Искусство как один из путей к Богу
2 апреля на сцене Смоленского драматического театра была представлена оратория “Страсти по Матфею” митрополита Волоколамского Иллариона. После того, как отзвучали аплодисменты, на вопросы журналистов ответили руководитель епархиального Отдела культуры иерей Валерий Рябоконь, художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов имени В.П. Дубровского Артем Белов, хормейстер Елена Фролова
– Расскажите , как проходила подготовка к премьере.
Артем Белов:
– Нельзя сказать, что все далось легко. Было множество трудностей: собрать на репетицию хор из 60 человек, все согласовать с филармонией…Но технические сложности удалось преодолеть. Не буду говорить, сколько было репетиций, в целом их было достаточно. Что касается результата, то мне кажется, мы донесли смысл и суть произведения. Мы прожили вместе с автором трагедию и радость, мы сопереживали, мы были наполнены этой музыкой. Это нам помогало, и мне кажется, сегодня мы сыграли на одном дыхании, от первой до последней ноты. Солисты справились прекрасно…
Спасибо слушателям – они были очень внимательны к нашей работе. Хочется верить, что это первый, но не последний раз; мы будем совершенствоваться и радовать наших слушателей вновь и вновь.
– Как велась работа над партитурой? Какие были сложности?
Артем Белов:
– Работа с партитурой происходила по-всякому. Мне пришлось переосмыслить тревогу струнных и смычковых инструментов и перенести это в нашу народно-инструментальную, жанровую стихию. Я пришел к мысли, что в нашем ансамбле должны участвовать не только струнные инструменты, но и кларнеты, и баяны, которые обладают более четкой артикуляцией. Ну и, конечно, струнная группа, которая может дать более проникновенное тихое пиано. Также я добавил литавры – можно не согласиться с моим вводом этого инструменты в партитуру, но тем не менее мне показалось, что это не лишний элемент. Если будет возможность узнать мнение автора по поводу того, что мы сделали, я буду счастлив что-то исправить, сделать работу над ошибками, совершенствовать партитуру для дальнейшего исполнения.
– Насколько трудной была подготовка к премьере в плане вокала?
Елена Фролова:
– Сложности, конечно, были, но огромную радость доставила работа с молодыми людьми, которые открыты, которые очень восприимчивы. Это был интересный опыт.
– У кого в Смоленске родилась идея сделать такой концерт?
иерей Валерий Рябоконь:
– Идея родилась у нашего правящего архиерея, епископа Смоленского и Вяземского Исидора. Он предложил новому епархиальному отделу культуры это серьезное мероприятие. Мы решились на этот проект. Целый январь копировали ноты, в феврале начали свой диалог с оркестром и хоровыми коллективами, и с помощью Божией за короткое время смогли достичь того, что смоляне услышали это великое гениальное произведение.
– Сегодня в зале был аншлаг, и, судя по всему, осталось много зрителей, которые хотели, но не смогли попасть на премьеру. Планируется ли еще раз представить “Страсти по Матфею” в Смоленске?
иерей Валерий Рябоконь:
– Оратория действительно оказалась событием для религиозной и культурной жизни Смоленска. Буквально за полторы недели были проданы все билеты. Что касается повторения, я думаю, мы должны сначала осмыслить, что произошло. Нам очень важно услышать мнение митрополита Иллариона, который первой своей целью он ставит задачу, чтобы как можно больше зрителей услышало его произведение, посвященное страстям Христовым. Поэтому я думаю, что мы дождемся мнения владыки Иллариона и, возможно, какого-то внутреннего требования зрителей, и, даст Бог, снова решимся представить Смоленским зрителям эту великолепную ораторию.
– По мнению некоторых священников, странно, когда текст Евангелия звучит не в храме, а со сцены… Отец Валерий, что вы думаете об этом?
– Странно было бы, если бы в православном храме текст Евангелия звучал в сопровождении оркестра. Считаю величайшим достижением и грандиозным замыслом владыки Иллариона (Алфеева), что на сцене звучит Евангелие, которое слышит огромное количество людей. Сейчас такое огромное слышали Слово Божие, повествующее о страданиях, о крестной смерти, об искуплении и Воскресении. Это, собственно, главная цель Евангелия – если нет веры в воскресение, то тщетна сама вера. Сегодня слова о Воскресении Господа услышал огромный зал. Думаю, зрители восприняли внутренний динамизм музыки, которая очень четко передает содержание Евангельского текста, более того, – подчеркивает его. Я считаю, что в рамках сцены это очень важный способ донести до многих людей смысл, значение и внутренне содержание Евангельского повествования.
– А что вы чувствовали, находясь в центре действия?
иерей Валерий Рябоконь:
– У меня несколько раз срывалось дыхание, и я мог заплакать, но я старался сдерживаться. Несмотря на то, что я много раз читал эти Евангелия на репетициях, чувства переполняли меня, вовлекали в эту общую композицию…
– Часто человек приходит к Богу через те или иные испытания. А вот обращение к вере через искусство – насколько это возможно в современном мире?
иерей Валерий Рябоконь:
– То, что люди через культуру и искусство приходят к Богу – это не загадка истории, есть много фактов, свидетельствующих о том, как это происходило. Искусство – это один из путей к Богу, если мы говорим с вами не о псевдоискусстве, а о том великолепном искусстве, которое формировалось веками, которое можно обозначить словами красота, гармония, мир, спокойствие. Это те же слова, которые мы употребляем относительно духовной жизни. Искусство нельзя назвать абсолютным, прямым путем, но это тот путь, по которому многие пришли к Богу.