Обновления

Главное – стать соработником Богу

Главная > Беседа > Главное – стать соработником Богу

28 октября состоится Великое освящение храма Воскресения Словущего города Смоленска. Накануне этого события мы побеседовали с настоятелем храма иереем Олегом Цыгановым, сотрудником Миссионерского отдела Смоленской епархии

2018-10-25_4

Источник веры христианской

– В декабре 2018-го исполнится 4 года с момента передачи храма Воскресения Словущего Смоленской епархии. Расскажите, пожалуйста, об истории храма.

– Первые упоминания о храме в честь Воскресения Словущего в Смоленске относятся к XIII веку. Шестистолпный собор, возведенный на Воскресенском холме, был украшен и расписан не менее благолепно, чем собор Владимира Мономаха (Успенский).

Впоследствии он, как и главный храм города, был разрушен. Возможно, не выдержали своды, и произошло саморазрушение, возможно, это случилось в результате военных событий. Позже на этом месте воздвигли деревянную церковь, здесь же был небольшой свечной завод. В 1765 году появился каменный храм.

2018-10-25_8

Его предыстория такова. В семье благочестивого смоленского купца Андрея Сысоева не было детей. Однажды купец получил откровение свыше: он и его супруга с молитвой должны омываться водой из источника, расположенного на восточной стороне Воскресенского холма. Исполнив Божие благословение, супруги вскоре радовались наследнику. В благодарность Богу Андрей Сысоев возводит храм в честь Воскресения Христова и Крестовоздвиженскую церковь.

Сохранилось фото Воскресенского храма 1919 года. Храм действовал, был благолепно украшен. Но уже в конце 20-х годов настоятель с несколькими прихожанами были арестованы. В 1929 году постановлением облисполкома храм был закрыт для переоборудования “под школьные нужды”. Позже здесь открыли планетарий. Это место знал каждый смолянин – посещение планетария входило в школьную программу по астрономии.

Нам бы хотелось не только возродить образ храма, каким он был в начале XX века, но и вернуть историческую память о тех людях, которые служили здесь, и название улицы, ведущей к храму – Воскресенская.

– Как обстоят дела с переименованием улицы Войкова?

– К сожалению, есть люди, которые воспринимают 70 лет безбожной советской власти как явление положительное. Переименовать Войковскую станцию московского метро не удалось именно по этой причине. В Смоленске меньше препятствий этому: на улице Войкова нет жилых домов, населения, здесь находятся только организации и учреждения. С юридической точки зрения сложностей нет.

Можно пойти по пути общественных слушаний, но необходимо учитывать исторический контекст. Когда у меня возникает диспут с людьми, которые симпатизируют советской эпохе, я задаю вопрос: если бы этот человек был причастен к смерти ваших родных и близких, вы бы хотели ходить по этой улице? Конечно, мнение сразу меняется. С этой позиции мы с прихожанами и начинали действовать, чтобы вернуть историческую справедливость – назвать улицу так, как она называлась нашими предками, освятив тем самым эти места. Были собраны подписи, многие люди отозвались. Думаю, к этому вопросу стоит вернуться на уровне депутатского корпуса, чтобы представители народа рассмотрели возможность переименования. Конечно, такое название украсит само место. Послушайте, как раньше красиво назывались улицы: Покровская, Воскресенская, Преображенская. Это греет сердце.

“Они оставили здесь частицу сердца”

– Не могу с Вами не согласиться. Но вернемся к истории храма и его современному состоянию. Что удалось сделать за четыре года? Кто помогает в восстановлении?

– 15 декабря 2014 года после молебна состоялась торжественная передача ключей. С этого момента начинается возрождение храма. Здание было передано в полуразрушенном состоянии. С Божьей помощью, проведена большая работа – от того, что здесь было, остались только стены. С внутренней и внешней стороны была снята штукатурка. Произведена замены крыши, пола, установлены купола и кресты. В течение четырех лет Господь приводил сюда людей, которые помогали возрождать храм. С самых первых дней начался демонтаж старых конструкций, перегородок, которые остались от прежних строений.

Перед установкой креста на купол храма. 3 июля 2015 г.

Перед установкой креста на купол храма. 3 июля 2015 г.

