Поборник Небесной Правды
Память преподобного Авраамия Смоленского празднуется 3 сентября, в самом начале учебного года. И это, наверное, неслучайно. Святой, живший в далеком от нас XII веке, ратовал за просвещенность и мирян, и священства, был и монахом-аскетом, и ученым. О личности преподобного Авраамия мы побеседовали с игуменом Хрисанфом (Шадроновым), настоятелем Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря города Смоленска.
– Отец Хрисанф, Вы являетесь одним из современных исследователей жития преподобного Авраамия. Расскажите, как начиналась Ваша работа?
– Житие святого Авраамия было составлено преподобным Ефремом, его учеником, и дошло до нас в нескольких редакциях, которые, к счастью, были собраны в один сборник и изданы русским исследователем С.П. Розановым в начале ХХ века. Самые ранние редакции относятся к XVI веку, то есть с момента написания прошло три очень сложных в истории Смоленска века, когда жизнь временами просто замирала. Это не могло не отразиться на аутентичности передаваемого от поколения к поколению рукописного текста. Мы видим, что все редакции в той или иной мере повреждены переписчиками. Ученых это особенно не расстраивает – им интересна работа с любым материалом. Но как воспринимать испорченный текст верующему человеку? Мы напечатали акафист преподобному, иконы – житие можем издать только в сокращенном виде, то есть без авторских отступлений Ефрема, задуманных им аллюзий, сопоставлений с другими святыми. Так обычно и поступали в дореволюционный период. Самое важное и интересное в таком случае опускается, а остается только жизненная канва, в которой не так просто разобраться. В чем состоял конфликт Авраамия с духовенством города? Почему он то образцово послушен, то или юродствует, или покидает выбранное место монашеского подвига? Когда он становится игуменом, то не стремится к увеличению числа братии, считая, что имеющиеся семнадцать уже много, хватило бы и двенадцати. В финале, перед смертью, когда, согласно традиции, необходимо предложить преемника, дать наставление, которое передавалось бы в веках, – просит братию только не забывать его в своих молитвах. Ефрем дает подсказки, а иногда образные пояснения, но все они сокрыты в отступлениях. Поэтому мы осознали необходимость реконструкции всего текста, с обоснованными исправлениями, чтобы максимально приблизиться к соответствию с первоначальным замыслом автора. Для решения этой задачи мы и задумали регулярную научную конференцию, посвященную преподобному Авраамию, на которую пригласили ведущих специалистов в области медиевистики. На заседаниях помимо докладов происходит полезный обмен мнениями, ссылками на новые источники. По итогам конференций мы издаем сборники. В этом году мероприятие будет проводиться на базе Смоленского государственного университета уже третий раз.
– Из жития мы знаем, что преподобный Авраамий был удивительно многогранной личностью, выдающейся для своего времени: монах, опытный пастырь, украситель храмов, переписчик книг, иконописец…
– Авраамий Смоленский не просто переписывал книги, а возглавлял работу в скриптории, или, другими словами, в монастырском отделе по переводу и переписке книг. Дело было очень важным. Монахи-переписчики были первыми просветителями и распространителями православной веры на Руси. Для убедительности святой написал две иконы: Страшного Суда и Испытаний души на воздушных мытарствах. Когда-то ученый грек также показывал князю Владимиру завесу с изображением Суда над грешниками. Это сильная тема для проповеди, которая сегодня несколько скомпрометирована, но актуальность ее сохраняется. Человеку хочется комфортно устроиться в этой жизни, окружить себя роскошью, удовольствиями, не тревожить себя “неприятными” вопросами спасения, борьбы с грехами и так далее, особенно в благополучное мирное время. Но погибель не дремлет и Суд уже совершается. Преподобный Авраамий не только объяснял это, но и написал иконы, чтобы иметь действенное наглядное пособие.
– Святой Авраамий – автор “Слова о небесных силах”?
– Это произведение ему приписывается. В одной редакции, более поздней, есть упоминание, что он составил “Слово о небесных силах”. И это “Слово…” известно, оно есть в нескольких сборниках. Мы опубликовали его по дореволюционному изданию из сборника Иосифо-Волоцкого монастыря рукописи XVI века. Это не богословский трактат, а поучение, которое направляет внимание человека на необходимость вести осмысленную духовную жизнь. Там указано, что автором является некий монах Авраамий – вполне возможно, что Смоленский. На самом деле, вопрос авторства достаточно не исследован, и здесь мы также ожидаем прорыва.
