Обновления

Доклад митрополита Исидора на X Международных образовательных Покровских Чтениях в Хельсинки

Главная > Публикации > Доклад митрополита Исидора на X Международных образовательных Покровских Чтениях в Хельсинки

Святой Серафим Вырицкий: жизненный путь праведника, исповедника и преподобного

Доклад Высокопреосвященнейшего ИСИДОРА, митрополита Смоленского и Дорогобужского, на X Международных образовательных Покровских Чтениях “Вера и благочестие в эпоху гонений. (К 70-летию преставления преп. Серафима Вырицкого)”

Хельсинки, 13-15 октября 2019 года

Святой пророк Божий Даниил, повествуя о духовном состоянии мира в последние времена, изрёк следующее: “Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении” (Дан. 12, 10). Примечательно, что пророк не говорит ни о всеобщем благочестии, ни о всеобщей гибели, но подчёркивает тернистость пути, по которому будут идти в последние времена спасающиеся, которые очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении. Об этом говорит и Воплощенное Слово Божие: “Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут” (Лк. 13, 24).

Духовная катастрофа ΧΧ столетия – у каждого народа в деталях своя, особенная, – в масштабе всего христианского мира обозначила приближение общей для всех их эсхатологической перспективы. Где-то в одночасье рухнули, а где-то постепенно разрушались многовековые социальные институты, на которых покоилось положение и благосостояние Церквей и традиции благочестия многих христианских народов. Спасение души стало делом отдельно взятого человека. Каждый, столкнувшись лицом к лицу со страшной реальностью отверзшейся бездны, вынужден был сделать драматический выбор: за свой род, за свою семью и, прежде всего, за самого себя. Взяв крест, последовать за Спасителем на Голгофу, чтобы обрести спасение своей души.

Многие миллионы людей охладели к Святой Церкви, отказались от былой веры и благочестия ради призрачных земных благ, ради сохранения собственной земной жизни, почёта и уважения окружающих. Иные же, встретив трагические перемены как духовный вызов, отложили земное как преходящее и второстепенное, чтобы озаботиться, прежде всего, спасением вечной души для бессмертного Царствия Божия. Этому учил и святой апостол Павел, который говорит: “Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего” (1 Кор. 7, 29-31). “Проходит образ мира сего” – эти слова могли бы стать самым лаконичным выражением того, что пережило поколение православных русских людей, встретивших революцию 1917 года.

К поколению сему принадлежит также и замечательный угодник Божий, чьей памяти посвящена нынешняя конференция в Представительстве Московского Патриархата в Финляндии – преподобный Серафим Вырицкий, 70-летие блаженной кончины которого Святая Церковь отметила в этом году.

Житие преподобного Серафима Вырицкого в сухом канцелярском изложении можно было бы уместить в несложную цепочку образов: до революции – богатый русский купец, после революции – монах, подвижник, столпник, молитвенник за Россию и за весь мир. Даже поверхностное знакомство с жизнеописанием этого святого рождает в уме читателя множество вопросов, загадок и противоречий. Богатый человек, своим трудом с огромным прилежанием скопивший сокровища, в годы всеобщего революционного краха почему-то не пожелал их спасти, продолжив бизнес за границей, а пожертвовал их Церкви, откуда их, конечно, также рано или поздно забрали большевики. Человек слабого здоровья, с набором тяжелейших хронических заболеваний, нёс тяжкий подвиг столпничества, в любую погоду выстаивая на камне в молитве долгие часы, прожил долгую жизнь и преставился в возрасте за 80 лет.

Все эти недоумения разрешаются, если мы примем как духовный факт, что стержнем жизни преподобного был Христос. Как не вспомнить слова святого апостола Павла: “Мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков… Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне” (1 Кор. 4, 9-13). Именно таким человеком был и преподобный Серафим Вырицкий.

Святой родился на Ярославщине, под Рыбинском, в 1866 году. В миру его звали Василий Николаевич Муравьёв. Родители Василия были глубоко верующими людьми, привившими своему сыну благочестие с детских лет.

