Обновления

Епископ Исидор: “Господь ждет нашего ответа на Его божественный призыв”

Главная > Новости > Новости - важное > Епископ Исидор: “Господь ждет нашего ответа на Его божественный призыв”

В программе “Вести. Интервью” в эфире телеканала ГТРК-Смоленск “Россия-24” состоялась беседа с правящим архиереем Смоленской епархии епископом Смоленским и Вяземским Исидором. Ведущий – журналист Сергей Новиков.

В преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи в разговоре были затронуты богословские проблемы, касающиеся богочеловеческой природы Христа, Его крестных страданий, искупления грехов человечества и соработничества человека Богу.

Сергей Новиков: Добрый вечер, Владыко!

Епископ Исидор: Добрый вечер, уважаемый Сергей Николаевич! Добрый вечер, уважаемые телезрители!

Сергей Новиков: Мы с вами встретились в завершение Великого поста. Пусть до его завершения остается еще некоторое время, но так или иначе скоро грядет наступление Светлого Христова Воскресения – Пасхи. Если говорить строго, то Великий пост заканчивается в следующее воскресение. И после того, до Пасхи, нам еще предстоит пережить Страстную седмицу. Так вот почему так сложилось, что Страстная седмица выделена как бы отдельно, хотя и следует за Великим постом?

Епископ Исидор: Я благодарю Вас за этот вопрос. Действительно, в строгом смысле этого слова, Великий пост заканчивается событиями, предшествующими страданиям Христовым. Так что в строгом смысле Страстные дни не входят в период Великого поста. Но поскольку они увенчивают это событие, то мы вместе с днями Святой Четыредесятницы переживаем и Страстные дни, которые приводят нас к торжеству Пасхи Христовой.

Сергей Новиков: Владыко, давайте сразу внесем ясность вот в какие понятия: на церковнославянском языке седмица и неделя означают в переводе на современный русский язык означают неделю и воскресенье. То есть если мы говорим Неделя, то имеем в виду один день, а седмица – это как раз все семь дней?

Епископ Исидор: Да.

Сергей Новиков: Каждый день Страстной седмицы имеет свое особое название. И в это время в церквах во время богослужений прослеживается весь ход библейской истории в последние дни жизни Иисуса. Не могли бы Вы подробнее остановиться на евангельских событиях этого периода?

Епископ Исидор: Страстная седмица, как я об этом чуть ранее сказал, является особым периодом в литургической жизни Церкви. Это особые дни в жизни всякого христианина, поскольку каждый страстной день является событием сам по себе и приуготовлением к празднику Святой Пасхи. Во время Страстной седмицы, когда мы духовно сопереживаем страстям Христовым, мы отмечаем события Его страданий, прежде всего, предательство со стороны Иуды, Его моление о Чаше в Гефсиманском саду, Его предание в руки Пилата, Его крестные страдания, смерть. И все это завершается Его преславным Воскресением. Так что каждый из этих дней отмечен особым событием в жизни Самого Господа нашего Иисуса Христа.

Сергей Новиков: Владыко, если говорить о Богочеловеке Христе: в Нем осуществляется истинное Божество и истинное человечество, и эти два понятия, с одной стороны, неразлучны, а с другой стороны, они неслиянны. Для любого человека, особенно, неверующего в этом парадокс. Как из него выйти?

Епископ Исидор: Как об этом нам с вами всем сказал святой апостол Павел, вера в Господа нашего Иисуса Христа является крестом для знаний. И невозможно логическими размышлениями, каким-то научным подходом невозможно усвоить те события, которые происходят с Иисусом Христом, и все иные Евангельские события. Так что апостол Павел сказал слова, которые во многом людям, далеким от Церкви, непонятны: что слово о Христе распятом – для Иудеев соблазн, для эллинов безумие, а для верующих, для православных христиан есть сила Божия. Эти же слова можно отнести ко всем знаниям о Боге. Невозможно силою рассудка понять присутствие Божие в нашей жизни, это можно понять только усилиями нашей личной веры.

