Обновления

Православные педагоги – об учении и воспитании детей

Главная > Публикации > Православные педагоги – об учении и воспитании детей

В преддверии региональных образовательных Рождественских чтений мы предлагаем вашему вниманию подборку материалов, подготовленных совместно с православными педагогами Смоленска. Мы постарались обсудить наиболее волнующие темы, связанные с образованием и воспитанием детей в возрождаемой христианской традиции. Пусть на этих страницах каждый найдет для себя что-то полезное и нужное. Мы также готовы продолжить обсуждение поставленных вопросов в следующих выпусках газеты “Смоленск Православный” и на сайте Смоленской митрополии www. smoleparh.ru

“Трудных детей не бывает…”

2015-11-27_401

Жанна Васильевна Лукашенкова, учитель православной культуры, русского языка и литературы; МБОУ “Средняя школа №34” города Смоленска

Как идет (или должно идти) взаимодействие родителей и школы в плане православного воспитания? Какие Вы можете привести примеры мероприятий, связанных с приобщением детей к православной культуре?

– Считаю, что в настоящее время не во всех школах можно привлечь родителей и выстроить социальное партнерство по линии духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся – плод еще не созрел. Что я имею в виду? Есть школы, где блестяще проводят разовые мероприятия духовно-нравственной направленности, с приглашением значимых гостей, педагогов города, области. Но в повседневной жизни школы, в работе с живым ребенком такой труд не приветствуется и не поддерживается. И фальшь “воспитательного события” чувствуется если не всеми присутствующими, то многими. В таких школах, к сожалению, “духовно-нравственная” работа заканчивается с выключением софитов. Анализируя такие мероприятия, педагоги, конечно, понимают: если ответственные лица такие “звезды зажигают”, значит, “это кому-то нужно…”. А может ли быть траектория духовно-нравственного развития ребенка однополосной? От случая к случаю? Показной? Ответ известен…

– Безусловно, выполняя дело “для галочки”, хорошего результата не получишь. Это все равно, что молитва без внимания. Но я слышал, у нас есть и прямые препятствия проведению мероприятий православной направленности…

– Да, действительно, в нашей области есть школы, где препятствуют проведению школьных этапов Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры, называют олимпиаду “нелегальной”, требуют от учителя представить соответствующие разрешительные документы: информационные письма областного Департамента по образованию, приказы Министерства образования. А уж кому, как не администрации должно быть известно, что олимпиада по Основам православной культуры – “самая настоящая”, поскольку проводится по Министерскому приказу и включена в перечень Олимпиад школьников. Более того, по распоряжению Правительства РФ Минобрнауки осуществляет информационное сопровождение проведения олимпиады по Основам православной культуры. И это все – реалии нашего сегодняшнего дня. Вот и звучит глас вопиющего: как в таких школах “засевать” ниву православного воспитания; как без поддержки администрации взаимодействовать с родителями в этом вопросе? Поэтому и говорю – плод не созрел…

– Жанна Васильевна, а как в вашей школе обстоит дело?

– Мне повезло: я работаю в школе № 34 города Смоленска, в которой преподавание предметов духовно-нравственного направления ведется на каждом уровне обучения: начальном, среднем, старшем. Мы с детьми каждый год участвуем в олимпиадной практике по православной культуре, в областных Елизаветинских чтениях, в творческих конкурсах на духовно-нравственную тему; осваиваем интерактивное общение в формате “родитель + ребенок + учитель” в режиме вопросов и комментариев. И как результат – радуемся деятельному участию родителей в духовно-нравственном воспитании и образовании детей, живому родительскому включению в совместное с детьми и учителем творчество. Я благодарна Богу, что есть еще в городе такие школы, как моя 34-я!

– Расскажите вкратце о Вашем проекте, одержавшем победу на Всероссийском конкурсе…

– Методическое пособие называется “Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя)”. Оно является практико-ориентированным в решении проблем духовно-нравственного образования личности современного школьника. Опыт преподавания смоленских педагогов, с помощью Божией, обобщен в пособии и представлен на всероссийском уровне. От педагогов я продолжаю получать добрые отзывы… Конечно, радостно, что пособие оказалось для моих коллег полезным.

– Если сравнивать нравственные устои школьников нашего поколения и сегодняшнего – что общего и в чем различие?

