Пятница первой седмицы Великого поста: освящение колива
Фотогалерея
В пятницу первой седмицы Великого поста епископ Смоленский и Вяземский Исидор в сослужении клириков кафедрального храма совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Успенском соборе города Смоленска. За богослужением пели два хора: сводный хор Смоленского межъепархиального духовного училища и Архиерейский хор кафедрального собора.
Помолиться и приступить к Таинствам любви Божией – Исповеди и Причастию – в собор собрались воспитанники Младшей школы Смоленской Православной гимназии, прихожане собора, смоляне и паломники.
После литургии Его Преосвященством и духовенством храма был прочитан молебный канон великомученику Феодору Тирону и освящено коливо, которое затем раздали верующим.
Святой воин Феодор Тирон жил при императоре Максимиане, гонителе христиан, Феодор отказался отречься от Христа, за свою веру он был жестоко пытаем, а затем сожжен на костре. Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо – вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная Церковь ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы совершается молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья.
В архипастырском слове, обращенном к молящимся после богослужения, епископ Исидор продолжил размышления о молитве преподобного Ефрема Сирина, тема которой прозвучала днем ранее в проповеди после чтения покаянного канона Андрея Критского. Накануне архипастырь рассуждал о прегрешениях, упоминаемых в главной великопостной молитве, теперь же объяснил, что значат добродетели целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, о которых мы слышим во второй части молитвы преподобного.
Его Преосвященство сказал о том, что целомудрие означает внутреннюю целостность человека, которой нет у нашей помраченной грехом природы. Достичь же его можно только осознав собственную внутреннюю разобщенность, что позволяет нам сделать добродетель смиренномудрия. А без терпения невозможно стяжание этих добродетелей. Венчает же этот список высшая из христианских добродетелей – любовь:
“И наконец, мы слышим о добродетели любви, которая является высшей их всех христианских добродетелей. И она венчает все те усилия, которые мы предпринимаем, чтобы достичь Бога. С другой стороны, без этой любви, без дара Божия любви, мы не сможем достигнуть ни целомудрия, ни смиренномудрия, и в нас не будет терпения. Будем помнить о необходимости стремиться к любви Божией, чтобы силой этой Божией любви преодолеть те грехопадения и немощи наши, которые гнездятся в душе и теле нашем, и достигнуть тех добродетелей, которые позволяют нам правильно относиться к Богу и людям и стяжать высший дар любви к Богу и к людям”.