Хотел бы рассказать о таком случае. Идет Божественная литургия, в конце храма стоят люди (тогда богослужения совершались в трапезной части, поскольку в алтарной части шли строительные работы). После богослужения они подходят ко мне и предлагают помощь в реставрации храма. Я соглашаюсь. Они говорят: “Благословите! Мы начнем разгружать леса!”. И так во всем была видна десница Божия. Каждый раз кто-то приходил и помогал.

Есть много людей, без которых невозможно было бы восстановить храм. Вспомним слова Спасителя о лепте бедной вдовицы – многие кладут от избытка, есть примеры таких людей, которые на реставрацию этого храма жертвовали последние деньги, жертвовали время и силы, приходили помогать, несмотря на усталость, на неотложные дела.

Храм Воскресения Христова (Словущего). Октябрь 2018 г.

Храм Воскрсесения Христова (Словущего). Октябрь 2018 г.

Что знаменательно на этом месте? То, что Господь дает особое чувство за богослужением, это отмечают все прихожане. На протяжении четырех лет здесь совершались все Божественные литургии, которые были запланированы расписанием, – а это все воскресные дни и все праздники. Богослужения шли даже тогда, когда делать это, казалось, было невозможно из-за реставрационных работ. Но люди приходили, убирали строительный мусор, следы побелки. И за день-два приводили храм в порядок, чтобы можно было в нем служить.

Прихожане нашего храма – удивительные люди. Я благодарен Богу, за то, что Он познакомил меня с ними, поставив сюда. Это не один, не два и даже не 10 человек. Это большое количество людей, которые оставили здесь частицу своего сердца.

Первое чудо

– Отец Олег, в 2015 году забытый в советское время источник на территории храма был облагорожен и освящен в честь Меркурия Смоленского. Как удалось обнаружить родник? Получают ли сегодня верующие исцеление у этого источника?

– Мы с прихожанами побывали в городском архиве, посмотрели карты XVIII столетия, где обозначено место расположения самого храма и место расположения источника, который считался в народе святыней. Есть информация, что водой этого источника исцелялись женщины, не имевшие детей. Раньше источник был благолепно украшен, выложен камнем. Но когда мы его обнаружили, это была маленькая, почти незаметная струйка воды. После освящения ключ забил, увеличился поток воды.

Это было первое чудо, которое можно зафиксировать визуально. Сюда приходили люди с тяжелыми заболеваниями – все они получали облегчение своего недуга, одна бездетная прихожанка после того, как начала набирать святой воды из источника и умываться ею, вскоре стала мамой. Таких свидетельств около десятка, уже можно вести книгу.

– Что необходимо человеку, чтобы получить исцеление у источника?

– Необходима вера. Святая вода не исцеляет автоматически. Все люди, которые получили помощь, живут литургической жизнью, исповедуются и причащаются. Грех не только разделяет нас с Богом, но и наносит ущерб физическому и психическому здоровью. Когда человек признает свои ошибки, исповедует грех, приступает к Таинству Евхаристии, с молитвой умываясь водой из источника, он получает просимое. Не вода исцеляет, а Господь – через Свои Таинства и святую воду.

Что касается химического состава воды, регулярно проводится ее анализ в лаборатории Горводоканала, и результаты очень хорошие: показатели ниже допустимых норм в десятки раз. Это чистейшая родниковая вода.

– Что было с источником в советские времена?

– На этом источнике стоял двухквартирный жилой дом, был сделан вывод воды, источник бил из-под фундамента. Бабушка, которая жила в доме, по рассказу ее внука, не ходила на колонку, а набирала эту воду, чтобы готовить. Но источник не был в общем доступе, и о нем мало кто знал.

Промыслом Божиим многие святыни в трудные времена находятся под спудом, чтобы не быть поруганными. Их оберегают один-два человека, прежде чем они станут доступны всем, и через них люди будут приходить к Богу.

Воскресенский храм и студенты

– Храм Воскресения Христова находится рядом со Смоленским государственным университетом. Как строятся отношения с вузом?

– Поначалу казалось, что привлечь к сотрудничеству руководство вуза будет сложно. Но благословив на восстановление этого храма, правящий архиерей, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, выстраивал отношения с университетом. Уже видны плоды этого взаимодействия: открылась магистратура по теологии, где с начала учебного года обучаются наши священнослужители.

Первого сентября впервые за многие десятилетия на литургии в храме Воскресения Словущего вместе молились ректор, студенты и преподаватели университета.

