Обновления

Доклад игумении Михаилы: “Троица добродетелей – духовное послушание, молитва и пост – как средоточие монашеского подвига”

Главная > Публикации > Доклад игумении Михаилы: “Троица добродетелей – духовное послушание, молитва и пост – как средоточие монашеского подвига”

Игумения Михаила, настоятельница Свято-Успенского Гремячева монастыря (Калужская епархия)

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы игумены и матушки игумении!

Прошу у всех вас благословения и прощения за то, что буду говорить о тех добродетелях, которых у меня самой почти нет, но которые есть у наших святых наставников и я уверена – у всех вас.

Афонское предание гласит “Послушание – жизнь. Преслушание – смерть”. Отец Ефрем Катунакский рассказывал, какое умиление вызвал у него вопрос старца Иосифа Исихаста его старцу при первой их встрече: не способности послушника к рукоделию и различным работам на каливе интересовали его. Старец спросил: “Отец Никифор, слушается ли Ефрем?”. Отец Ефрем, вспоминая об этом, рассказывал: “Это потрясло меня. Я почувствовал, что в этом Старце обитает жизнь и благодать, потому что такого вопроса я не слышал ни от кого”.

Для монахов старец Иосиф Исихаст выше всего ставил христоподражательное послушание. Для мирян отдавал предпочтение умной молитве, но всегда под руководством опытных наставников, ибо насмотрелся он на прельщенных людей. ” Ты видел человека, который не советуется и не хранит совесть? Погоди, вскоре увидишь его прельщенным”, – так часто говорил он.( 2,стр.5)

Почему же старец называл послушание Христоподражательным,  и почему оно является главной монашеской добродетелью?

Еще до сотворения человека Бог создал мир Ангелов, то есть по сути, послушников, искренне с любовью исполняющих волю своего Творца, а также старших над собою по Небесной иерархии. Но вот некий светлейший Денница возгордился до того, что перестал слушаться и возомнил себя равным своему Творцу. Это была первая великая катастрофа – треть ангелов пали и превратились в мрачных бесов. Возлюбленное Божие творение – человек Адам тоже был в Раю послушником. Он соблюдал заповедь Божию, вместе с Евою возделывал и хранил Рай, пребывал в искреннем общении со своим Отцом и в гармонии со всем созданием. Но когда он совершил преслушание и не покаялся в нем, он потерял Рай и в мир пришла страшная Смерть. Господь ждал, что Адам, потеряв в Нем Опору, покается и вернется в обьятия Отча, но Адам стал искать себе другие подпорки – жену, дом и свою волю, которую святые отцы назвали “медною стеною” между нами и Богом. По словам старца Софрония Сахарова, мы, монахи, даем обеты целомудрия, нестяжания и послушания, чтобы разрушить эти ложные подпорки и вернуться в обьятия Небесного Отца. Мы приносим покаяние. Но что такое “покаяние”? Это, прежде всего, “перемена”. Это решительный отказ от греха и преступления и вступление на путь послушания воли Божией. И если гордость была причиною нашего падения, то восстанием нашим будет смирение.

“Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененныя и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.” (Мф. 11,28). Мы хотим снова стать “своими” Богу и Его святым Ангелам, и такими нас сможет сделать только смиренное послушание. В “Отеческих советах” блаженной памяти Старца Ефрема Филофейского читаем: “Христос ради нас, недостойных, был совершенно послушен Своему Небесному Отцу, как и Своей Матери по плоти – Богородице, также Иосифу Обручнику. Насколько же более мы, ради наших грехов, должны отсекать свою волю и слушаться духовного отца или мать?”(1, с.152). Христос на деле показал нам величие святого послушания, ибо пожертвовал Самим Собой ради послушания Своему Отцу, (1, с.153) “посему и Бог дал Ему Имя паче всякаго имене” (Флп. 2,9). Действительно, имеющий совершенное послушание, сподобится получить великое имя на небе, имя усыновления, которое и ангельских будет почетнее – сугубый венец горней славы. Святой Паламон говорит: ” Творящий доброе послушание не имеет нужды внимать заповедям Христовым” (1, с.153). Почему? Потому, что совершенное послушание и есть исполнение всех заповедей Христовых. “Послушание таит в своих недрах и подлинное смирение. А где смирение – там воня Христова, благоухание Божие( 1, с.153) ” Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет”, – учили Оптинские Старцы.