Сергей Новиков: Владыко, нам позвонили. Послушаем телезрителей. Пожалуйста, представьтесь! Слушаю Вас…. Видимо, не судьба.

Епископ Исидор: Бывают такие моменты, когда люди не могут дозвониться, но убежден, что они дозвонятся.

Сергей Новиков: Я на всякий случай напомню телезрителям телефон прямого эфира: 68-48-04. Пожалуйста, дозванивайтесь.

Владыко, мы продолжаем нашу стратегическую магистральную тему. Так вот, кто был распят на кресте, если мы говорим о Богочеловеке – человек или Бог?

Епископ Исидор: Божество второй ипостаси Божественного Логоса нераздельно соединилось в Иисусе Христе с человеческой природой. И это соединение настолько тесно, что Бог воспринял полностью всего человека – его ум, его душу, его тело. Христос в Своем воплощении, в Рождестве Своем воспринял всего человека, и это восприятие настолько тесно, что неразрывно навсегда. И когда мы говорим о том, кто же страдал на кресте, то мы должны говорить о том, что страдал Богочеловек, поскольку человечество неразрывно с Богом, и Божество, которое по сути Своей не может страдать, несло это человечество в Его страданиях. Подобно тому, как мать переносит страдания своего чада и прилагает все усилия, чтобы каким-либо образом облегчить эти страдания. Можно приводить разные образы, но Божество подкрепляло человечество во Христе. Так что это человечество смогло в конечно счете и вынести эти невыносимые человеческие страдания, невыносимые, с точки зрения человечества, но если это человечество неразрывно соединено с Божеством, значит оно подкрепляемо этим Божеством, несомо Им и возводимо к Богу-Отцу.

Сергей Новиков: Попытаемся ответить еще раз телезрителю. Пожалуйста, представьтесь. Не срабатывает связь…

Владыко, мы продолжаем. Если получается так, что страдала та часть Богочеловека, которая принадлежит к человечеству, то какая роль отводится другой части двуединства – Божеству Христа?

Епископ Исидор: Божество венчало человечество Христово. Нам трудно об этом судить в таком детальном аспекте, поскольку никто из нас: ни Вы, ни я, ни кто-либо иной не носит это Богочеловечество в себе. Только Христос может дать нам точное понятие в этом вопросе. Но вот что нам свидетельствует Священное Писание, и о чем нам говорят Святые Отцы: Божество всячески пыталось помочь человечеству, которое неразрывно пребывает с Ним в лице Господа нашего Иисуса Христа, духовно укрепляя Его и поддерживая в этих страданиях за все грехи человеческие.

Сергей Новиков: Владыко Исидор, а был ли у Христа выбор между тем, чтобы принять крестную смерть и страдания на кресте, или Своим волевым каким-то усилием выбрать другой путь?

Епископ Исидор: Мы с вами четко должны понимать, и это вера Церкви: человечество во Христе было по своему человеческому достоинству свободно, оно не было абсолютно, рабски принуждаемо Божеством. В этой связи мы видим во время земной жизни Спасителя, что Он мог и прослезиться, мог и прогневаться. Он мог и сопереживать, и радоваться, и это свидетельство тому, что Христос является носителем не призрачного человечества, а настоящего, подлинного, полного, страстного. Не в смысле того, что Христос был носителем человеческого греха, а в том смысле, что Он воспринял естество, которое прежде было повреждено грехом, но исцелено Христом при Его восприятии Божества. Это исцеление началось с воплощением Христовым и завершилось Его страданием на кресте, пролитием Его богочеловеческой крови, Его в подлинном смысле смирением и послушанием Богу-Отцу. Через все эти испытания прошел Богочеловек Христос, возведя наше падшее во грехе человечество до его преображения Божеством. И это преображение совершилось.

