Чему не учат в семинарии
Фотогалерея
Пять лет со дня основания отметил накануне Нового года смоленский храм святителя Спиридона Тримифунтского. О трудностях и радостях созидания прихода, о помощи святителя в поиске спутницы жизни, о православном антикафе, кошачьем послушании и скандинавской ходьбе мы беседовали с настоятелем храма иереем Андреем ВОЛКОВЫМ.
Помощь святителя Спиридона
– Отец Андрей, прошло пять лет жизни прихода. Какие можно подвести итоги, чем запомнились эти годы вам и вашим прихожанам?
– Самое главное, несмотря на все трудности, которые пришлось преодолеть, мы всегда чувствовали помощь святого покровителя прихода. К началу строительства храма земля не была в собственности Церкви, она принадлежала Министерству обороны (место выбрано вблизи воинской части). Стали молиться святителю Спиридону. Изначально не было юридических оснований для оформления земельного участка, но через три месяца стал действовать упрощённый регламент, по которому можно эту землю оформить. Земля оформляется – нам становится проще.
Закладка большого храма была запланирована на 12 декабря 2017 года. Именно в этот день был подписан указ о передаче земли Министерством обороны городу Смоленску, а город передал её нам. Подпись замминистра обороны стоит на документах, датированных 12 декабря.
Уверен, эти случайные совпадения на самом деле неслучайны. И таких примеров в истории нашего прихода множество.
– Как выбрали покровителя храма? Насколько я знаю, храмов в честь святителя Спиридона до сих пор в Смоленске не было…
– Да, в истории нашего города таких храмов не было, хотя до революции этот угодник Божий почитался наравне со святителем Николаем. Решение строить храм в честь святителя Спиридона принадлежит нашему правящему архиерею митрополиту Исидору.
25 декабря 2020 года мы в шестой раз отметили престольный праздник. Этот день отличается своим настроением. 25 декабря Рождество Христово празднуют многие православные церкви в других странах, в том числе и в Греции, на родине святителя. Мы же пребываем в преддверии Рождества, и это создаёт особый радостный фон.
Никогда не забуду первую Литургию на приходе. Крест на месте будущего храма – вот и всё, что у нас было. Служили на КПП воинской части. Это нейтральная территория, на которой могут присутствовать гражданские лица. Там же несколькими месяцами раньше по договорённости с командованием части по четвергам начали совершать акафист святителю. Пели, молились – и получили разрешение командира части служить Литургию. Удивительно, что окна КПП выходят на восток (именно на восток ориентирован алтарь православного храма). Из кафедрального собора привезли передвижной престол, антиминс (плат, на котором совершается Литургия), один из подоконников оборудовали как жертвенник. Поставили на подоконнике семь лампад, позвали хор. Пригласили других священников, чтобы начать служить соборно. Один в поле не воин – это более чем справедливо и при строительстве храма.
Помню, я тогда после службы сказал прихожанам: смотрите, вот за этим окном может быть храм. Честно говоря, даже сам не верил в то, что это может случиться скоро. Решение на самом высоком уровне было принято, но чтобы его реализовать, предстоял долгий путь.
Потом появилась временная конструкция – храм-часовня. Передвижная, без фундамента. Одна из служб, которая там проходила, собрала 54 человека на 17 квадратах. Конечно, это был “эффект троллейбуса”, но даже эта теснота объединяла, так как у людей была вера и желание молиться вместе.
Мы начали регулярно служить в храме-часовне не только акафист, но и Литургию – это самая главная служба, на которой совершается Таинство Евхаристии.
Созидание общины – процесс творческий
– Что кроме богослужений помогло объединению прихода?
– Труд и общение. Не сосчитать количество проведённых субботников, а также тонн и кубов мусора, вывезенных с пустыря, на котором потом появился храм. Этот труд был в радость.
Важный момент – приходское просвещение. Как преподаватель семинарии я чётко вижу, что сначала нужно научить. И лишь потом, через научение, люди могут воцерковиться. Каждую неделю я проводил беседы по основам вероучения со взрослыми. Именно на этих занятиях стала формироваться первая община. Традиция развивается. Сейчас есть уже и детская воскресная группа.
– Кто ваши прихожане?
– Наша община – это люди среднего и пожилого возраста, интеллигенция: врачи, педагоги, а также военнослужащие и их жёны. Кстати, первое крещение в нашем храме – это крещение военнослужащего. Крестился сначала он сам, потом его супруга.
Созидание общины – процесс творческий. Иногда шучу, что мне надо вести видеоблог под названием “Этому не учат в семинарии”. Там учат богословским дисциплинам, но не учат, например, строительным, экономическим, а ведь они нужны. Настоятель должен вникать в процесс стройки храма и постоянно в нём участвовать. Мне пришлось изучить всё это – от закладки фундамента до укладки кровли. Консультировался с опытными строителями. Очень помогли специалисты архитектурно-строительного отдела епархии. Теперь про стройку могу говорить часами (смеётся).
Скандинавская ходьба и посиделки с кофе
– Расскажите, пожалуйста, о внебогослужебной жизни прихода…
– Многим не всегда легко сразу переступить порог храма и начать практическую жизнь в Церкви. Нужно пространство для общения. Поэтому у нас появился клуб любителей скандинавской ходьбы “Смоленский скороход”. Этот вид активности не требует никакого специального инвентаря, кроме палочек. Для пожилых людей скандинавская ходьба особенно актуальна, так как регулярные физические нагрузки позволяют снизить дозы медикаментов и даже в какой-то мере заменяют лекарственную терапию. Это и оздоровление, и участие в жизни прихода, так как любой наш выход с палочками всегда начинался с молитвы. Сейчас мы хотим вывести этот проект на более серьёзный уровень, как только снимут ограничения. Когда мы начали наши прогулки, с нами был тренер из физакадемии, который подробно объяснял, как надо разминаться, как управлять дыханием, с какой нагрузки начинать.