В книге Старца Иосифа Исихаста “Изложение монашеского опыта” есть замечательное письмо № 14. Это гимн послушанию. У нас в монастыре сестры ежедневно перечитывают его после службы и многие знают почти наизусть. “Велико,поистине, таинство послушания. Поскольку сладкий наш Иисус начертал нам дорогу и стал для нас образцом, сколь более мы должны идти вслед за Ним! Хотел бы и я , чадо мое, быть среди вас, упражняясь в поистине вожделенном для меня послушании. Поскольку исповедую искренне, со всею крепостью, в полном сознании, что нет другого пути спасения, отстоящего от всякой прелести и действия вражеского, как этот. И если кто желает воистину спастись и быстро обрести сладкого Иисуса, должен совершать послушание. И с такой любовью должен взирать на своего старца, как- будто видит образ Христов… дитя мое, если ты хочешь быстро и без особого труда преуспеть, научись отказываться от любого собственного мнения, чтобы не появлялась у тебя своя воля. Ухо твое да будет у самых уст старца, и то, что он тебе говорит, принимай, как от уст Божиих, делай это без колебания, и всегда будет у тебя мир. И всегда помни, что послушание или преслушание твое не останавливается на старце, а через него поднимается к Богу” (2, стр. 67-69). Это пишет великий делатель Иисусовой молитвы, возродивший на Святой горе Афон традиции умного делания.

Кто же для нас, современных монахов, является “Старцем”? Прежде всего, по древним иноческим уставам и по благодати данной при поставлении им является Игумен ( или Игумения в женском монастыре). Настоящими богопросвещенными старцами могли стать только те, кто сами были хорошими послушниками своих старцев. И в Игумены или Игумении выбирают тех, кто будучи послушниками прошел долгий искус в борьбе со страстями за смирение и чистоту сердца и может теперь “искушаемым помощи” (Евр. 2,18). Милостью Божией мы все с вами знали и внимали советам наших современных великих старцев-молитвенников. Многие из них уже ушли на небо. Но мы остались продолжать их дело, нести службу в воинстве Небесного Царя и нести ее законно. До конца своей жизни все мы- монахи, иеромонахи, игумены и Игумении и даже Архиереи, – все мы носим одежду послушания и все, исполняя свой обет, должны пребывать в духовном послушании. Если же мы не слушаемся и живем по своей воле, то как нас будут слушаться наши духовные чада? У нас в Черноостровском Никольском монастыре сложилась большая семья,из которой вышли уже 20 игумений во все концы России, но все мы по-прежнему во всем советуемся с нашей духовной матерью – Матушкой Игуменией Николаей, и это послушание творит чудеса. Если же вдруг найдет помрачение, и ты не послушаешься или не посоветуешься – тут же среди твоих сестер взрыв непослушания. А сама наша Матушка Игумения также является искренней и смиренной послушницей нашего Владыки, потому что “послушание – это жизнь, а преслушание – это смерть”.

Оптинский старец Лев писал одной Игумении: “…Нам пренужно самим изыскивать кому повиноваться и объясняти свои деяния и помышления, отчего и сами ведомее будете и, по возможности сил, и к вам приходящим будете подавать благие советы” (3, с. 351)

Всем известно, как враг рода человеческого восстает и воюет против таинства послушания. В первую очередь он вселяет в неопытного послушника помыслы недоверия к своему Игумену или Игумении и этим лишает его духовного покрова и защиты.

(14-е письмо Иосифа Исихаста) “Пишешь, дитя мое, о помысле против твоего старца. Этого помысла очень бойся, избегай его,как ядовитую змею, поскольку он обладает страшной силой над нашим поколением. Таково искусство лукавого: посылает помыслы против старца, чтобы удалить тебя от благодати, которая тебя покрывает, чтобы сделать тебя виновным, а потом бичевать немилосердно. Так вот, помни мои слова, и никогда не позволяй какому-либо помыслу против твоего духовного отца угнездиться в твоем сердце. Сразу его отбрасывай, как ядовитую змею…” (2,с.67).

Очень важна точность в исполнении благословения старца и Устава монастыря. Очень важно, чтобы было не “как лучше, то есть, по-моему”, а как благословили. “Что благословенно, то освященно, что не благословенно, то оскверненно”. К примеру, если на кухне висит табличка, что по благословению Матушки Игумении во время послушания нужно вслух творить Иисусову молитву, то любое отступление, вроде ” я про себя”, а еще хуже празднословие и проч. влечет за собою не только осквернение собственной души (а иногда и тела), но делает и пищу ядовитою. Это та самая ” верность в малом”, за которую Господь дает “верность и в большом”.

Старец Иосиф Исихаст пишет: “Также о книге, которую ты попросил: даже если предстоит тебе благодаря ей спастись, не бери ее без благословения.И если не спросишь, это вменяется тебе пред Богом как прелюбодейство. Настолько храни точность в малом и в великом, что без благословения твоего духовного отца не молись, не милуй, ни что другое доброе не сотвори”(2,с.67). Наверное, для мирского сознания это кажется дико и бессмысленно, но мы – монахи – знаем на опыте какую великую благодатную радость и духовную свободу дает нам послушание.

