная > Публикации > Необычная встреча обычным мартовским днем