Обновления

Мужской монастырь “Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь”

Главная > Митрополия > Монастыри > Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь > Мужской монастырь “Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь”

2020

Адрес: Смоленская область, Демидовский район, д.Бакланово
Наместник: игумен Хрисанф (Шадронов)

PA298793

16 – 17 июля 2020 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Учитывая санитарно-эпидемическую обстановку в странах служения ряда членов Синода, заседание прошло в заочной форме. В ходе заседания было принято решение об открытии в деревне Бакланово Демидовского района мужского монастыря “Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь”. Настоятелем монастыря утвержден митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. На должность наместника назначен игумен Хрисанф (Шадронов).

***

Имя Ордынской Поречской – Богородицкой общежительной мужской пустыни было издревле известным и почитаемым на Смоленской земле.

До 1917 года местность, на которой располагалась обитель, относилась к Поречскому уезду Смоленской губернии, что и отразилось в её названии. Теперь это территория Тверской области, хотя расстояние до Смоленска почти в два раза ближе, чем до Твери.

Дата основания пустыни неизвестна: по одним преданиям, она основана в XV веке иноками, укрывшимися от нашествия Ордынцев; по другим же – начало положил ей в XVII веке Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин – дипломат царя Алексея Михайловича, принявший иночество в Новгороде под именем Антония, но позднее поселившийся в пустынном месте на реке Меже и построивший здесь церковь, в которую поставил чудотворную икону Владимирской Божией Матери.

Известно, что пустынь точно существовала в начале XVIII в., но она тогда уже находилась в крайнем упадке, так что некому было совершать богослужение, почему протоиерей села Устья и дворянин Никифор Поплонский, церковный ктитор, взяли в свою церковь чудотворную икону, но заболев, сочли наказанием Божиим и поспешили возвратить икону назад. При этом Поплонский, около 1720 г., подарил обители в вечное владение лесные дачи, пахотные и сенокосные угодья.

Архиепископ Смоленский, преосвященный Тимофей Кетлеров (1782 – 1862гг.), желая возродить духовные традиции в Ордынской пустыни, пригласил сюда из Белобережской пустыни Орловской епархии, иеромонаха Палладия, известного своей энергией и добродетельной жизнью.

Отец Палладий, в миру, Пётр Коровин, уроженец города Волоколамска, въехал в Ордынскую пустынь 12 июля 1844 года. При его управлении пустынь не просто пришла в порядок, а основательно обновилась и расширилась.

Прежде всего, отец Палладий положил начало правильному общежитию, приучив иноков к труду и послушанию, приохотил их к внимательному и благоговейному отправлению церковного богослужения, взяв за образец богослужебный чин от Белобережской пустыни и святой горы Афонской, для чего сам лично посетил Афон и Иерусалим. Устроил училище, основал монастырскую библиотеку. Преемниками отца Палладия стали игумены Аполлоний и Паисий. Их стараниями обитель приобрела многих благотворителей в столице и других городах и процветала до 1917 года.

Выше названный архиепископ Смоленский Тимофей поселился в пустыни в 1859 году и находился здесь на покое до своей кончины в 1862 г. Погребен в каменном склепе в приделе Казанской Божией Матери Софийского собора.

Всего в обители было три храма:

1) двухэтажный, внизу в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен в 1725 году), верхний в честь Сошествия Святого Духа (освящен в 1730 году и возобновлен в 1845 году);

2) каменный соборный во имя Софии Премудрости Божией (освящен в 1857 году) с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери Одигитрии;

3) каменный во имя Николая Чудотворца.

В 2-х верстах от монастыря находился Предтеченский скит. В пустыни хранилась чтимая Владимирская икона Божией Матери. 24 июня, 29 августа и 13 августа совершались крестные ходы в Предтеченский скит, а 23 июня крестный ход вокруг монастыря.

В 1873 году в братии монастыря состояли: 1 Игумен, 9 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха, 76 послушников. Октябрьская революция в один миг разрушила привычный ход жизни.

Становление и укрепление советской власти проходило тяжело и болезненно. Большая часть братии была репрессирована. В начале 30-х годов на базе Ордынского монастыря образовалась коммуна, а в 1933 году – промкомбинат. Начинался он со столярной мастерской, которую разместили в одной из церквей. Затем в Ордынок завезли локомобиль, и производство стало расширяться. “Полетели кресты с куполов, а затем и сами купола. Добытые таким образом жесть, кирпич и железо сразу же шли в дело. Металл, в том числе и кресты, использовался для оковки телег, из икон получались отменного качества, цвета спелого жёлудя табуретки…”.

В 1941 году в ходе боя Ордынский монастырь был сметён с лица земли артиллерийским огнём. От него остались только кирпичные коробки. Деревянные конструкции сгорели. Позднее и эти коробки были разобраны на кирпич. Он пошёл на кладку печей.

С 2005 года в селе Ордынок на месте обители начал действовать сельский православный Приход в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 2007 году архиепископом Тверским и Кашинским Виктором освящен вновь построенный одноименный храм. Регулярные богослужения совершаются с 27 августа 2007 г., которые проводит настоятель храма иерей Александр (Потросов). (По материалам сайта Тверской митрополии)

История Новоордынского мужского монастыря

С момента образования в д. Бакланово Демидовского района скита от Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря г. Смоленска и освящения в нем домового храма в честь преподобного Авраамия Смоленского, которое состоялось 16 декабря 2018 года митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором, прошло два года до преобразования в мужской монастырь.

Согласно исследованиям исторических данных было определено название. Из справки председателя епархиальной комиссии по канонизации святых иеромонаха Рафаила (Ивочкина):

“Учитывая тот факт, что на территории Поречского уезда существовала Ордынская Поречская пустынь, то, несомненно, новый монастырь можно было бы назвать так же, как и старинную обитель. Однако монастырь существует в виде прихода в Тверской области.

Учитывая исторические реалии современности, существует, пусть и небольшая, но возможность восстановления на изначальном месте монастыря с прежним наименованием. Поэтому, монастырь предложено назвать “Поречская Богородице-Рождественская Пустынь”, с добавлением слова “Новоордынская”. Таким образом, название в тоже время будет указывать на историческую преемственность со знаменитым монастырем”.

Скит Решением заседания Священного Синода от 16-17 июля 2020 года (Журнал №43) был переименован в мужской монастырь с названием: Религиозная организация “Мужской монастырь Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь д. Бакланово Демидовского района Смоленской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)”.

 Имя Новоордынской Богородичной Поречской пустыни для нас сегодня является в равной мере, как знаком преемства, так и духовно- историческим символом. В своё время на Русь пришла Орда монголо-татарская, в ХХ веке – безбожная и коммунистическая, результаты владычества обоих одинаково трагичны для православных людей. Возрождение монашеской жизни служило началом и духовного возрождения русского народа в целом. Особое упование всегда возлагалось на Пресвятую Богородицу. При этом память о трагическом периоде, запечатлённая в именах, обозначениях, служила с одной стороны мотиватором отторжения и преодоления чуждого наследия, а с другой – знамением победы и торжества Истины.

Игумен Хрисанф (Шадронов)

Источник: novoordinskaya.ru

Главная > Митрополия > Монастыри > Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь > Мужской монастырь “Новоордынская Поречская Богородице-Рождественская пустынь”