Обновления

На могиле схимонаха Феофана в Рославльских лесах была совершена заупокойная лития

Главная > Новости > На могиле схимонаха Феофана в Рославльских лесах была совершена заупокойная лития

2014-10-01_18

Фотогалерея

Недалеко от села Семеновка Рославльского района, в месте, где в XVIII веке находились скиты рославльских монахов, погребен схимонах Феофан, бывший в свое время насельником Оптиной Пустыни.

Во время архипастырского визита в Рославльское благочиние епископ Смоленский и Вяземский Исидор в сопровождении секретаря епархиального управления протоиерея Павла Петровского, благочинного Рославльского округа протоиерея Михаила Гольцмана, благочинного Ярцевского округа протоиерея Василия Мовчанюка, архимандрита Аркадия (Недосекова), протоиерея Виталия Сладкова совершил поездку к месту упокоения подвижника.

Преосвященнейший Исидор в сослужении духовенства совершил заупокойную литию по схимонаху Феофану и всем пустынникам, подвизавшимся рославльских лесах.

Духовенством было отмечено, что за прошедшее время облагорожено место упокоения старца и близлежащая территория, поставлен крест, окультурен родник.

На Смоленщине, в нескольких километрах от села Семеновка Рославльского района, находится могила подвижника – схимонаха Феофана. На берегу лесной речки стояли кельи пустынников. В одной из них подвизался схимонах Феофан. О его жизни сохранилось очень мало сведений. В основном это воспоминания преподобного Моисея Оптинского, который, описывая свою жизнь с братом, будущим старцем Антонием, писал:

“В 1819 году ездили вдвоем с братом в Оптину пустынь на одной лошадке. Причем познакомились с тамошними старцами иеросхимонахом Иеремией (духовником обители), о. Феофаном и учеником его Варлаамом (в схиме Вассианом).

Впрочем, о. Феофана мы уже знали: он еще прежде приходил к нам в пустыню погостить, а в этот раз сказал, что придет провести Великий Пост у нас. Мы сказали: “Милости просим”. Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался “казак Федор Талунин”. Жил первоначально в Софрониевой пустыне а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году.

В крайнем нестяжании кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. В продолжение первой и последней седмицы Великого Поста не вкушал ничего: в прочие посты принимал пищу на третий день. Так, приготовляясь постепенно, он, по ревности к подвигам постническим, решился, наконец, вступить в великую меру выше естественного подвига.

Придя к нам в пустыню перед началом Св. Великого Поста (1819 г.), он объявил мне, что намерен провести всю святую четыредесятницу без пищи. “Я верую, – говорил он, – что не умру от поста”. “Буди по вере твоей”, – отвечал я, не смея ни отклонять его от сего намерения, ни утверждать в оном. Феофан поместился у нас в прихожей; он носил с собою написанный на полотне образ Распятия Господня, перед которым совершал свое молитвенное правило. Итак, вступя в сей чрезмерный подвиг, о. Феофан положил не употреблять пищи и не ложиться спать. Сверх обычной вседневной службы, исправляя келейное правило, и правило его было большое – до 800 поклонов, он во время сего правила, чтобы не упасть от изнеможения, надевал особые нарукавники, привязанные шнурами к крючьям, на которых висела на стене икона, и так простаивал на молитве целые ночи. Сверх того сам топил печку, помогал нам петь и постоянно был бодрым.

Во весь пост он не вкусил ничего и только однажды в неделю употреблял воду, смешанную с уксусом, от сухости во рту. В одно время, заметив его в истощении, я сказал ему: “Отче, ты очень изнурил себя”. Феофан отвечал на это: “Нет, Христос Спаситель излил всю свою кровь до последней капли, а во мне много найдется крови”. Выдержав с Божией помощью сей подвиг неослабно, он приобщился Святых Христовых Тайн.

Впоследствии он ревновал снова на тот же подвиг, но от простуды заболел жестоким кашлем и, постоянно оскудевая в телесных силах, отошел ко Господу 15-го июня того же 1819 года. За несколько минут до кончины я спросил его: “Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном?” Он отвечал: “Я с радостью желаю разрешиться жизни сей”. И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне”.

Отец Антоний, на руках которого умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В сороковой день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее:

“Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны”

Со временем место это пришло в забвение. По благословению духовенства было найдено захоронение старца Феофана и установлен крест на могиле схимонаха.

На металлической пластине, укрепленной на кресте, имеется надпись: “Пустынь схиархимандрита Моисея, схиигумена Антония, начало XIX века. Здесь покоится схимонах Феофан, почил о Господе в июне 1819 года”.

В нижней части рва поныне существуют криница и восстановленный колодец. Над ними возведены срубы, увенчанные восьмиконечными крестами.

На место погребения отца Феофана постоянно приезжают люди испить воды и испросить молитв старца о помощи в телесных и душевных нуждах. Неоднократно выезжали в Моисееву пустынь монахи Рославльского Преображенского монастыря. В конце сентября 2001 г. приезжали монахи из Оптиной пустыни.

Иеромонах Рафаил (Ивочкин)
“Святыни земли Рославльской”, Смоленск: Свиток, 2007

Главная > Новости > На могиле схимонаха Феофана в Рославльских лесах была совершена заупокойная лития