– Да… Наше поколение и прыгало выше, и бегало быстрее, и было смелее!!!Современное поколение ругают: и одеваются дескать не так, и говорят не то, и интересуются не тем… Один корреспондент вообще сравнил молодежь с табуреткой! А я нынешнюю молодежь люблю! Да, они другие! Но когда проходишь с ребенком один путь от начальной школьной скамьи до выпускного бала, когда видишь его взросление-становление, вспоминаются такие поэтические строки:
… на подвиг в любое мгновенье
Встанет грудью мое (читаем: современное молодое) поколенье.
…Впереди их награды, и званья…

И я верю, что это так: “если надо – застынут в граните”, растущее молодое поколенье не браните… С ними работать непросто, но интересно!…

– Расскажите о работе с трудными детьми…

– Трудных детей не бывает. Есть несчастные дети из социально неустроенных, по разным причинам распавшихся семей, в которых мама одна воспитывает одного-двух, иногда трех детей, вертится как белка в колесе, чтобы они были накормлены и одеты. Конечно, никто с мам не снимает ответственности за воспитание своих родных детей, и сами они отдают себе отчет, что не уделяют сыновьям-дочерям должного внимания. В этом и признаются, когда у нас случаются откровенные разговоры.

В моей практике можно выделить два рода реакции таких “запущенных” детей на занятия по православной культуре: либо с первого занятия они сидят, почти не дыша и не шевелясь – так внимательно слушают, либо весь урок буквально бросают в меня выкрики “не верю”, “не буду”, “слышать не хочу”, как будто их силой заставляют “верить”, “слушать” – но при этом не уходят, слушают то, что “слушать не хотят” и по глазам видно, что доверяют(!!!) удивительным примерам подвигов святых и хотят знать, почему русский человек только верой укреплялся и побеждал. Такие дети со временем с удовольствием читают и обсуждают духовную литературу: “Отец людей, Отец Небесный…” Пушкина, “Молитву” Лермонтова, “Неразменный рубль” Лескова, рассказы Бориса Ганаго… Задают не по-детски взрослые вопросы о жизни, о любви.

– Спасибо, Жанна Васильевна, за интересную беседу! В заключение – Ваши пожелания участникам Рождественских чтений…

– Я была на Рождественских чтениях в 2014 году. Эти три дня стали для меня радостным временем работы и общения с единомышленниками! Православные педагоги, воспитатели, врачи, священнослужители – только на таких форумах чувствуешь настоящее единение и сплочение. Как говорил Сергий Радонежский: “Единением спасемся”. И единением будем духовно сильны.

Желаю участникам Рождественских чтений плодотворной работы! Интересных встреч! Богатых идей!

Ассоциация православных педагогов: в добрый путь!

2015-11-27_402

Юлия Викторовна Викторенко, менеджер-методист управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска

– Что, на Ваш взгляд, объединяет понятие “христианское воспитание”?

– Нет, кажется, вопроса более насущного и жизненного, более назревшего и наболевшего, чем вопрос о воспитании детей. В самом деле, в нем — залог семейного счастья, в нем — основа благополучия общества, но, как это ни странно, в нем же и возможный источник великих несчастий, омрачающих жизнь человека. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. В этом, мне кажется, и заложен смысл христианского воспитания: научиться жить в мире со всеми, а самое важное – научиться любить ближних – этому должны мы учиться всю свою жизнь и пытаться воспитывать своих детей в понимании этого же.

– Как сочетать православные и светские традиции в воспитательном процессе? Насколько это легко?

– В современном обществе достаточно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, и об этом теперь говорит не только Церковь, но и государство, причем на всех его уровнях. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, “важнейшая задача образования – передача грядущим поколениям ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа”.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения – дело необычайно трудное и деликатное, требующее единения желаний всех участников: педагогов, родителей и детей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной жизни. Дети не имеют или имеют смутное представление о Боге, о церкви. И поэтому в нашу задачу входит познакомить детей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Мы должны помнить, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками – это неоспоримый факт.

– Разумеется, в таком случае, необходимо вести определенную работу и с родителями…

– Мне хотелось бы сейчас остановиться на ежегодных общегородских родительских собраниях, проведение которых становится доброй традицией в плане объединения общих усилий школы, родителей и Церкви в духовно-нравственном воспитании школьников. Родители, приглашенные на эти собрания (от всех школ) становятся не только гостями, но и непосредственными участниками: делятся своим опытом, своими “находками”. Собрания готовятся совместными усилиями работников управления образования и молодежной политики администрации города Смоленска со Смоленской Православной Духовной семинарией, которую представляет руководитель отдела по научной и учебно-методической работе СПДС Л. Н. Урбанович. На собрании “Роль семьи в “Духовно-нравственном воспитании детей” выступал руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Роман Павлишов. В рамках Городских Рождественских чтений (2 декабря) мы планируем провести еще одно городское родительское собрание “Ценности семейных традиций в воспитании младшего школьника”, где также неоценимую помощь в подготовке и проведении оказывает Православная Семинария. Во время проведения этих мероприятий проходят выставки детских поделок и рисунков.