Очень рано появилась у Василия мысль о принятии монашества. Однако уже в отрочестве, 10 лет от роду, он оказался вынужден стать кормильцем семьи: в расцвете сил внезапно умер его отец, ухудшилось здоровье матери. Мальчик уехал в Петербург, где при помощи друга семьи был устроен рассыльным в одной из лавок Гостиного двора. Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери. Монашество, мысли о котором не оставляли отрока, тоже откладывалось на неопределённую перспективу. Когда Василий в возрасте 14 лет поделился желанием монашеской жизни с одним из старцев Александро-Невской лавры, получил ответ: “Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя…”

Трудолюбие и исполнительность, которые Василий проявлял в работе, нашли высокую оценку у хозяина, который, когда тому исполнилось 16 лет, назначил его приказчиком, а вскоре и старшим приказчиком. В 1890 году Василий вступил в брак, двумя годами позднее открыл собственное дело по заготовке и продаже пушнины, которое, благодаря его опыту и торговым связям, быстро выросло, принесло сего семье высокое благосостояние. Василий проявил огромные способности, обеспечивая сбыт своего товара – как в зарубежных странах, так и в различных уголках Российской Империи.

Молодой предприниматель стремился к образованности и в 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России, а также поступил на Высшие коммерческие курсы.

Благополучие, профессиональный рост и общественный престиж, многотысячное богатство и благополучие купца Василия Муравьёва были внешней стороной его жизни. Внутренняя же его жизнь всецело строилась вокруг Христа – уже будучи взрослым семейным человеком, он был духовным сыном одного из старцев Свято-Троицкой Сергиевой лавры, молитвенником, совершенствовавшимся в Иисусовой молитве и борьбе с помыслами.

Господь благословил супругов Муравьёвых сыном и дочерью, однако она умерла ещё в младенчестве, и после ее кончины, по обоюдному согласию и благословению духовника, Василий и его супруга стали жить как брат и сестра. В те годы они были известны благотворительностью: после литургии в праздничные дни в их доме накрывались многие столы с самыми разнообразными кушаниями, куда приглашали с улицы всех неимущих. Крупные пожертвования вносились на содержание нескольких богаделен.

В 1905 году Василий Николаевич Муравьев стал действительным членом Ярославского благотворительного общества – одного из крупнейших в России. Постоянными участниками общества являлись многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, включая отца Иоанна Кронштадтского и будущего Патриарха Всероссийского Тихона (Беллавина).

Ещё тогда, в 1906 году, супруги Муравьёвы приобрели дачу между Царским Селом и Павловском. После революции 1917 года этот дом стал главным пристанищем семьи, потому что в Петрограде проживать было опасно. При новой власти Муравьёвы лишились своего торгового дела, а большую часть остававшихся средств Василий Николаевич пожертвовал Александро-Невской лавре, в братство которой в 1920 году был принят послушником. Супруга Василия Николаевича Ольга поступила в Воскресенский Новодевичий монастырь. 29 октября 1920 года наместник Александро-Невской лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь его духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Ольга Ивановна Муравьева в монашестве получила имя Христина. “Проходит образ мира сего” – как тут не вспомнить эти слова из 1-го послания к Коринфянам! Ещё недавно Россия была цветущей богатой страной, а теперь покрылась окровавленными руинами, на её просторах тысячами убивали людей за веру в Бога, имущество было конфисковано, экономика встала. Каждый спасал то, что ему было дороже – и в этой страшной ситуации богатый купец Василий Муравьёв выбрал Господа Иисуса Христа.

Революция изменила деятельность святого. Из торговца пушниной, которая была предметом роскоши для благополучных и довольных людей, в любом случае живых людей, он превратился в начальника монастырской кладбищенской конторы, где провожали в последний путь погибших в кровавых схватках Гражданской войны. В храмах Александро-Невской лавры тогда одно отпевание следовало за другим, всё время шли панихиды. “Плач и рыдание и вопль великий” (Мф. 2, 18) водворились на русской земле.

Активное участие будущий старец принимал в деятельности Александро-Невского братства защиты святой православной веры – одного из самых массовых церковно-общественных движений Петрограда начала 20-х годов. В лавре в то время открылся пункт сбора средств для помощи голодающим, в монастыре проживали инвалиды войны, шел сбор пожертвований на содержание осиротевших детей. Лавра ежедневно кормила множество неимущих людей. В этом деле пригодились опыт и дарования отца Варнавы, равно как и в других – например, на поприще свечника, где без коммерческих навыков в трудных условиях послереволюционного времени было не обойтись.

Уйдя из мира, отец Варнава (Муравьёв) и подобные ему люди только ещё более приблизились к русским людям всех сословий, перемешанным и ограбленным страшными переменами в жизни страны. Русское монашество тех лет посреди ужасов большевистской России напоминало больше всего трепещущее сердце народа, вынутое из его окровавленного тела, поруганного врагами. Убивая тело, ненавистники нашего народа не смогли убить его сердце и не смогли заставить угаснуть светильник православного духа. Люди разного происхождения сплотились, чтобы сохранить лучшее, чем жила Россия.