Ну, а как же главное дело монаха – молитва? А она-то как раз и находится, по мнению опытных старцев, внутри, в недрах послушания. Бог слушает только послушных. “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1Петр. 5:5). Если мы живем в послушании ради Христа, прозревая Его стоящим за своим старцем или старицей, то вся наша жизнь превращается в молитву – то есть, служение Богу, Богообщение и Богомыслие. Нам не надо искать время и место для молитвы, для “встречи и беседы с Богом”, потому, что мы ходим пред Ним, стараемся тщательно хранить свою совесть, чтобы не огорчая своего наставника, не огорчить Христа. Мы боремся со своим эгоизмом, всегда имея пред собою образ Распятого за нас Сына Божия. Монашеское послушание – это бескровное мученичество, мученичество совести.

В основе всех наших молитвословий церковных и келейных тоже лежит наше послушание Игумении и данному ею уставу. Именно оно, как строительные леса, помогает нам созидать храм своей души и приносить в нем чистую жертву хвалы Богу.

Подвиг послушания и отсечения своей воли больно ударяет по нашему эгоизму, с кровью откалывая от него куски гранита, но “дай кровь – приими Дух” (4. с.565). Однако есть секрет: чтобы не совершать насилия над своей душой, но радостно и свободно нести этот подвиг, освещая и согревая его Божественной любовью и желанием, надо включить добрый помысел:”Я сама очень хочу страдать за Христа, я хочу победить свой злой эгоизм, я хочу, чтобы меня смиряли, я хочу молиться, я хочу трудиться, я хочу в храм, на огород и на кухню, – хочу быть везде, где могу отдать себя Христу!” И тогда какое-то из этих желаний обязательно совпадет с данным тебе послушанием и ты будешь исполнять его с радостью, как свою мечту. А главное – не забывать благодарить Небесного Отца за каждый миг, прожитый в монастыре, за каждую скорбь и радость и за молитвы твоей старицы. Благодарность – это самая лучшая молитва. Полное доверие Богу – это молитва. Возделывание в себе добрых помыслов, прежде чем враг принесет тебе злые, – это молитва. Старец Паисий Святогорец говорил, что один добрый помысел стоит целой агрипнии на Святой Горе. Жизнь в монастыре устроена так, что вся она является непрестанной молитвой. Монах проснулся с молитвой. После полунощницы совершил свое келейное правило, мчится в храм на общее богослужение и славословие Бога, причащается Святых Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Затем общая трапеза с молитвой и чтением святых отцов, за ними труды послушания, посвященные Богу с молитвой на устах, снова служба, трапеза, чин прощения и молитвы на сон грядущим с покаянием и благодарением Бога.Монах спит, а душа его и во сне продолжает беседу со Сладчайшим Иисусом, пробуждаясь среди ночи, чтобы принести Богу еще маленькую жертву земных поклонов и молений о спасении мира.

В Чине пострига на вопрос: “Что пришла еси, сестро, припадающе ко святому жертвеннику и к святей дружине сей?” – мы отвечали: “Желающе жития постническаго, честный отче”. Что же такое Пост? У этого слова много значений. Одно из них – военное, т.е.”место, позиция важная в военном отношении, дозор, сторожевая служба”. В нашей духовной брани это тоже бдительная охрана чистоты своего тела, сердца и ума как Храма Духа Святаго. Для этого мы ограничиваем себя в пище, сне и разговорах, а тем паче, в развлечениях,” что-хочу-деланиях” и особо бдительно следим за вражескими помыслами. Все это – пост ради нашей любви ко Христу . На Афоне есть такое понятие “радостный аскетизм”. “Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите” (1Фес. 5,16-18). Эта атмосфера духовной радости отличает истинных послушников. Зайдите в монастырь, где сестры живут в искреннем послушании своей Игумении – их лица сияют радостью, они летают, как на крыльях. А бывает совсем наоборот – непослушание, ропот и уныние, нет сил и здоровья. Один старец в беседе с сестрами спросил:” Хотите, чтобы ваша Игумения была Святой? Чтобы у нее была молитва до небес? Чтобы была любовь, прозорливость и дар чудотворений?” – “Конечно, хотим!” – “Тогда – слушайтесь!”

Конечно, великая ответственность лежит на нас, игумениях. С одной стороны, являя сестрам пример смирения, мы в то же время не должны позволять им не слушаться и прекословить, сознавая,что мы не просто грешные люди, но представители Христа и Божией Матери и что,не слушаясь нас,они могут подпасть осуждению как богопротивники. Наш Старец часто говорил:” Мысленно падай в ноги каждой сестре, но виду не показывай. Дисциплина в воинстве Небесного Царя должна быть строже,чем в воинстве царя земного”.