– Он же – молитвенник, аскет, образец для священства. Отец Хрисанф, скажите, какие еще грани таланта святого нашли отражение в его житии?
– Преподобный Ефрем выбирает для себя более сложный способ рассказа о святом, это не тематическое житие преподобного, в произведении нашли отражения разные типы служения. Сначала преподобного – он подвизается в обители, духовно возрастая от силы в силу, затем просветителя – так он проповедует не только монахам, а всем: “малым и великим, рабам, свободным и рукодельным”. Есть исповеднический, пророческий мотивы. Например, мы знаем из жития, что после неправедного суда над преподобным Авраамием наступила страшная засуха, ставшая наказанием Божиим. Сколько она длилась, неизвестно, принято считать, что три года. Причина – в скрытом сопоставлении святого с пророком Илией и смоленских событий с описанными в 3 Книге Царств, где указан этот срок. И там тоже по очереди молились стороны конфликта, и только после молитвы праведника произошло избавление от бедствия. Пророческий мотив все время находится под спудом, в подтексте, но связывает в единое целое весь текст.
– Что еще особенно характеризует преподобного Авраамия как уникальную личность?
– Во-первых, напряженная духовная борьба, непрестанное молитвенное предстояние Богу, в этом Ефрем сравнивает преподобного с Антонием Великим. Во-вторых, стояние за истину, что бы ни произошло, и здесь для сравнения автор выбирает святителя Иоанна Златоуста, который также пострадал от современного ему духовенства. Источник Просвещения один – Христос, который с нами во все дни до скончания века. Авраамий, Ефрем, как и святитель Иоанн, были одновременно и молитвенники, и ученые, и богословы. В те времена просвещение, образование и вера не разделялись. Святые, можно сказать, были профессорами, академиками в этом служении. К сожалению, их не всегда правильно понимали. Появилась зависть. Люди, у которых все есть в этой жизни, завидуют тем, у кого есть духовное дерзновение – эта причина названа в житии Иоанна Златоуста. Со святыми одинаково соперничают, видят в них конкурентов. При этом важно, что Авраамий стоит твердо, он понимает: для того, чтобы Господь просветил землю Смоленскую, надо выстоять. Ему было запрещено общаться с людьми, служить литургию. Он это со смирением терпел. И когда Смоленск постигло бедствие, владыка Игнатий все понял и примирился со святым, попросив у него прощения. И житие заканчивается как? Мир и благодать пришли на Смоленскую землю! Получается, благословение пришло благодаря терпению, смирению и мужественному стоянию святого за истину.
– Под Смоленском есть поселок Богородицкое. Там сохранились места, связанные с преподобным Авраамием?
– Народная память связывает это место со служением Авраамия в тот период, когда он подвязался в Богородичном монастыре на Селище, “в пяти поприщах” от города. Здесь почти ничего не сохранилось. Есть холм и колодец в том месте, где раньше был источник. До революции из Смоленска в Богородицкое в день памяти преподобного совершался торжественный крестный ход.
– Что известно о судьбе мощей святого?
– На момент возвращения Смоленска из Польского владычества старинного монастырского храма уже не было, он был разрушен. Неизвестно, где ранее находились мощи, под спудом или в раке. По одной из версий, они были все же обретены, а потом изъяты поляками и сокрыты на монастырском кладбище. В рассказе о жизни Авраамиевского архимандрита Поликарпа (1836-1843) говорится, что он любил уединяться для молитвы в монастырском саду, в том самом месте, где по городской легенде были спрятаны мощи. Но, возможно, они и не были обретены, и тогда они находятся под руинами древнего собора. Так или иначе, но для нас важна духовная связь со святым. Мощи – это частичка, а святой – это сила и молитва о нас.
– О чем молятся святому Авраамию?
– Он – покровитель города Смоленска. Когда молишься преподобному Авраамию, всегда имеешь в виду, что он подвизался на этой земле и, выйдя из брани победителем, стяжал для всех здесь живущих благословение. Святой был просветителем, значит, и сегодня он является помощником всех учащих и учащихся. Преподобный претерпел до конца все выпавшие на его долю испытания, смирением одолел несправедливость, значит, и нам, не имеющим этих добродетелей, есть смысл обращаться к нему в этом за помощью. На самом деле, ему можно обо всем молиться, главное – помнить, что Авраамий – поборник Небесной Правды, а не земного благополучия, если мы почитаем святого, то также должны выше всего ставить спасение души. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть земное) приложится вам” (Мф 6:33).
– Спасибо, отец Хрисанф, за интересную беседу!
Беседовала Анна Василевская