Сергей Новиков: Владыко, еще один звонок, попробует ответить.

Епископ Исидор: Будем надеяться…

Что-то срывается, но я убежден, что эти технические причины, может быть, на самом деле психологические, которые люди испытывают, когда уже Великий пост завершается. Впереди скоро Пасха. Будем надеяться, что кто-то обязательно дозвонится.

Сергей Новиков: …Вот, кстати, подтверждение, что Христу было ничего не чуждо человеческое, – то, что он молился “Да минует Меня чаша сия”.

Епископ Исидор: Это как раз и есть те моменты, в которых проявляется человечество Христа, наше с вами человечество, и еще раз подтверждает, что это не призрачная природа, которая была изъята, так сказать, из нашего с вами общего человечества. Это та самая наша с вами человеческая природа, которую Господь через Свои страдания и смерть совоскресил. И мы участники этого воскресения Христова.

Сергей Новиков: И то, что Он не сошел с креста, когда к Нему взывали: сойди с креста, подтверди Свою божественную Сущность…

Епископ Исидор: Да, и это было не первое Его такое испытание. Мы знаем, что когда Господь 40 дней постился в пустыни, дьявол ему предлагал броситься с высокого здания, предлагал Ему пищу для того, чтобы Он нарушил этот пост. Но Господь, испытывая человеческие страдания в силу того, что Он воспринял человеческую природу, поврежденную грехом, Он, все-таки благодаря тому, что было единение, неразлучное с Его Божеством, смог выдержать. И это является очень важным уроком для всех нас, потому что мы своими человеческими силами во многом не способны преодолеть многие вещи в нашей жизни. И только лишь через призыв к Богу, через обращение к Нему, мы получаем помощь, опираемся на нее и совершаем великие дела, в том числе подвиги.

Сергей Новиков: Владыко, нам остается три минуты. Не знаю, возможно ли ответить в столь короткий срок на такой вопрос… В связи с тем, что Иисус совершил искупление наших грехов вместо нас, и по сути дал возможность каждому человеку с чистого листа начать жизнь, то речь идет о покаявшихся людях… А для не покаявшихся – какой исход?

Епископ Исидор: Благодарю Вас за этот сложный вопрос, который требует, конечно же, много времени в эфире. Постараюсь быть лаконичным и ясным для наших телезрителей. Мы должны четко понимать, что Бог любит каждого человека, и у Него нет лицеприятия ни к кому. Он всех любит одинаково сильно и крепко. Но Господь ждет от нас соработничества Ему, ждет нашего ответа на Его божественный призыв, ждет нашего стремления к Нему, потому что Он не готов нарушать нашу человеческую свободу. Поэтому всем нам желаю свободного выбора веры в нашего Господа.

Сергей Новиков: Владыко, что можно пожелать нашим телезрителям в завершение Великого поста, в преддверии Страстной седмицы?

Епископ Исидор: Я желаю всем телезрителям того, чтобы если кто еще и не начинал поститься, пусть, как об этом в Огласительном слове накануне Пасхи говорит святитель Иоанн Златоуст, даже сейчас, начав этот путь совместно с Церковью, каждый человек способен пережить эту радость Пасхи Господней. Я желаю всем телезрителям встретить с радостью этот великий праздник Пасхи Господней. И всех вас, дорогие мои, несмотря на то, что будет мое пасхальное обращение, я поздравляю с этими предстоящими Страстными днями и Пасхой Господней!

Сергей Новиков: Уважаемый Владыко, я благодарю Вас за беседу. Ждем встречи с вами снова и снова. Прощаюсь с нашими телезрителями. До будущих встреч!

Епископ Исидор: Спасибо, уважаемый Сергей Николаевич! Спасибо, дорогие телезрители!

Главная > Новости > Новости - важное > Епископ Исидор: “Господь ждет нашего ответа на Его божественный призыв”