Митрополит Исидор встретился с творческой молодежью Смоленщины
Фотогалерея
23 августа 2016 года митрополит Смоленский и Рославльский Исидор посетил туристический комплекс “Соколья гора”, где в рамках 27-х сборов творческой молодежи Смоленщины организована профильная смена “На крыльях ветра”. Глава митрополии провел ставшую уже традиционной встречу с подрастающим поколением со всех уголков области.
Во встрече приняли участие руководитель Миссионерско-молодежного отдела епархии протоиерей Георгий Свитцов, руководитель епархиального молодежного объединения “Православные добровольцы Смоленщины” Иван Привалов.
Руководитель 27 сборов творческой молодежи доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе СмолГУ Николай Сенченков рассказал о жизни и деятельности созданной в молодежном лагере республике – федеративном государстве Новая Атлантида, где для каждого жителя маленького государства находятся увлекательные дела на целую смену. Сборы этого года посвящены 75-летию Смоленского оборонительного сражения и 75-летию рождения в ходе этого сражения Советской гвардии под городом Ельня.
Несмотря на насыщенный событиями и, по признанию руководителя сборов, трудный день, более двухсот ребят собрались на площадке у жилого комплекса на встречу с правящим архиереем.
Высокопреосвященнейший Исидор поблагодарил руководство и коллектив смены за приглашение. “Очень приятно быть очередной раз приглашенным на эту замечательную встречу с лучшими представителями молодежи нашей области. Пусть каждый из вас не смущается этой комплиментарности, потому что, я убежден, каждый из вас попал сюда не случайно – были определенные признаки, параметры, благодаря которым вы здесь оказались”, – приветствовал собравшихся архипастырь.
Свое выступление митрополит Исидор посвятил героическому подвигу православного народа в годы страшных бед для нашего Отечества:
“Поскольку этот год проходит под эгидой воспоминаний, размышлений, чествований защитников нашего Отечества, то мне хотелось бы поговорить с вами о роли Русской Православной Церкви в единении русского народа и защите Отечества от неприятеля.
Смоленская епархии Русской Православной Церкви официально существует 860 лет. Православие на Смоленщине существует с 1152 года. Поэтому Русская Православная Церковь в нашем Смоленском регионе – носительница всех исторических, нравственных, культурных традиций, как и вся Русская Церковь, которая и в самом начале бытия нашего Отечества всегда была с народом.
Говоря о защитниках нашего Отечества, мы должны сказать с вами прямо, что наш Смоленский регион – самый многострадальный регион. Все войны, которые были на Святой Руси, шли через нашу с вами землю. Соответственно, это определяло служение и подвиг Русской Православной Церкви, поскольку интересы Отечества, безусловно, всегда совпадают с интересами Церкви. И вопрос защиты Отечества также актуально стоял не только для государственных деятелей, не только для народа, живущего в нашем регионе, но и для служителей Церкви. Поэтому, с самых давних времен, начиная с татаро-монгольского ига, священнослужители и православные миряне защищали нашу Родину.
Ярким примером того является мученик Меркурий Смоленский, наш с вами земляк, который по указанию Божией Матери в Успенском соборе нашего города принял на себя подвиг, который совершил в районе Долгомостья, недалеко от Смоленска. Божия Матерь, явившись мученику Меркурию, повелела ему, чтобы он ночью пошел и защитил город от татаро-монгольского войска, которое остановилось у Долгомостья и намеревалось с утра напасть на Смоленск. Он, этот высокорослый, сильный мужчина пошел и застал неприятеля спящим, поразил его и вызвал ужас у татаро-монгольских воинов, которые представили себе, что если такие сильные мужчины живут в Смоленске, то им, татаро-монголам, точно не одолеть этот город. Это исторический факт, которые подтверждают историки – Смоленск не был захвачен татаро-монголами, по сравнению с другими городами Руси, захваченными и мучимыми татаро-монголами.
Также священнослужители того времени призывали народ к единению и к тому, чтобы, не жалея жизни своей, пойти и защитить свой народ, понимая, что Бог на стороне тех людей, которые отстаивают правду Божию. Обратите внимание – не свою, частную правду, а правду Божию. А правда Божия состоит в том, что каждый человек, с древних и до наших времен, обязан защищать ближних своих, обязан защищать свою страну, свою культуру, свои духовные, нравственные, религиозные ценности. В этом правда Божия.
И в иные времена, в эпоху нашествия французов, поляков, всегда под защитой Одигитрии духовенство и народ Божий с военачальниками и городскими властями шли и защищали Смоленск. Когда-то эта защита была удачной, а когда-то и не очень, но это продолжалось недолго, а потом все становилось на свои места.
Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда народ не оставил свою молитву в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. И даже в оккупированной немцами Смоленщине народ Божий с архиереями и духовенством молился об освобождении от неприятеля. Очень много людей из духовенства, верующих, даже бабушек наших церковных помогали партизанам, информируя их, в том числе, и о передвижении войск неприятеля, помогая с продуктами питания, перевязывая раненых и погребая усопших воинов.
