Обновления

Светлана Копылова: “Не испытываю мук творчества, только радость”

Главная > Публикации > Светлана Копылова: “Не испытываю мук творчества, только радость”

Автор и исполнительница христианских песен  побывала в Смоленске с концертом и встретилась со студентами духовных школ города. В беседе с учащимися, священнослужителями и педагогами Светлана Копылова поделилась мыслями о музыкальных направлениях, вдохновении, творчестве, вере. Рассказала о том, как научилась играть на гитаре, о появлении жанра песен-притч, родоначальником которого ее называют музыкальные критики, и о том, почему многие советские песни можно называть православными. Мы публикуем фрагменты этой беседы.

Фото Евгения Гаврилова

Фото Евгения Гаврилова

Об учителях и наставниках

– Видимо, такой дар мне был дан – стихосложения, сочинения песен, хотя музыкального образования у меня нет, нот я не знаю. В 15 лет один мальчик, Леша Соколов, научил меня играть на гитаре, это было в Иркутске, в авиационном техникуме. Он показал несколько аккордов, и мне очень понравилось, тем более, что я очень любила Высоцкого, и так хотелось научиться играть!.. Я в кровь раздирала пальцы – и научилась. Благодаря своему другу, который так и остался молодым – мой первый учитель игры на гитаре в 20 лет разбился в аварии.

А потом был в жизни период, когда я писала песни для эстрадных исполнителей, были бардовские песни. При этом я всегда понимала, что мне дан какой-то дар. Но пока не встретила духовного отца, я этот дар расплескивала – на эстраду, еще куда-то. А когда осознала, что не имею права так им распоряжаться, то в какой-то момент поняла, что по-старому больше не могу. В моей жизни появился отец Артемий Владимиров. Он никогда мне не указывал, у него нет такой манеры – требовать безоговорочного послушания. Но своим поведением, всей своей жизнью он как-то так делает, что понимаешь: нужно что-то менять.

Я решила попробовать писать баллады, повествующие о житиях святых, об иконах Божией Матери, и сразу почувствовала – вот это серьезное, настоящее. Первая баллада была о Марии Египетской, я написала музыка на эти стихи, и баллада стала песней. У меня есть еще несколько баллад о святых. Потом пошли песни покаянные. Батюшка меня поддержал в моем творчестве. Для меня это было очень важно, поскольку он не только священник, но и выпускник филфака МГУ.

“Слезинка грешника”: о рождении нового жанра

– Жанр песни-притчи родился случайно, и это снова произошло через священника, которому я также благодарна за поддержку, – это архимандрит Рафаил Карелин. Я читала его книгу проповедей “Путь христианина” и в проповеди о покаянии наткнулась на притчу про слезинку грешника, эту притчу отец Рафаил приводил в качестве примера. Меня так вдохновил этот сюжет, что я решила попробовать переложить его в стихах и написать музыку. Получилась песня. Я тогда еще не понимала, что это что-то новое, необычное, но ощущала, что история в песне – это интересно. Не просто слова непонятно о чем, как это бывает на современной эстраде – одна фраза бесконечно повторяется, и все. А здесь история с неожиданной развязкой. И когда я спела своим знакомым, друзьям, они сказали: “Как интересно! А вот есть еще такая притча, и вот такая…” И я увлеклась притчами. Стала выбирать те, которые трогают мое сердце, и так, песня за песней, набрался альбом из 12 произведений. Он назывался “Дар Богу” – по первой сочиненной песне.

У меня есть два альбома – один по девяти заповедям блаженств, второй по 10 заповедям Божиим. Кстати, раньше я не могла перечислить все заповеди с ходу, а тем паче в той последовательности, в которой они находятся в Священно Писании. А когда написала эти альбомы, то все заповеди у меня выстроились в голове – по песням. Каждая песня – история, на примере которой раскрывается смысл той или иной заповеди. Мне кажется, что это не просто интересно, но и полезно.

О новом альбоме

– Готовлю новый альбом (сейчас приоткрою секрет!). Песни почти готовы, осталось их записать на студии, и, может быть, еще одну песню Господь сподобит написать. Альбом будет называться “Песни-истории про русских царей и не только”. У меня есть песни-баллады, песни-притчи, песни-легенды, просто песни… И вот будут песни-истории. В них наши русские цари предстают не как персонажи из учебника, а как люди – живые, остроумные…

О православной песне и пианистах-кришнаитах

– Я борюсь с термином “православная песня”. Являясь православным человеком, не хочу кричать об этом везде, это мое сокровенное. Почему я должна на афише называться “православной певицей”? Вы же ни разу не видели афишу “Выступает пианист-кришнаит”, например. Почему нужно использовать это слово так часто, что оно набивает оскомину? Именно потому приходится сталкиваться с таким отношением зрителей: “Православные песни? Ой, нет, я не пойду”.

Как вы думаете – православная ли песня “Огней так много золотых…”? Я считаю, что эта песня, написанная в советское время, куда более православная (если пользоваться этой терминологией), чем песни некоторых людей, именующих себя православными. Очень часто, к сожалению, когда у человека что-то не получается в своей области, он клеит ярлычок “православное”… А я думаю, что просто есть просто песни хорошие и плохие.

“Все получается с помощью Божией”

– Иногда начинает крутиться в голове какая-то музыкальная фраза, и если мне она кажется мелодичной, я стараюсь ее записать на телефон, напеваю, стремлюсь вложить туда какую-то поэтическую фразу. А бывает, сначала появляются стихи. В последнее время я использую стихи других авторов, которые вызывают отклик в сердце, о которых думаешь “ах, почему это не я написала”. Так же я выбираю и сюжеты. Как правило, если они трогают меня, то не оставляют равнодушными и тех, кому адресованы песни.

Когда меня спрашивают, испытываю ли я муки творчества, я говорю, однозначно: не испытываю. Я испытываю радость творчества. Всегда поражаюсь богатству русского языка. Даже если что-то не складывается, начинаешь крутить строчку, слово, как кубик Рубика – и все в результате получится с Божией помощью.

Записала Екатерина Дмитракова

Главная > Публикации > Светлана Копылова: “Не испытываю мук творчества, только радость”