Студенты на Божественной литургии в храме Воскресения Словущего. 1 сентября 2018 г.

Студенты на Божественной литургии в храме Воскресения Словущего. 1 сентября 2018 г.

Храм был закрыт около 90 лет. И все мы через своих предков в какой-то мере причастны не только к светлым, но и к темным страницам истории… И вот на богослужение добровольно приходят люди из научной среды. Смоленск помнит лишь один подобный прецедент – созданный Святейшим Патриархом Кириллом в годы его служения на Смоленской кафедре – тогда в медколледже был открыт домовый храм в честь святого апостола Луки.

На Божественной литургии престольного праздника. 26 сентября 2018 г.

На Божественной литургии престольного праздника. 26 сентября 2018 г.

У меня, как у человека, благословленного на восстановление литургической и духовной жизни в Воскресенском храме, сердце ликовало, когда на литургию пришли студенты СмолГУ. Я понял, что действительно, для Бога нет ничего невозможного, и что мудрое архипастырское действие по Божьему промыслу приводит к тому, что Господь имеет возможность воздействовать на умы и сердца людей.

26 сентября, в наш престольный праздник, также пришел ректорат, администрация СмолГУ и студенты, а еще – преподаватели и студенты медколледжа. Я очень надеюсь на то, что наш храм действительно станет студенческим.

Крестный ход в день престольного праздника. 26 сентября 2018 г.

Праздничный крестный ход. 26 сентября 2018 г.

– Возможно ли создание студенческого духовного центра на базе храма?

– Если на то будет воля Божья. Идеи есть. Простой пример: трое наших алтарников – это студенты. Евгений – студент СГМУ, он недавно он стал руководителем православного молодежного сообщества медицинского вуза. Смею надеяться, что он сможет повести за собой однокурсников, участников этого сообщества, и они будут собираться в нашем храме в рамках молодежного богословского клуба.

Второй алтарник, Григорий – студент медколледжа. Третий алтарник – студент физмата СмолГУ. Все они достаточно взрослые, зрелые, в рамках своего возраста, люди, которые могут свидетельствовать о Боге.

– Кто, кроме студентов, является прихожанами Храма Воскресения Словущего?

– Разные люди приходят в наш храм, и видно, что им здесь хорошо. Среди них – пациенты третьего отделения психиатрической больницы, которое находится напротив храма. Руководство больницы обратилось ко мне с просьбой о взаимодействии – само, без какой-то инициативы с нашей стороны… Думаю, в этом тоже промысел Божий, как и в том, что есть так много помощников в реставрации храма.

Я хотел бы подчеркнуть одну мысль: в любом деле главное – Господу не мешать. Мы мешаем своим “я” – “я так решил, я так сказал, я так считаю”. Возникает чувство ущербной в духовном смысле самодостаточности. И здесь человеку единственный совет – углубиться в молитву, чтобы не стать препятствием к Промыслу Божьему.

Сегодня врачи, медсестры, санитары, многие из которых являются прихожанами Воскресенского храма, рекомендуют пациентам приходить в храм для молитвы, верующим пациентам – для Исповеди и Причастия. В последние четыре года медики отмечают положительную динамику: многим пациентам участие в богослужениях помогает выйти из кризисного состояния, в котором человек оказался в связи с тяжелыми обстоятельствами жизни.

– Храм объединяет пациентов и врачей…

– Да, и не только. Рядом с нашим храмом гаражи МЧС. И все 15 человек, которые трудятся в этих гаражах, добровольно принимают участие в реставрационных работах: в организации общих дел, спиливании ветхих деревьев, уборке храмовой территории.

– Отче, а если говорить о молодежи – все-таки насколько студенческая аудитория открыта к христианской проповеди?

– Я считаю, что нет проблемы детей, есть проблема родителей. Те, кто родил детей в эпоху перестройки, несли в сердце осколки православной веры (это был период осколков, сейчас, конечно, уже есть целостный сосуд). В советскую эпоху существовали поверья и обычаи, происхождение и смысл которых люди уже не помнили, но все-таки им следовали. Источник этих примет – в христианстве, в обрядовой стороне богослужений. Пример из того времени: умершего везут к месту погребения. Шествие в определенном месте пути (у выхода из города или у ворот кладбища) останавливается на несколько минут, затем следует дальше. И никто из молодых людей не может объяснить, зачем нужно так делать, и только бабушки помнят, что раньше, когда похороны совершались со священником, в этом месте останавливались, чтобы совершить панихиду. Теперь такие бабушки уже ушли, остались их дети. И у них, к сожалению, уже нет в памяти участия Церкви в их жизни. На смену этому приходит активное цифровое общество. И, к сожалению, есть много свидетельств падение нравов в молодежной среде.

