Обновления

Доклад начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке на пленарном заседании областного августовского совещания

Главная > Публикации > Доклад начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке на пленарном заседании областного августовского совещания

Доклад начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке
Е.П. Талкиной 
на пленарном заседании областного августовского совещания
“Трансформация системы воспитания: вызовы, возможности, ответственность”

г. Смоленск, 27 августа 2021 года, 11:00
(режим видеоконференцсвязи)

Уважаемые Вита Михайловна,
Ваше Высокопреосвященство,
коллеги!

Сегодняшним пленарным заседанием завершается одно из самых крупных и значимых образовательных событий региона – ежегодное областное августовское совещание педагогических работников. На 24-х площадках форума встретились для конструктивного профессионально-общественного диалога более полутора тысяч человек: представители органов управления образованием, руководители образовательных организаций, педагоги, социальные партнеры.

В преддверии нового учебного года очень важно проанализировать, как на территории нашего региона реализуется комплекс взаимосвязанных государственных задач: это ход реализации национального проекта “Образование”, результаты единого государственного экзамена, проблемы дистанционного обучения и возможности минимизации рисков пандемии, готовность педагогов и образовательных организаций к новому учебному году и многое другое.

Анализ проведен, и мы с уверенностью можем сказать, что нами достигнуты значительные успехи:

– укрепляется инфраструктура региональной системы образования;

– обновляется материально-техническая база образовательных организаций;

– неуклонно уменьшается количество школ, находящихся в зоне риска;

– развивается система поддержки одаренных детей и создается единая система профриентационной работы;

– претерпела кардинальное изменение система дополнительного образования детей;

– создаются условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

– формируется новая структура непрерывного профессионального развития педагогов.

И все это ради ребенка, ради его развития, формирования гражданской позиции, сохранения и укрепления здоровья.

Поэтому неслучайно девизом августовского форума стала фраза “Воспитать человека!”, а центральной темой – “Трансформация системы воспитания: вызовы, возможности, ответственность”.

Трансформация региональной системы воспитания, о которой шла речь на площадках форума, может и должна стать ответом на существующие вызовы системе образования и воспитания, связанные с нивелированием традиционных ценностей, рассогласованностью воспитательных воздействий семьи и системы образования, социально-политической активностью деструктивных общественных организаций, неблагоприятным воздействием информационных систем.

Воспитать человека – значит воспитать личность, формирование которой находится в плоскости пересекающихся воздействий разных факторов: семья, воспитательная среда образовательной организации, социум.

Первый фактор – семья.

Семья – это место рождения, среда обитания, определенный морально-психологический климат, а также первая школа отношений с людьми для ребенка. Именно институт семьи закладывает основные социальные ориентиры.

В Смоленской области сформирована система, позволяющая

консолидировано реализовывать программу действий в области семейной политики, защиты интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.

Для нас важно, что при личном участии Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского на координационном совете по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства рассматриваются основные вопросы государственной и региональной политики в данном направлении.

Системная поддержка семей в регионе осуществляется по ряду направлений, основными из которых являются: вовлечение родителей в совместную общественно значимую деятельность, консультативно-правовое просвещение родителей, профилактика семейного неблагополучия и помощь, поддержка семей, оказавшихся в кризисной ситуации.

В Смоленской области реализуется уникальный проект по духовно-нравственному воспитанию, позволяющий вовлечь родителей в совместную со школой, с детьми социально значимую внеурочную деятельность.

Организовано консультативно-правовое просвещение родителей. В каждой образовательной организации успешно реализуется Программа родительского всеобуча.

В целях обеспечения взаимодействия родительской общественности, для учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних по вопросам обучения и воспитания детей создано постоянно действующее областное родительское собрание, в состав которого вошли представители всех муниципальных образований Смоленской области. Традиционно на собраниях обсуждаются актуальные для родительской общественности проблемы с привлечением заинтересованных органов и структур.

С 2018 года для оказания родителям детей с ограниченными возможностями здоровья консультативной помощи по вопросам

обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья функционирует 5 ресурсных центров методического сопровождения и консультирования.

Осуществляется повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей. Во всех 27 муниципальных образованиях работают межведомственные службы сопровождения замещающих семей.

Функционируют 8 Школ приемных родителей.

Одним из важнейших направлений, безусловно, является работа по выявлению семей, находящихся в сложном, социально опасном положении.

