Обновления

Делай, что должен, и будь, что будет…

Главная > Беседа > Делай, что должен, и будь, что будет…

Если раньше Православную Церковь многие ассоциировали с бабушками, то сейчас отмечают, что все больше молодых людей начинает проявлять интерес к православному вероучению и приходить в храмы. О работе Церкви с молодежью корреспондент “Смоленской газеты” поговорила с и.о. руководителя епархиального Отдела по работе с молодежью, руководителем епархиального Миссионерского отдела Георгием Свитцовым.

2018-08-22_1
Проблема – безынициативность

– Отец Георгий, в чем заключаются основные задачи Молодежного и Миссионерского отделов Смоленской епархии?

– Можно выделить несколько направлений работы. Первое – это координация усилий молодежи и всех структур епархии, приходов епархии по отношению к молодежи. Второе – противосектантское, миссионерское направление. Третье – добровольческая работа. Это важный момент в работе с молодыми людьми. Молодёжь часто имеет очень чуткое сердце и отзывается на нужды, боли и скорби. Мы это видим и пытаемся помочь реализовать это сердечное желание.

– Сейчас Православная Церковь уделяет большое внимание работе с молодежью. С чем это связано?

– Не скажу, что специально большое внимание уделяется, хотя Патриарх об этом часто говорит. Но суть в том, что Господу ценна любая душа. Господь не лицеприятен – Ему не важно, это пожилой человек, который пришел к Богу в девяносто лет, или молодой. В этом смысле каждая душа для нас важна. Другое дело, что молодой возраст – это возраст особенный, тяжелый, время буйства страстей, надрыва чувств, переживаний. Более остро воспринимаются многие вопросы. Поэтому на этот возраст направлено особое внимание, чтобы помочь, уберечь, поддержать и человеку, который ищет, помочь найти.

– О современной молодежи нередко говорят, что это потерянное поколение. Как человек, который много работает с молодыми людьми, знает эту среду, как Вы относитесь к такому высказыванию?

– Насколько я знаю, почти каждое выросшее поколение про следующее говорит: “Оно совсем не такое, мы-то были значительно лучше”. Конечно, говорят, и нынешняя молодежь, может, о тех, кто придет за ними, скажет, что все уже не то. Об этом переживать не стоит. Есть другой момент, о котором стоит переживать. Современная молодежь – достаточно инертна, безынициативна. Они сидят дома за компьютерами, в интернете, и выйти за пределы этого иллюзорного мира им достаточно тяжело. Мы помним наших предков, которые ездили в стройотряды, покоряли целину. Это была молодежь, которая рвалась, бежала и делала. К сожалению, мы видим, что даже на какие-то социальные моменты современную молодежь не раскачаешь. Это, конечно, проблема.

2018-08-221_1

– Не вполне с вами соглашусь. Очень много вижу молодых людей, активности которых просто поражаюсь…

– Естественно, мы не можем говорить за абсолютно всех. Конечно, есть и активные люди. Но в основной массе они все-таки инертны. В Церкви есть многие вещи, которые делаются снизу: “Есть желание, давайте мы, батюшка, будем это организовывать”. Наше добровольческое движение так и организовалось, но это достаточно редкий случай. В основном, предлагаем сверху, и приглашаем, и не всегда люди готовы. Не исключаю, что здесь есть момент занятости.

– Вы говорите, что вся современная молодежь сидит в интернете. Важно ли для Молодежного отдела быть представленным в сети?

– Это определенное поле, и мы должны быть там представлены, но суть в том, что все не должно ограничиваться проповедью в интернете. Слова, которые мы пишем и произносим – это, может быть, десять процентов того, что мы передаем в формате мимики, жестов, ощущений. Были фильмы про Христа, и ко всем одна и та же претензия – можно все, что угодно изобразить, можно сделать человека похожим на Христа, как он изображен на иконах, можно сделать человека похожим на святых, но невозможно изобразить одну вещь, которую почувствуешь, когда находишься с ними рядом, – это святость. Это ощущение, которое переживал каждый, кто пришел в Церковь, возможно, во время общения с каким-то батюшкой. И опять-же не в батюшке дело, а в этом ощущении, которое от Господа дается – святости Церкви, как таковой. И когда мы общаемся в интернете, всю палитру чувств, эмоций, смыслов передать невозможно. Поэтому, конечно, мы присутствуем в интернете: сообщаем, делимся, отвечаем, – это все важно, но вслед за этим важно, чтобы человек пришел к Богу. Не ко мне, не в мой храм, а к Богу и в Церковь.

Нехорошо быть человеку одному

– Молодежный отдел активно сотрудничает со светскими учебными заведениями. Расскажите об этом подробнее…

– У нас есть договоренности – мы можем приходить в учебные заведения. Подчеркну, что это все при желании учащихся, при их согласии. Чаще всего обсуждаем темы не сугубо церковные, например, вопросы сохранения жизни, эвтаназия, креационизм – проблема появления человека: Творение это или эволюция. Здесь мы можем прийти просто как собеседники, кто-то, кто может вступить в дискуссию. Где-то мы участвуем в формате дискуссионных клубов, где-то – в формате беседы, лекции. Каждый раз это разные форматы, которые определяются вместе с учебными заведениями. Радует, что желание общаться есть и у студентов. Чаще всего это проходит во внеурочное время, но зачастую они остаются послушать, высказать свое мнение. И это происходит достаточно живо, иногда критично, иногда со скепсисом они ведут диалог, задают вопросы. Это очень радует, потому что по большому счету означает, что их эти вопросы волнуют, им это не безразлично.

