Обновления

Доклад заместителя начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке Екатерины Владимировны Михальковой

Главная > Публикации > Доклад заместителя начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке Екатерины Владимировны Михальковой

Доклад заместителя начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке Екатерины Владимировны Михальковой

 

Духовно-нравственное воспитание как основа безопасности подрастающего поколения

 

Уважаемая Вита Михайловна

Ваше Высокопреосвященство,

уважаемые члены Совета!

 

Воспитание подрастающего поколения давно вышло за рамки отдельно взятой семьи. Сегодня оно рассматривается в плоскости национальной безопасности, устойчивого развития страны и масштабных преобразований.

Происходящие в современном мире изменения, высокий уровень социально-экономического и технологического развития столкнул нас с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Все более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности. Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, а особенно ребенка, поощряют деструктивное поведение.

Противостоять таким вызовам может только устойчивая сформировавшаяся система духовно-нравственного воспитания.

Сегодня в Смоленской области такая система воспитания сформирована и успешно развивается. В регионе реализуютсяплан основных мероприятий, проводимых на территории Смоленской области в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, план мероприятий по реализации в Смоленской области Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области, которая является методологической основой реализации системы духовно-нравственного воспитания в регионе.

Основной задачей государства в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Хочу отметить, что эту задачу мы успешно решаем в тесном сотрудничестве со Смоленской Митрополией Русской Православной Церкви в рамках реализации Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области и договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской митрополией Русской Православной Церкви. Поэтому сегодня я остановлюсь на некоторых направлениях развития нашей совместной работы.

Духовно-нравственное воспитание – это сфера педагогической ответственности. Формируя у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, во всех общеобразовательных организациях Смоленской области преподаются учебные курсы “Основы религиозных культур и светской этики” для 4-го класса, “Основы духовно-нравственной культуры народов России” для 5 – 8-х классов.

В 2021/22 учебном году курс “Основы религиозных культур и светской этики” изучают 9 406 четвероклассников, из которых 7 925 (84,2%) выбрали модуль “Основы православной культуры”.

Необходимо отметить, что на протяжении нескольких лет наблюдается положительная динамика увеличения численности обучающихся, выбравших для изучения модуль “Основы православной культуры”.

Как продолжение курса “Основы религиозных культур и светской этики” изучается курс “Основы духовно-нравственной культуры народов России” в урочной форме как отдельный курс, курс, интегрированный в рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, а также как курс, интегрированный во внеурочную деятельность.

В 110 общеобразовательных организациях (32,2 %) данный курс изучается в урочной форме; в 76 общеобразовательных организациях (22,3%) данная предметная область интегрирована в рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, а в
63 общеобразовательных организациях (18,5%) интегрирована во внеурочной деятельности.

Успешно реализуется региональный компонентв системе духовно-нравственного образования в рамках учебных предметов “Азбука Смоленского края”, который преподается в начальных классах и “Православная культура Смоленской земли”, который преподают в 8-ом классе Учебное пособие “Православная культура Смоленской земли”, соавтором которого является глубокоуважаемый Владыка Исидор было издано при всесторонней поддержке Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского.

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется непрерывно, в этой связи хочу отметить успешную реализацию регионального проекта “Внеурочная деятельность в системе непрерывного духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся во 2–4-х и 5–8-х классах на основе православных ценностей”, который был разработан по поручению Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского. Основным замыслом проекта – стало вовлечение детей в социальные практики и социальные проекты, проводимые совместно с епархиальными структурами.

Справочно:

Проект был разработан по поручению Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского и реализуется в тесном сотрудничестве со Смоленской митрополией Русской Православной Церкви, при личном участии Митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора.

Достижение данного проекта – вовлечение в совместную со школой и с детьми социально значимую внеурочную деятельность родителей, что позволило сделать много полезных дел, заручится поддержкой родительской общественности. Ежегодно в данный проект вовлекается порядка 75 000 обучающихся и их родителей (законных представителей).

В рамках интеграции ценностей светского и религиозного образования осуществляется паритетное взаимодействие образовательных организаций всех уровней образования с организациями Русской Православной Церкви, основанное на духовных идеалах и традиционных моральных нормах и православных ценностях.

Об этом можно судить по ежегодным, получившим статус “традиционных”, мероприятиям: олимпиадам по основам православной культуры “Русь святая, храни веру Православную”, научно-практической конференции “Шаг в науку”, фестивале “Отечество мое православное”, благотворительном марафоне “Пасхальные дни милосердия”, Елизаветинским и Кирилло-мефодиевским чтениям, Региональным Рождественским образовательным чтениям, региональным этапам Международного конкурса детского творчества “Красота Божьего мира”, в которых принимают участие ежегодно более 10 500 педагогов, обучающихся и их родителей, являющихся победителями и лауреатами не только региональных, но и всероссийских этапов конкурсов.

Духовно-нравственная воспитательная среда – особая сфера деятельности, требующая от педагога не только профессиональных качеств, но и самоотдачи, беззаветного служения педагогической профессии. Создать благоприятную воспитательную среду в такой особой сфере могут только высококвалифицированные педагоги, подготовка которых сегодня проводится в системе непрерывного профессионального развития.

В регионе проводится повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников, школьных команд по актуальным вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания.

На площадках лучших образовательных организаций региона педагогические работники проходят стажировки, знакомятся с лучшими региональными практиками в области воспитания.

Организована работа областного методического объединения учителей, реализующих предметные области “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, классных руководителей, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

Принимаются меры, направленные на популяризацию педагогической профессии, повышение ее престижа.

Реализуются проекты “Педагогические династии Смоленщины” и “Музей образования Смоленщины”.

Благодаря этим проектам выявлено и описано более 300 династий из 27 муниципальных образований Смоленской области.

Ежегодно, при поддержке и личном участии Митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора проводится слет педагогических династий и династий священнослужителей.

Ежегодно проводится региональный этап конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет                      “За нравственный подвиг учителя”.

Отмечу, что сложившаяся система организации воспитательного пространства развивается. И в 2021/22 учебном году, в образовательных организациях Смоленской области разработаны и реализуются
с 1 сентября 2021 года рабочие программы воспитания. Данные программы включают в себя модуль по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

Более подробно вопрос организации воспитания в образовательных организациях с учетом новых вызовов был рассмотрен в ходе ежегодной августовской конференции “Трансформация системы воспитания: вызовы, возможности, ответственность”.

Считаю, что все достижения региональной системы духовно-нравственного воспитания, направленные на укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, защиту исторической правды, укрепление института семьи, были бы невозможны без совместных, конструктивных действий – соработничества Администрации Смоленской области, органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления, образовательных организаций и Смоленской митрополией Русской Православной Церкви.

 

Благодарю за внимание!

 

 

Главная > Публикации > Доклад заместителя начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке Екатерины Владимировны Михальковой