В Чине пострига говорится Старице: “Се вручаю тебе пред Богом сию новоначальную,юже в страхе Божием и во всех добродетелях жити поучай: блюдуще опасно, да не нерадения ради твоего погибнет душа ея: имаши бо ответ дати Богу о ней в день судный” и к новопостриженной : ” Ты же якоже Христови во всем повинися Старице, и во всем терпелива буди, смиренна же и послушлива, кротка и молчалива, и обрящеши благодать пред Богом, и спасешися”.

Прп. Никон Оптинский пишет: “Прекрасно сказал по этому поводу старец Зосима в поучених своих о послушании. Многого осуждения и порицания достоин будет отец начальствующий, если попустит чадам своим духовным творить свою волю (т.е. противоречить), не слушаться, настаивать на своем и т.п. Да и сами дети такого отца по кончине своей будут роптать на него и осуждать его за то, что его нерадением лишились своего спасения. Из этих слов старца Зосимы видно, что вред от самочинной жизни особенно ярко познавается при конце жизни. Во время обычной жизни нашей нам кажутся наши желания, намерения, интересы в житейских делах очень важными, дорогими, почти необходимыми. Чтобы не потерять приятное нам или получить то,что хочется нам, мы готовы бываем отвергнуть послушание, отсекающее нашу волю, – отвергнуть или явно, или различными ухищрениями, или выпрашивая у духовного отца принужденное благословение или согласие. При конце жизни все эти интересы житейские теряют свою привлекательность, и человек видит свою потерю, свой душевный ущерб, происшедший от непослушания и самочиния – в нем виноват и духовный отец и дети” (5. т.2, с.103).

“Мудрые и опытно-духовные изрекли, – пишет прп. Амвросий Оптинский,- что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа (5.т.2. с.99).

Иногда начальствующих мучают помыслы, что не исполняют они своих монашеских правил, суета отнимает время молитвы и проч. На это можно привести ответ старца Амвросия: “Странник жил, как странник, и проводил жизнь странническую, не обязанный заботами и попечениями, и свободно упражнялся в молитве, как желал. А ты проводишь жизнь, как казначея, и при том болезненная, обязанная монастырским послушанием, и потому в молитве упражняйся, сколько имеешь свободы, а остальное дополнится послушанием, которое имеет также свое значение. Монах-плотник жаловался Варсонофию Великому: “Отче, Бога мне помянуть некогда”. “Почему же? – спросил старец.  “Потому, что весь день занят делами плотничества”. -“Ведь ты этим делом занимаешься за послушание, Бога ради?” – ” Так”, – отвечал брат – “Значит, ты весь день Бога поминаешь!” Не сомневайся и ты о своем послушании, а к молитве простирайся елико можешь, поминая сказанное тебе при пострижении, как тебе давали четки: “Вот тебе, сестра, меч духовный. Глаголи выну во уме, во устех, в мысли, в сердце;” Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”. (прп Амвросий Опт. 5, т.2, с.101)

В наше такое смутное и колеблющееся время, когда все мы больны эгоизмом и гордынею, делающими все наши “подвиги” почти бесплодными, единственное, что может дать нам твердую опору и стать надежным ковчегом на пути к спасению, это – смирение, рождающееся от искреннего самоотверженного Христа ради послушания и упования на молитвы наших старцев. На нас, монашествующих, лежит великая ответственность. Монастыри – это “лёгкие Церкви”. Эти лёгкие должны быть здоровыми и чистыми от коронавируса гордыни и своеволия и свободно вдыхать в молитвах Благодать Святаго Духа. И это духовное здоровье дает нам Святое Послушание.

Хочется закончить свой доклад словами старца Ефрема Филофейского:

“О послушание, тысячи раз благословенное! Какое величие ты скрываешь в себе! Кто возлюбил тебя, тот обогатился твоей красотой и стал младенцем во Христе, смирил себя, как дитя. Посему он, радуясь, войдет в Царство Небесное. Как в точности сказал Господь: “если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное!” (Мф. 18:3). (1, с.155).

Литература:

1. “Отеческие советы” Архим.Ефрем Святогорец (г.Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006 г.)

2.”Изложение монашеского опыта” Старца Иосифа Исихаста (г.Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 1998 г.)

3.Житие иеросхимонаха Льва ( М. Изд. Оптиной Пустыни 1994г.)

4.”Письма великих Оптинских Старцев” Изд. Срет.мон. М.2007г. Письма Старца Анатолия Зерцалова)

5. ” Душеполезные поучения преподобных Оптинских Старцев” Изд. Введ. Опт. П. 2008г.)

 

Главная > Публикации > Доклад игумении Михаилы: “Троица добродетелей – духовное послушание, молитва и пост – как средоточие монашеского подвига”