Людям нужны какие-то совместные проекты – спортивные, благотворительные, просветительские. И, как я уже говорил, площадка для общения. Такой площадкой станет приходской дом, его строительство сейчас в стадии завершения. Трапезная – место, где можно посидеть за столом, попить чаю или кофе, побеседовать с настоятелем, – будет находиться на втором этаже.
Есть идея создания православного антикафе. Такой проект уже четвёртый год успешно реализуется в Хабаровске. Цель создания кафе – не коммерческая. Это общение, возможность для людей больше узнать о Боге, православном вероучении, поговорить со священником.
Это нужно не только прихожанам, но в первую очередь тем, кто пока не готов влиться в церковную жизнь, но имеет много вопросов. Кстати, опыт посиделок за кофе в церковном формате у нас уже есть. Думаю, что создание православной кофейни – это вопрос времени. Пока нам нужно завершить внутреннюю отделку помещения. К сожалению, на всё сразу не хватает средств – параллельно занимаемся подводкой коммуникаций, в этом году запустили полноценное газовое отопление храма.
В храме смонтирован пол с подогревом – это позволит увеличить срок службы храмового здания. Отмечу, что наш храм – единственный в Смоленске, где использована технология “тёплый шов”. Каучуковый герметик, который наносится между брёвнами, не только помогает сохранить тепло, но и создаёт декоративный эффект. Кстати, один из строителей, которые занимались утеплением храма, принял у нас святое Крещение. Оказалось, что вся бригада крещёная, и только один человек – нет. Процесс катехизации нашего строителя длился более года: мы много беседовали, он брал книги из церковной библиотеки. Когда кому-то уделяешь столько внимания, проходишь с ним вместе часть пути, то, когда крестишь, получаешь особую радость.
Вроде бы храм – сам по себе, но на самом деле все процессы связаны – и приходская жизнь, и литургическая, и стройка. Все наши строители – хорошие люди. Бог неслучайно даёт человеку шанс строить не просто здание, а храм.
– Есть ли среди ваших прихожан молодые люди?
– Наша молодёжь – это православные семьи. Когда вся семья в воскресенье идёт в храм – это лучшая проповедь христианства в современном мире. И таких семей у нас становится всё больше. Есть многодетные. Поддерживаем их не только духовно, но и материально, ведь одна из целей Церкви – укрепление института семьи.
Карантинное переформатирование
– Как удалось сохранить общину во время ограничительных мер, самоизоляции?
– Карантин переформатировал церковную жизнь. Но это испытание, по-моему, наоборот, объединило людей. Службы в нашем храме не прекращались, хотя людей собиралось намного меньше, чем обычно. Пожилых прихожан, находящихся на самоизоляции, мы регулярно обзванивали, чтобы они чувствовали, что мы все вместе, они нам нужны, мы молимся за них. Сейчас применяем дистанционные технологии – скайп, Zoom и другие. Мы в этом смысле не пионеры – первым был храм Иоанна Богослова, где по благословению настоятеля игумена Тарасия иеромонах Лука (Лисовский) проводил занятия воскресной школы дистанционно. Именно он нам показал, как это работает. Zoom используется при дистанционном обучении в семинарии. У нас в Zoom проходит воскресная группа для взрослых.
Хотим ещё сделать трансляции акафистов святителю Спиридону и Божией Матери “Взыскание погибших”. Это чтимый в нашем храме образ. Молясь перед этой иконой, имеющей интересную историю, люди чувствуют особую благодать. Принесли её нам в плачевном состоянии. Написанная в стиле академической живописи, она долго кочевала в советское время по храмам и даже чердакам. За реставрацию взялся руководитель Союза художников Смоленской области Валерий Гращенков. Семь месяцев шла кропотливая работа. Икона стала более светлая, восстановлены не только лики, но и фон. Сейчас для неё изготавливается венчик.
“Взыскание погибших” – копия образа Божией Матери из храма в Палашах в Москве, разрушенного большевиками. Оригинал находится в столичном храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.
По молитве у этого образа многие наши прихожане получали поддержку в сложнейших ситуациях.
– Что пожелаете нашим читателям?
– Взрослые – это большие дети, у которых появляется много ненужных страхов. Но есть прямой призыв Господа: будьте как дети. Поэтому я желаю всегда сохранять детскую радость в сердце.
Интересные факты
* Святитель Спиридон – не только покровитель прихода, имя этого святого многое значит в жизни самого настоятеля. Отец Андрей считает, что именно по молитвам святителя встретил будущую супругу. “В последние годы учёбы в Санкт-Петербургской духовной академии я размышлял о выборе пути: монашество или семья, – вспоминает священник. – Однажды, неся послушание у раки с мощами святителя, я молился ему, просил помочь сделать правильный выбор. И очень скоро, приехав к родителям в Смоленск, познакомился с будущей матушкой”. Супруга священника – художник, педагог, вместе с отцом Андреем они воспитывают сына и дочь.
* На приходе Святителя Спиридона есть должность “помощник настоятеля по релаксации”. Так в шутку называет отец Андрей любимца всего прихода – пушистого кота апельсинового оттенка по имени Рыжик. Четвероногий красавец живёт в приходском доме.
* Община храма святителя Спиридона – за активную приходскую жизнь даже во время пандемии. В числе ближайших планов на зиму – возобновление занятий по скандинавской ходьбе, а летом есть идея провести молодёжный велоквест.
Фото: Екатерина Дмитракова
Екатерина Дмитракова
Источник: smolgazeta.ru