– Расскажите об Ассоциации православных педагогов. Каковы ее цели, обязанности участников?

– 3 ноября прошло Учредительное собрание Ассоциации православных педагогов Смоленской области, созданной по инициативе Смоленской митрополии Русской Православной Церкви. Целью создания Ассоциации является развитие социального партнерства с институтами гражданского общества с целью сохранения, развития и трансляции православной духовной и культурной традиции; поддержка преподавателей Православной культуры и координация их деятельности в Смоленской области, создание условий для их профессионального общения; совершенствование форм и методов работы по приобщению подрастающего поколения к богатейшему наследию православной культуры и традициям русского народа.

Ассоциация создается в форме добровольного общественного объединения. Членами ассоциации могут быть работники и руководители системы образования, преподаватели вузов, учителя Основ православной культуры, сотрудники организаций Русской Православной Церкви, лица, занятые в сфере преподавания и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, заинтересованные в приобщении подрастающего поколения к православной культуре.

Создана страница Ассоциации в социальных сетях. Зарегистрировано Контакт-сообщество для обсуждения рабочих вопросов, связанных с нашей деятельностью. Здесь размещено Положение Ассоциации, фото прошедших Советов, где избрали председателя, утвердили Положение, уточнили наши цели и задачи. Теперь фото всех наших мероприятий можно будет увидеть и обсудить на этой странице.

– Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве педагогов и представителей духовенства.

– Рассуждая о сотрудничестве педагогов и священнослужителей в направлении воспитания у школьников духовно-нравственной культуры личности, необходимо иметь в виду, что механическое их объединение вовсе не гарантирует успеха. Поэтому мы стараемся, чтобы учителя, которые проводят мероприятия по духовно-нравственному направлению, были людьми не просто неравнодушными, а понимающими необходимость православного воспитания.

На все мероприятия, проводимые и с учителями, и с учениками в этом направлении, мы приглашаем священнослужителей. Практически на всех городских мероприятиях бывает руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Роман Павлишов.

Сегодня теплые и дружественные отношения налажены между Смоленской Православной Духовной семинарией и некоторыми школами города (№№ 2, 3, Гимназией №4, 12, 16, 33, 34). Учителя приглашают студентов семинарии на классные часы к старшеклассникам. Удивительно интересными, а главное, незабываемыми и полезными бывают эти встречи. Ученики, да и многие учителя, впервые слышат песнопения, которые звучат на этих встречах, исполненные студентами Семинарии.

У нас проходят семинары для учителей Основ православной культуры, Истории православной культуры земли Смоленской, русского языка и литературы общеобразовательных школ города по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания современного школьника, куда мы также приглашаем священнослужителей.

– Какие проведенные мероприятия, на Ваш взгляд, оказались наиболее плодотворными?

– Их очень много, и хочется верить, что они прошли с пользой для учеников и учителей. Среди мероприятий 2015 года – Мастер-класс руководителя отдела по научной и методической работе Смоленской Православной семинарии Л. Н. Урбанович для учителей начальной школы, ведущих курс православной культуры – 26 марта 2015 на базе средней школы №17; Круглый стол для учителей, преподающих курсы ОРКСЭ, “Историю православной культуры земли Смоленской”, литературу “Формирование целостного мировоззрения обучающихся на духовно-нравственной основе. Проблемы и пути решения” – 26 января 2015 в рамках Рождественских чтений (Ректор СПДС протоиерей Георгий Урбанович, протоиерей Михаил Горовой); Творческая мастерская “Духовные родники Смоленщины” для учащихся 8-х классов, изучающих курс “История православной культуры Земли Смоленской – 28 января 2015 на базе средней школы №27 имени Э. А. Хиля (присутствовал и выступал клирик церкви святого мученика Меркурия Смоленского Сергий Марков) и другие. Очень важными для всех смолян стали общегородские мероприятия – такие, как Литературные чтения, посвященные памяти святого равноапостольного князя Владимира, День православной книги, ежегодный Крестный ход в День славянской письменности и культуры.

Будем надеяться, что и нынешние Рождественские чтения также станут интересными и познавательными. Желаю всем участникам здоровья, плодотворной работы, счастья!

Главная > Публикации > Православные педагоги – об учении и воспитании детей