Если говорить в общем о роли Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны, то по призыву Патриарха Сергия (Страгородского) только в первый год войны Церковь произвела сборы средств среди верующего народа и духовенства. Эти сборы превышали 10 миллионов рублей теми советскими старыми деньгами. Советская власть вместе с охмуренным (никакое другое литературное слово в данном случае я применять не буду) народом гнавшая Церковь, убивавшая священнослужителей, не добилась того, чтобы Церковь забыла свой народ, перестала думать о своем народе и государстве. Все знали, что если это происходит, то потому, что люди очень глубоко заблуждались. Благодаря этим собранным средствам были сформированы многие дивизии, в частности танковая дивизия имени Дмитрия Донского, сформированы полки, построены самолеты, которые смогли внести свой зримый вклад в дело победы.
Много священнослужителей шло обычными солдатами на войну. Как нам сегодня говорят участники поискового движения, а наше Смоленское движение самое мощное и развитое в России, – в кармашке каждого убитого воина находилась либо ладанка с крестиком, либо завернутая бумага с написанными от руки молитвами “Отче наш”, “Живый в помощи Вышняго”. Но каждый человек, каждый воин, погибший на нашей святой земле, был верующим человеком. Это подтверждают факты в виде тех находок, которые осуществляют поисковые движения.
Так что ни сами гонения на Русскую Православную Церковь в годы лихолетий, ни отношение власти к Церкви не смогли сломить дух и силу воли церковных священнослужителей и, что более важно, дух народа, который в глубине своей, даже не имея религиозного образования, все равно оставался религиозным и верующим народом и пронес эту веру до наших дней.
Но в наше время случилась еще большая беда, чем гонение на Церковь или война. Наступила эпоха вседозволенности, всеобщего нравственного разложения. В силу навязанных так называемых “культурных ценностей” нашему народу в 90-е годы было внушено, что каждый должен поступать, как велят ему инстинкты, каждый волен говорить о том, что ему хочется, каждый может поступать по жизни своей так, как подсказывает ему внутренний голос. И мы чуть не потеряли страну, ближе к 2000 году из-за такого отношения тех властей, из-за отношения народа.
Но произошло чудо Божие. Бог не оставил Россию. И каким-то незримым образом начало происходить возрождение России. Наш народ услышал и узнал православие, начал понимать свою духовную культуру, стал способным воспринимать нравственные ценности, которые предлагает наша духовная национальная культура. Началось возрождение и преображение нашего общества.
Когда мы говорим о советском прошлом, дорогие дети, мы никое образом не очерняем его. Особенно люди старшего поколения вспоминают советское прошлое как прекрасную эпоху не только своего детства, молодости, прекрасного отношения педагогов к ученикам, воспитанность учеников. То время было временем целеустремленности каждого человека, который хотел стать инженером, педагогом, врачом, причем не из-за денег, а потому что это его призвание. Каждый хотел работать на благо своей страны просто так, без всяких меркантильных интересов. И многое получалось. Но вот опять те испытания 90-х годов, о которых я говорил, сломили волю из-за внешних соблазнов, которые нам были предложены извне. Мы очаровались и во многом повредили своей жизни, жизни своего общества.
Но что-то меняется, что-то возрождается. И даже эта нынешняя внешнеполитическая ситуация, вопреки всему, идет нам на пользу. Это не значит, что Русская Православная Церковь призывает свою страну поставить за Берлинские стены, загородиться. Ни в коем случае! Мы должны быть открыты всему миру. Мы должны доносить нашу с вами культуру, наши духовные ценности, которых лишилась во многом Европа и Северная Америка.
Нам приходится часто быть в Европе, мы хорошо видим, что происходит там, какие взгляды у взрослых людей, какое настроение у детей, живущих там. Но лучше наших, русских детей – не по национальности, а по культуре, по исповеданию жизни – нет никого и нигде. Поэтому мы искренне гордимся вами. Мы надеемся на то, что вы станете самыми достойными тружениками в нашем Отечестве, достойно замените лучших людей, которые сейчас трудятся, не покладая рук, чтобы вам было лучше. И вы будете честными, принципиальными, нравственно красивыми, искренними людьми, которыми мы в старости своей будем гордиться”.
Заканчивая выступление, в память о сегодняшней встрече митрополит Исидор передал в библиотеку “Новой Атлантиды” книгу “Смоленск в оккупации”.
Во второй части встречи правящий архиерей отвечал на многочисленные вопросы участников мероприятия.
Первый вопрос был задан руководителем сборов Николаем Сенченковым и касался он ситуации, сложившейся с созывом Собора на Крите, почему он не стал Всепровославным. Ребят интересовали такие темы, как разница между определениями понятий веры и религии, иерархическая структура Русской Православной Церкви, полномочия архиереев, отношение Церкви к модным оккультным практикам, смысл крещения во младенчестве, различие между иконопочитанием и идолопоклонничеством, борьба с иллюзиями и даже покемоны.
Завершая мероприятие, митрополит Исидор пригласил всех участников на встречи со священнослужителями в епархиальное управление, а также предложил ребятам более тесно познакомиться с молодежным добровольческим движением, действующим при Смоленской епархии.