– Отец Георгий, вы уже упомянули организацию “Православные добровольцы Смоленщины”. Расскажите о том, как она создавалась и для чего…

– Православные добровольцы у нас появились четыре года назад в один из приездов Святейшего Патриарха на Смоленщину, по инициативе московских добровольцев, среди которых были, в том числе и смоляне. Настя Антусева и ее подруга тогда перед визитом Патриарха приехали сюда, чтобы готовиться к нему в таком вот добровольческом формате. Их работа была очень успешна, потому что почва созрела: было много ребят готовых в этом участвовать. И начиная с этого, стала развиваться организация Православные добровольцы Смоленщины. Она сейчас действует. Я здесь выступаю как духовник, наставник. Мы вместе изучаем Священное Писание. Проходят у нас добровольческие молодежные поездки, ездят ребята в дома престарелых, детские дома, участвуют в архиерейских службах.

– Для православной молодежи важно держаться вместе?

– Господь сказал:”Нехорошо быть человеку одному”. Для любого человека важно быть вместе с другими. Господь же сказал: “Где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреди них”. И это тоже для нас особый призыв. Это не значит, что нельзя молиться наедине – об этом Господь тоже говорил, но вместе – это сильнее, душевнее, лучше и, наверное, где-то правильнее. Знаете, есть много ребят, чьи интересы немножко отличаются от интересов большинства, и поэтому они чувствуют себя очень одиноко. Важно, чтобы они нашли свое окружение. Поэтому проводятся различные семинары, сборы талантливой молодежи. И там молодежь находит своих единомышленников: писатели – писателей, поэты – поэтов. Расскажи он у себя в классе о том, что пишет стихи, может, его бы и засмеяли, а там это понимают, слушают и пытаются помочь развить. Так и здесь: на верующих детей молодежь по-разному реагирует. Но здесь они всегда оказываются вместе, здесь они получают поддержку, здесь понимают их вопросы, знают, как помочь им эти вопросы решить. Здесь для них такая домашняя обстановка, и это хорошо.

Мы должны послужить нашим согражданам

– Еще такое важное направление работы, о котором вы уже говорили – противодействие тоталитарным сектам. Это сейчас вопрос очень актуальный. Расскажите об этом подробнее…

– С одной стороны, мы должны понимать, что Господь никого никуда не загонял из-под палки: любой человек имеет право верить так, как он хочет. Это право человека, и мы ни в коем случае отнимать это право не хотим. Но с другой стороны, мы как граждане, как христиане не можем мириться с ситуацией, когда некоторые люди, рядясь под православие, пользуясь тем, что человек неграмотен, занимаются мифотворчеством, подтасовывают факты. Когда человек попадает в их организацию через ложь, умалчивание, сокрытие различных смыслов, он теряет многое, в том числе нередко и семью, и психическое здоровье. Когда я был молодым, и ко мне подходили люди, и говорили: “Пойдемте к нам в Церковь. Мы христиане. Мы такие же, как православные, но у нас интереснее”. Вот этот обман на начальном этапе не допустим, поэтому, конечно, мы вынуждены не то, что даже бороться с сектами. Потому что законы есть, и мы должны их чтить. Мы можем давать какую-то информацию людям, которые спрашивают, и можем каким-то образом помогать людям, если они сами или их родственники в эти организации попали. На Королевке в храме есть центр, где по пятницам с 15:00 до 18:00 мы принимаем людей, которые оказались втянуты в деятельность этих организаций, и пытаемся им помочь. Ну, а в остальном, конечно, мы, как можем, информируем, в частности и через соцсети.

– Упомянули духовный центр на Королевке. В 2016 году он был открыт. Какую работу он ведет, кроме помощи людям, которые попали в секты?

– По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в рамках нашего центра действует противосектантский центр. Но основные моменты нашей работы – изучение Писания для взрослых, для молодежи. Есть волонтерская работа. Пытаемся помочь нуждающимся, которые к нам приходят. Так сложилось, что на Королевке у нас очень мало мест для того, чтобы дети могли заниматься, развиваться. Многие мамочки столкнулись с тем, что они вынуждены возить детей на занятия очень далеко. И поэтому у нас на базе центра есть не только воскресная школа для верующих детей, но и развивающие занятия для всех. Мы на себя взяли такую социальную нагрузку. Развиваем детей и физически, и творчески, и при желании – духовно. Владыка поддержал – мы благодарны ему за это, потому что есть понимание, что мы должны послужить району и людям, не только верующим, но и просто нашим согражданам. Кстати, есть ответная поддержка общественности. Люди к нам приходят, помогают благоустраивать территорию. И планы какие-то совместные у нас есть.

– Расскажите о планах…

– На все воля Божья. Конечно, Владыка нас ориентирует на то, что работа, которая ведется, должна вестись более вдумчиво, более правильно, более систематично. Но поймите сами, у нас, конечно, есть какое-то планирование, но невозможно запланировать чудо. Поэтому мы трудимся. Как сказал блаженный Августин: “Делай, что должен, и будь, что будет”. Мы делаем, что должны, как нам определила Церковь, как нам определило священноначалие, а там как управит Господь. Будем стараться, чтобы было больше радости и добра в мире. Может, это банальные слова, но этого правда хочется. Любому человеку хочется, чтобы было меньше вокруг злобы и ненависти. Но начинать нужно с себя. Мы начинаем с себя.

Бседовала Татьяна Борисова

Источник: “Смоленская газета”

На страницах “Смоленской газеты”  материал опубликован при грантовой поддержке Международного грантового конкурса “Православная инициатива 2017–2018”. 

Главная > Беседа > Делай, что должен, и будь, что будет…