Органами опеки и попечительства ведется единый учет несовершеннолетних, семей, находящихся в социально опасном положении.

Стоит отметить, что и для органов государственной власти, и для органов местного самоуправления важно не просто выявить семьи, находящейся в сложной ситуации, но и своевременно оказать необходимую адресную помощь, поддержку каждой семье.

В регионе успешно реализуется социально значимые проекты по поддержке семей, многие из них в тесном взаимодействии с некоммерческими организациями.

Но проблемы разрыва поколений, утраты семейных ценностей, безответственного родительства сохраняются.

Это является неоспоримым вызовом региональной системе воспитания. Обеспечить позитивные изменения возможно при условии сохранения традиций и кропотливой совместной работы педагогической и родительской общественности. Такие новые формы как онлайн-консультация, онлайн-родительское собрание не должны подменять традиционные мероприятия, а должны служить хорошим дополнением.

Отмечу, что формирование активности и ответственного родительства, взаимодействие всех социальных институтов в работе по поддержке семьи сегодня считается одной из основ трансформации региональной системы воспитания.

Следующим фактором воспитания личности ребенка является воспитательная среда образовательной организации.

Воспитательная среда безусловно является частью образовательной среды. Она представляет собой многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов, которые несут воспитательные функции и влияют на личностное развитие наших детей.

Воспитательная среда образовательных организаций Смоленской области имеет свои традиции.

При поддержке Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского и митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора во всех школах нашего региона реализуется проект по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности и преподается региональный курс “Православная культура Смоленской земли”.

Обучающиеся, педагоги и родители всех образовательных организаций Смоленской области принимают участие в Региональных образовательных Рождественских чтениях, региональной конференции “Шаг в науку”, фестивале-конкурсе “Отечество мое православное”. За это, глубокоуважаемый Владыка, мы Вам очень признательны и искренне надеемся на дальнейшее плодотворное соработничество.

На базе образовательных организаций развиваются сеть детских общественных объединений, волонтерское движение, создаются трудовые бригады.

Успешно реализуются программы региональных инновационных площадок по вопросам воспитания.

Развивается система непрерывного профессионального развития руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

На постоянной основе осуществляется методическая поддержка и сопровождение педагогов.

В регионе обеспечивается возможность профессионального роста педагогов посредством проведения профессиональных конкурсов: региональные этапы всероссийских конкурсов “Преподаватель года”, “Учитель года”, “Воспитатель года”, ежегодно проводятся при поддержке Администрации Смоленской области и лично Губернатора Алексея Владимировича Островского.

За счет средств федерального и областного бюджетов обеспечивается финансовая поддержка педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций Смоленской области, осуществляющих функции классного руководителя, а с 2021 года и куратора группы.

Сегодня в регионе более 15 тысяч педагогических работников. Благодаря их нелегкому труду мы можем гордиться достижениями наших детей, их успешности в жизни.

Вместе с тем наблюдается старение кадров, профессиональное выгорание, неготовность и нежелание педагогов изменяться.

К сожалению, работа в образовательных организациях часто связана с уже устаревшим содержанием и формами воспитания, которые не учитывают изменившиеся социокультурные условия и изменения, которые произошли в детях. Наших детей сегодня трудно удивить, они хорошо разбираются в современных технологиях, причем с раннего возраста дружат с интернетом, который безусловно является помощником в приобретении знаний и новой информации.

С учетом вышеобозначенных вызовов в школе должна быть создана благоприятная доверительная атмосфера, чтобы каждый ребенок знал, что ему помогут и поддержат в любой жизненной ситуации, а для этого, необходимо сохранить самые лучшие традиции и на их основе развивать новации.

А направления трансформации воспитательной среды с учетом традиций каждой образовательной организации, безусловно, должны найти отражение в рабочих программах воспитания.

Следующий фактор – социум.

Социум играет важную роль в формировании личности и влияет на ребенка со стороны окружающей среды, окружающих его людей и сообществ, “свободного пространства”.

Способствуя социализации детей и подростков, региональная система воспитания обеспечивает:

– патриотическое воспитание;

– экологическое просвещение;

– формирование культуры здорового питания и образа жизни;

– защиту подрастающего поколения от существующих киберугроз;

– повышение уровня правового просвещения и финансовой грамотности.

Вместе с тем, агрессивная информационная среда, активность деструктивных общественных проявлений, низкая социальная активность подростков незанятость “свободного пространства” – вызовы, требующие корректировок в региональной системе воспитания, обновления форм работы с детьми.