Деструктивная деятельность большевиков проникла и в саму Церковь в виде обновленческого раскола, который пытался разделить общество верных, поставив сложные вопросы и перед братией Александро-Невской лавры. Отец Варнава (Муравьёв) в те годы проявил мудрость и твёрдость в канонической истине, побуждая братию не вступать в общение с обновленцами.

Редкостное сочетание житейской основательности и огромной мирской практической опытности с возвышенным молитвенным строем духовной жизни сделали будущего старца опорой для братии в тяжкое для обители время. Его ум, с юных лет сформировавшийся в суровой аскезе предпринимательства, быстро проник во все детали монастырского управления и хозяйства, которым он вскоре научился руководить с редкой мудростью и эффективностью.

Вместе с тем, житейский опыт и большое пастырское сердце иеромонаха Варнавы быстро принесли ему популярность в среде верующих, искавших утешения и духовного руководства. Редели, вместе с тем, и ряды братии – каждый день никто не был уверен, что его не коснутся репрессии. В этих условиях священноначалие обители вручило отцу Варнаве послушание духовника Александро-Невской лавры, которое он пожелал принять вместе с великой схимой. Высота послушания лаврского духовника видна уже хотя бы из того обстоятельства, что у него, по традиции, должны были окормляться Петроградские и Новгородские архиереи. Так, на рубеже 1926 и 1927 годов (точная дата осталась неизвестной) появляется схииеромонах Серафим, вошедший в историю Русской Церкви как преподобный Серафим Вырицкий.

Старец уже в 1920-е годы был известен прозорливостью – так, в 1927 году он предсказал будущее Патриаршество архиепископу Алексию (Симанскому), помышлявшему об эмиграции. “Владыко! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам ее пасти!” – сказал преподобный Серафим.

“Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: “терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21, 19)”, – говорил святой, наставляя пасомых на пути смиренного терпения скорбей. Духоносный подвижник, он без колебаний сразу же принял и известную декларацию митрополита Сергия (Страгородского).

Трудные условия жизни, переохлаждение, неимоверные физические и психологические нагрузки привели к появлению у преподобного Серафима целого набора тяжёлых хронических заболеваний. Несмотря на невыносимые боли в ногах, он никому не говорил о болезни и мужественно продолжал совершать богослужения и исповеди. Однако наступил день, когда старец не смог подняться с постели. Врачебная комиссия настоятельно рекомендовала святому перебраться из Ленинграда в зелёную зону – в Вырицу, что потребовал от преподобного и митрополит Серафим (Чичагов). Подчиняясь благословению правящего архиерея, в 1930 году преподобный Серафим покинул город. С ним отправилась и бывшая его супруга, в ту пору схимонахиня Серафима.

Переезд в Вырицу, как и многое в жизни святого, оказался промыслительным. 1930-е годы ознаменовались новыми репрессиями против духовенства, монахов и всех верующих, закрытием храмов. О масштабе гонений говорит одна цифра – к концу 1933 года число действующих храмов в городе на Неве сократилось с 495 до 61. Местом настоящего паломничества в этих условиях стала Вырица, куда к схимнику Серафиму устремился нескончаемый людской поток. “Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!”, – говорил старец.

Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности в Лазареву субботу 3 апреля 1949 года. Скольким людям помог сей богодухновенный муж, скольких утешил, скольких исцелил, скольким помог практическими советами в жизни, которая была так трудная и тяжела в те годы для всех, а особенно для верующих! Если мы изучаем путь мучеников и исповедников эпохи безбожных гонений, то наряду с явленным ими мужеством и страданиями нам надо задуматься и о том, как Господь давал им силы, как поддерживал их на этом тернистом пути, о котором мы не имеем ныне даже малейшего представления. В тяжкое время безбожных гонений Господь Иисус Христос воздвиг старца, через которого люди получали духовные советы, утешение и исцеления, который наставлял их на путях исполнения заповедей Божиих.

От преподобного Серафима остался ряд произведений, в частности, вдохновенное поучение “От Меня это было”. Читая его строки, невольно проникаешься стремлением и жить с Богом, и видеть в своей жизни Его всемогущее действие, и желанием больше узнать о том, чрез сердце которого Бог послал эти строки:

“Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня?.. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было. …Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было. Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было”.

Главная > Публикации > Доклад митрополита Исидора на X Международных образовательных Покровских Чтениях в Хельсинки