Обновления

Интервью митрополита Исидора в эфире “Радио России”

Главная > Публикации > Интервью митрополита Исидора в эфире “Радио России”

В программе “Актуальное интервью”, посвященной Светлому Христову Воскресению, в эфире “Радио Россия” состоялась беседа с правящим архиереем Смоленской епархии митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором. Ведущий – журналист Владимир Иващенко

Владимир Иващенко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире передача “Актуальное интервью”. В студии у микрофона Владимир Иващенко. Завтра православные верующие отмечают один из главных праздников – Светлое Христово Воскресение или Пасху. Это слово означает перехождение от жизни к смерти, от земли к Небу. Пасха – праздник, несущий свет и радость в семьи и душу каждого верующего.

Со словами поздравления к наши радиослушателям обратился митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Митрополит Исидор: Я рад поздравить наших дорогих радиослушателей с предстоящим праздником Пасхи Господней!

Возлюбленные о Господе Воскресшем досточтимые братья и сестры! Жители Смоленщины
Приветствую вас долгожданными жизнеутверждающими словами: “Христос Воскресе!”
В этом многократно повторяемом Пасхальном приветствии содержится вся глубина и основание нашей веры, наша надежда и любовь. Идя на крестное страдание, Господь наш укреплял учеников следующими словами: “Мир оставляю вам, мир мой даю вам” (Ин., 14:27).

Распявшись на кресте, Господь убедил нас в том, что мы любимы Им. Являясь ученикам Своим по Воскресении Своем, Господь Иисус Христос приветствовал их благопожеланием мира, ибо в нем содержится спасительный для всякого человека дар – примирение человека с Богом, мира между людьми.

Являясь апостолам по Своем Воскресении, Христос приветствовал их благопожеланием мира, потому что пришел ради этого великого и неизреченного дара – примирения человека с Богом, мира между людьми. Этот благодатный мир Воскресения наполнил души апостолов, делая их сильными и мудрыми, твердыми в вере и любви. Этот Богом данный мир апостольская Церковь несет своей проповедью и жизнью святых и до ныне, преображая и ведя ко спасению тысячи и тысячи верующих.

Чем мы можем отозваться на эту непостижимую всепрощающую и спасительную любовь Господа к нам? Мы можем с благоговением и трепетом принять эту любовь и ответить на нее делами веры, совершая “служение примирения” (2 Кор.5:18). Умиротворение есть христианский подвиг, задача для каждого христианина, ибо по слову святителя Григория Богослова, “лучше быть посредником единения и любви, чем посредником раздора и разрушения”. Будем стремиться к примирению в великом и малом: к единству и миру церковному, к миру и взаимопониманию в “церкви домашней”, то есть в наших семьях.

Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, обращался к пастве в годы гонений на Церковь в 30-е годы XX столетия следующими словами: “Имейте мир в себе и между собою – мир, который оставил нам Христос Спаситель. Ибо нет высшего блага, как жить в братолюбии. Сохраняйте любовь ко всем, ибо любовь все побеждает”.

Вознесем ко Господу наши сердечные молитвы о том, чтобы неизреченная радость Светлого Христова Воскресения всегда была с нами, чтобы наше настоящее и будущее милостью Божией стало временем мирным и благополучным, чтобы прекратились навсегда вражда и разделение, чтобы мы единым сердцем и едиными устами прославляли Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Владимир Иващенко: Владыко, расскажите, пожалуйста нашим слушателям об истории праздника Пасхи – когда он возник? Почему приходится на воскресение?

Митрополит Исидор: В основе праздника воскресения, который нами отмечается раз в семь дней, – событие, которое произошло 2000 лет назад, когда Христос Спаситель добровольно пострадал, умер на кресте и воскрес для того, чтобы нас с вами духовно совоскресить вместе с Собою и указать нам путь вечной жизни. С тех пор воскресный день не только во всех христианских странах, но и во всем даже не христианском мире отмечается как событие – событие воскресения Христова, понимаем мы это или нет. Поэтому причиной нашего празднования воскресного дня, как такового, является как раз событие воскресения Христова – праздник праздников и торжество из торжеств, как об этом свидетельствует Святая Церковь.