“Богослужение нужно видеть сердцем”

– Но сейчас со стороны государства нет препятствий для духовной жизни, для воцерковления…

– Да, однако людей в храмах больше не стало. Есть учебные заведения, которые для священнослужителей закрыты. Часто все решается на уровне личных отношений и отношения ректора к духовности в целом, и к Православной Церкви, в частности.

Что касается школы, нередко Основы православной культуры преподает педагог, далекий от Церкви, который просто взял эти часы в дополнительную нагрузку. Опасность формального преподавания таких дисциплин в том, что мы можем прийти к повторению событий 1917 года.

Живой встречи с Богом не происходит, если перед ребенком или молодым человеком нет носителя живой веры, того, кто живет литургической жизнью. Таким человеком может быть и верующий однокурсник, не обязательно это священник с академическим духовным образованием. Ведь даже апостолы не были академистами, а были людьми простыми, но в тоже время носителями благодати Божией, Духа Святого.

И сейчас есть такие люди. Когда приезжаешь к отцу Илию Ноздрину, например, или какому-то еще человеку, посвятившему себя богообщению, – достаточно нескольких слов, чтобы в лучшую сторону изменилась жизнь. Каждая душа христианка, и если показывать живой опыт богообщения, то человек придет к Богу.

Митрополит Исидор и и.о. ректора СмоГУ М.Артеменков. Престольный праздник храма Воскресения Словущего, 26 сентября 2018 г.

Митрополит Исидор и и.о. ректора СмоГУ М.Артеменков. Престольный праздник храма Воскресения Словущего, 26 сентября 2018 г.

Для студентов авторитетом являются уважаемые преподаватели, руководство вуза. Молодой человек задает себе вопрос: что же такое есть в Церкви, если туда ходит вот этот профессор? А почему я еще не в храме? А когда он приходит в храм, то происходит действие Бога – Он незримо касается сердца. И человек понимает, что здесь хорошо, здесь он дома, здесь радость.

У каждого свой путь. Логически нельзя объяснить ни свое присутствие в Церкви, ни свое служение Церкви. Церковное богослужение мало просто понимать, его нужно увидеть сердцем.

Традиции Святой Земли

– Воскресенский храм – единственный в Смоленске, где раз в неделю совершается всенощное бдение и Божественная литургия “без перерыва на сон” – как в древней Церкви, и как на Пасху и Рождество Христово в других храмах. Расскажите об этой традиции.

– Эта традиция не нова для Смоленска, не говоря уже о России, и о православии в целом. В нашем храме воспринята практика, когда дневной цикл богослужений соединяется в одну службу, начиная с девятого Часа и заканчивая Божественной литургией.

Поначалу, признаюсь, было страшно, что не будет хватать сил. Но по опыту могу сказать, что после такого богослужения, во-первых, не хочется спать, а во-вторых, все обычные дневные дела удаются лучше, чем, если бы поспал нужное количество часов.

– Откуда пришла традиция в смоленский храм Воскресения Словущего?

– Побывав на Святой Земле, я стал участником богослужений у Гроба Господня. Литургия там совершается ночью. Так же происходит на Афоне. Не стоит видеть здесь сравнение с теми, кто совершает высокое духовное делание в этих святых местах. Но это очень интересный опыт. Когда в Иерусалиме спросил о ночных богослужениях, мне ответили так: ночью Господь молился, а днем с людьми встречался.

Иногда нужно трудиться для Бога чуть больше, чем, как нам кажется, мы можем. Это не обязательно, ведь Бог видит нашу веру и ценит каждое движение нашего сердца. Но когда к вере прилагаешь хотя бы небольшой труд, то, как мы знаем из святоотеческого опыта, Бог дает большую благодать – радость бытия. А наше бытие с Богом всегда радостно.

Беседовала Екатерина Дмитракова

Главная > Беседа > Главное – стать соработником Богу