При этом важно учитывать, что сегодня подростки проводят в интернете почти все свободное время. Без гаджетов не может сегодня обойтись уже 85% подростков.

Считаю, что, отвечая на данные вызовы, важно использовать ресурсы социальных партнеров, возможности сетевого взаимодействия, новой цифровой реальности.

Особое внимание необходимо уделить занятости детей и подростков в свободное от учебы время, включению детей в различные виды деятельности, в том числе с использованием потенциала системы дополнительного образования.

Уважаемые коллеги!

Измерить уровень воспитанности человека очень сложно. Об этом можно говорить лишь в общем, без конкретных показателей. Вместе с тем, в целях оценки эффективности управления системой воспитания, оценки качества управления региональными системами образования в целом, Министерством Просвещения Российской Федерации ежегодно (октябрь 2021 года) проводится мониторинговые исследования.

Данный мониторинг не только выявляет методы, процедуры и инструменты, обеспечивающие получение данных о состоянии системы образования на региональном уровне, а с 2021 года и на муниципальном, но и реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования в регионах. Хочу отметить, что воспитательная компонента в этом году находится под особым контролем государства и подвергается пристальному анализу.

В связи с чем, прошу вас, уважаемые руководители, в рамках проведения муниципальных августовских педагогических конференций рассмотреть и вопросы совершенствования муниципальных механизмов управления качеством образования, одна из позиций оценивания которых – “Система организации воспитания обучающихся”.

Подводя итоги, хочу заметить, что чужих детей не бывает. Работа с детьми делается не для формальной отметки о проведенном мероприятии, а для человека и во имя человека.

Сегодня воспитание подрастающего поколения – это стратегический национальный приоритет, требующий

объединения усилий различных институтов гражданского общества: обучающихся, педагогов, родителей, русской православной церкви, общественных организаций, органов власти.

Процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными. И важно чтобы в них участвовал весь педагогический коллектив, а не только классные руководители.

Считаю, что в центре внимания в новом учебном году должны стать следующие задачи:

– реализация с 1 сентября текущего года в образовательных организациях разработанных рабочих программ воспитания, учитывающих современные вызовы, специфику образовательной организации и традиции культурно-исторической среды Смоленской области;

– развитие воспитательного потенциала учебных дисциплин, реализуемых во всех образовательных организациях с использованием инновационных педагогических технологий;

– поддержка института семьи и организация работы с семьей, с применением практики поощрения всех видов активностей родительской общественности, внедрением новых форм работы;

– развитие воспитательной среды образовательной организации, с использованием ресурсов социального партнерства, новых форм работы с детьми; возможностей информационной среды; поощрение всех видов активностей и инициатив детских организаций, а также развитие школьных театров, школьных музеев и спортивных клубов;

– развитие профессионального педагогического сообщества посредством внедрения практики адресного обучения руководителей, педагогических работников образовательных организаций всех уровней образования региона на стажировочных площадках по актуальным аспектам воспитания; расширение региональной и межрегиональной практики обмена опытом по вопросам организации воспитания в условиях трансформации системы воспитания.

Одним словом, нам необходимо сформировать целостное пространство социального воспитания ребенка, интегрированного в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Коллеги, безусловно, многое зависит от региональных и муниципальных команд, от самих образовательных организаций, от их включенности в реализацию Стратегии воспитания и программ воспитательной работы, которые начнут реализовываться уже с этого учебного года.

Уверена, что только консолидированные усилия органов власти, семьи, педагогов и руководителей, русской православной церкви, социальных партнеров обеспечат успешное воспитание подрастающего поколения юных смолян, тем самым инвестируя в будущее нашей малой родины.

Уважаемые коллеги! Дорогие педагоги! Хочу от всей души поблагодарить всех вас. Достижения системы образования Смоленской области стали возможными благодаря вам. Не смотря на трудности прошедшего учебного года педагоги не только быстро овладели дистанционными технологиями, но и поддержали своих учеников, их родителей; а управленческий корпус эффективно организовал работу на местах в новых условиях.

В преддверии начала нового учебного года искренне хочу пожелать всем нам успехов, педагогической мудрости, беспокойного и неравнодушного отношения к своим воспитанникам, полного взаимопонимания с их семьями, словом, всего того, что необходимо для успешной социально-педагогической работы!

Благодарю за внимание.

Главная > Публикации > Доклад начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке на пленарном заседании областного августовского совещания