Праздник возник в I веке, когда весь Иерусалим и весь народ видел Христа Спасителя, слышал Его проповедь на земле, видел исцеления и другие чудеса. Испытав радость от события воскрешения Господом праведного Лазаря и входа Господня в Иерусалим, народ ликовал и встречал Господа, крича Ему “Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне!”

Господь вошел в Иерусалим, чтобы в этом граде святом пострадать ради каждого человека, живущего на этой земле во все времена. Он явился подлинным Царем, о Котором говорили святые пророки за много столетий до пришествия Христова. Он исполнил Закон и пророков, и Он стал Новым Законом. Он стал источником Нового Завета, учредив этот Завет с человечеством.

Все мы, дорогие мои, живем в эпоху Нового Завета с Господом, когда нам даны все средства ко спасению через Его Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, которая есть источник нашего спасения, нашего утешения, источник для нашей жизни, в конечном счете.

Поэтому, дорогие мои, будем любить Церковь. По мысли священномученика Киприана Карфагенсого, который жил во II веке, для кого Церковь – мать, для того и Бог – Отец.

Церковь является не только зданием, куда мы заходим, но это, прежде всего, совокупность народа Божьего, объединенного вокруг своего Главы – Христа Бога, Который венчает Церковь – нас с вами. Поэтому будет любить Церковь, будем любить друг друга, потому что мы и есть Церковь Господа нашего. И будем стремиться к тому, чтобы через наши добрые дела, поступки и мысли мы не уходили от Церкви, а были ее верными чадами, чтобы мы всегда созидали совокупность, наше единство во Христе, чтобы мы были теми добрыми людьми, которые любят свои семьи, любят свое Отечество и свою Церковь . В этом суть и залог успеха каждого из нас и всего народа, живущего в нашей стране.

Дай Бог всем нам глубокого понимания и любви к Богу и к ближнему. Храни вас всех Господь, дорогие мои!

Владимир Иващенко: Если говорить о разных христианских конфессиях¸ есть ли различия в праздновании Пасхи?

Митрополит Исидор: Эти различия есть, они определены древней историей и тем путем, которым шли эти так называемые христианские церкви, которые считают важным для себя отмечать этот праздник. Для каждой из них своя история спасения, поэтому, безусловно, само празднование и даже сама дата, когда отмечается этот праздник, бывают разными, не совпадают с тем днем, когда Пасху Христову отмечает Святая Церковь с самого первого дня, которым знаменуется Воскресение Христово. Детали того, как это событие празднуется, в каждом религиозном движении свои, и нам нужно будет посвятить много времени тому, чтобы объяснить, что и как празднуется в иных христианских и нехристианских учреждениях. Но мы с вами, являясь чадами Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, частью, которой является Русская Православная Церковь, торжественно всегда отмечаем праздник Пасхи в соответствии с той древней пасхалией, которую разработали древние святые отцы. В зависимости от того календаря, который учитывает многие аспекты христианской жизни и даже вопросы, связанные с движением небесных светил, каждый раз мы отмечаем это праздник после весеннего равноденствия, после иудейской Пасхи, в соответствии с теми древними установлениями, которые вычисляют по древней пасхалии день празднования Пасхи Господней.

Владимир Иващенко: Напоминаем нашим радиослушателям, что гость нашей передачи – митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

Владыко, почему крашеное яйцо является символом Светлого Христова Воскресения?

Митрополит Исидор: Это древняя история I века – великое чудо, связанное с тем, что равноапостольная Мария Магдалина убедила языческого императора в истинности христианской веры. В ее руках покраснело яйцо – оно окрасилось цвет крови Господа нашего Иисуса Христа.
И с первого века христиане красят куриные яйца, чтобы ознаменовать событие Воскресения Христова. Яйцо с тех пор во всем христианском мире и особенно на Святой Руси стало символом Воскресения Христова. Поэтому по благочестивой традиции в наших семьях, как мы знаем, даже и в XX веке, в так называемое советское время, красили яйца, независимо от того, ходили люди в Церковь или нет. Но эти глубинные традиции, связанные с событием Воскресения Христова, присутствовали всегда в нашей жизни, в каждой семье. Я хочу надеяться и даже убежден в том, что во всех семьях мы в этот день тоже будем красить куриные яйца и по народному обычаю будем биться этими яйцами, чтобы испытать вот эту радость воскресения Христова.

Владимир Иващенко: Кем и когда был установлен обычай печь куличи?

Митрополит Исидор: Это старинная народная традиция. Сам по себе хлеб является символом того хлеба, который Господь преломил во время Тайной Вечери. Поэтому наше с вами отношение к любому хлебу даже в быту должно быть благоговейным. С особенным почтением к хлебу относились к хлебу люди старшего поколения, которые пережили годы Великой Отечественной войны и годы становления нашего Отечества после войны, когда народ буквально голодал. Люди старшего поколения очень хорошо понимают, что такое хлеб и как его нужно беречь. И дай Бог, чтобы старшее поколение людей, которое сейчас слышит меня на радиоволне, приучило подрастающее поколение – внуков, правнуков – к благоговейному отношению к хлебу, пониманию, что это не просто еда, но то, что знаменует собой в том числе и любовь Бога к человеку. Через преломление хлеба Господь говорил Своим ученикам: вы Мои братья, вы – часть Меня. Имея это ввиду, и народная традиция с самых древних времен взяла за правило выпекание хлеба, который знаменует собой Господа. Помимо куличей выпекается еще более важный хлеб, который называется Артос. На Пасхальной Светлой седмице этот освященный хлеб находится в храме на столике в Царских вратах, знаменуя собой Воскресшего Христа.

Ровно через неделю после Пасхи, в Неделю Антипасхи Артос раздается народу Божию в ознаменование события Воскресения Христова. Так что хлеб является священным и для Церкви, и для всего народа предметом.

Владимир Иващенко: Когда можно освящать яйца?

Митрополит Исидор: Как правило в Великую субботу, накануне Святой Пасхи, после утреннего богослужения. Напоминаю нашим братьям и сестрам, что в этом году 7 апреля, в Великую субботу отмечается также праздник Благовещения – в этот день после утреннего богослужения во всех православных храмах священнослужители выйдут к народу, чтобы окропить святой водой пасхи, куличи, яйца, различные продукты. Это тоже древняя традиция – освящение пасхальных яств. Приходя домой, народ оставляет эти освященные продукты до Пасхальной ночи, чтобы потом, вернувшись с праздничного ночного богослужения, вкусить освященные пасхи, куличи, крашеные яйца. И это по сути является той праздничной трапезой, которую каждый из нас готовит в Святую Пасху. И в самый день Пасхи, 8 апреля, во всех храмах после Литургии будут также освящаться приносимые нашим народом куличи и пасхи.

Дорогие мои, я приглашаю всех вас в наши православные храмы для того, чтобы и в субботу, и в самых день Пасхи иметь возможность освятить приготовленные вами куличи и пасхи, и крашеные яйца. Милости просим!

От всего сердца, преисполненного ликованием и торжеством, поздравляю вас, дорогие мои, с Пасхой Христовой, с праздником Светлого Христова Воскресения!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

С праздником вас, дорогие мои!

Владимир Иващенко: Передачу “Актуальное интервью” подготовили Владимир Иващенко и Екатерина Меренкова. Всего доброго, уважаемые радиослушатели!

Источник: gtrksmolensk.ru

Главная > Публикации > Интервью митрополита Исидора в эфире “Радио России”