Обновления

Акафист и молебен святителю Феофану Затворнику у его святых мощей

Главная > Новости > Акафист и молебен святителю Феофану Затворнику у его святых мощей

2016-10-24_103

Фотогалерея

23 октября 2016 года состоялся акафист и молебен святителю Феофану Затворнику, ковчег с частицей мощей которого пребывает в Спасо-Вознесенском монастыре города Смоленска. В Смоленскую епархию принесена также глубоко почитаемая святителем при жизни чудотворная икона Божией Матери Казанской Вышенской.

Богослужение в нижнем храме обители возглавил старший священник Свято-Успенского собора протоиерей Михаил Горовой. Молитвенное предстояние у святыни разделили с протоиереем Михаилом клирики кафедрального храма.

Песнопения акафиста исполнил хор Спасо-Вознесенского женского монастыря (регент – игумения Елисавета Киселева).

Несмотря на будний день, в храме собралось немало верующих, которые затем смогли поклониться святыне и обратиться с молитвой к Божией Матери и святителю Феофану.

Проповедь после акафистного пения произнес протоиерей Михаил Горовой. В своем пастырском слове священнослужитель напомнил об основных вехах праведной жизни святого:

“Праведники живут вовеки – их память будет существовать вечно. Один из русских писателей в XIX столетии писал: “Праведники на Руси есть, были и будут. И одним из носителей этой праведности и был святитель Феофан Затворник, чьи мощи прибыли под своды этой святой обители. Будущий святитель родился с семье священника на Орловщине в 1815 году. Первые уроки веры и благочестия получил в семье. Чувствуя призвание Божие к пастырскому служению с целью получения богословских знаний первоначально поступил в Орловскую семинарию, а в 22 года стал студентом Киевской духовной академии, которая в то время достигла своего расцвета. Там преподавали замечательные профессора и педагоги. Святителю очень легко давалась наука. Огромное влияние на него оказала Киево-Печерская лавра. Там он любил молиться, вел беседы со старцами, там происходило его духовное становление как личности. Блестяще закончил Киевскую духовную академию и одно время в качестве ректора возглавлял Киево-Софиевское духовное училище, а затем получил назначение в качестве инспектора в новгородскую семинарию. Не так долго он там трудился. Через некоторое время, видя его талант, его пригласили в качестве преподавателя богословских дисциплин в Санкт-Петербургскую духовную академию. Казалось бы – Северная столица, славная духовная академия… Но душа искала другого. По природе он был монахом, искал уединения. Душа жаждала встречи с Богом.

Услышав, что появилась вакансия в Русской духовной миссии, он обращается с прошением в Священный Синод и получает назначение на Святую Землю в качестве члена Русской духовной миссии. В течение 7 лет он был на Святой Земле, но не только прошел тропами, по которым ходил, совершая проповедь Своего Учения Спаситель мира, но и провел огромную научную работу. Он несколько раз посещал Святую гору Афон и на этой горе вел беседы со старцами, изучал рукописи, содержащие аскетическое учение христианских писателей. Но началась Крымская война, и святитель отозван был на родину. Ему поручили возглавить Олонецкую духовную семинарию, а там даже не было здания для этой семинарии. Изрядно потрудившись, он получает назначение к качестве настоятеля посольской церкви в Константинополе. И там он внес свой вклад в примирение греков с болгарами, которые враждовали между собою”.

Протоиерей Михаил подробно остановился на духовном подвиге затвора, во время которого продолжалось общение святителя с народом Божьим и были созданы его богословские труды:

“Возвратившись из Константинополя  святитель получает высокое назначение ректора Санкт-Петербургской духовной академии и начинает публиковать свои аскетические труды. Он становится редактором епархиального журнала. А через некоторое время Господь возвел его на самую высокую свещницу пастырского служения – он был поставлен во епископа Тамбовского и Шацкого. В течение трех лет занимался устроением церковной жизни, и однажды совершил архипастырский визит в Вышенскую пустынь, и душа его прикипела к этому месту, и говорил он себе: “Если бы мне здесь остаться!” Но будучи архиереем, он продолжал исполнять церковное послушание. Назначая архимандрита к качестве настоятеля этой пустыни, он сказал ему:” Поезжай! Через некоторое время и я приеду”.

Вскоре Священный Синод назначил его в качестве епископа на более древнюю Владимирскую кафедру. И здесь он добросовестно трудился во славу Божию и во благо народа Божия. Но душа звала к другому, душа искала подвигов. И будучи архиереем на такой славной древней Владимирской кафедре, он пишет прошение на покой. Священный Синод удовлетворил его желание и назначил настоятелем Вышенской обители, к которой прикипела душа его.

Через некоторое время святитель планировал заняться научной работой и попросил освободить его от настоятельства, затем приступил к написанию научных трудов. Он был один из самых плодовитых церковных писателей XIX столетия. Труды его разделяются на три части. Первая часть – экзегетические труды, посвященные Священному Писанию. Святитель Феофан написал толкование на все апостольские послания. Пребывая в Вышенской пустыни в течение шести лет, он вел активную духовническую работу, и стал один из духовных пастырей земли Русской. А затем, когда он достиг вершины своей духовной жизни, ему предложили возглавить Московскую кафедру. А смоленский архипастырь, который оказался в дальней Японии святитель Николай (Касаткин) приглашал его на миссионерский подвиг в Японию. Но святитель Феофан туда не поехал. В 1872 году он принимает решение уйти в затвор. Там он соорудил церковь и последние 11 лет жизни ежедневно совершал в храме Богоявления Божественную Евхаристию. Уйдя в затвор святитель не прекратил общения с народом Божиим. Вторая часть его трудов – это основы нравоучения, находясь в затворе, он получал ежедневно 30-40 писем и отвечал на них. И руководил духовной жизнью русских людей. Находясь на Востоке, святитель блестяще изучил греческий язык, был знаком с еврейским и арабским языками. Третья часть его трудов – это переводческая деятельность. Он перевел с греческого “Добротолюбие”, где излагается духовный опыт христианских аскетов и подвижников”.

Говоря о значении личности и наследия святителя Феофана для Православной Церкви, священник подчеркнул, что великий подвижник явил народу Божьему пример для подражания, и своим подвигом засвидетельствовал, как сила Божия действует зримо в этом мире и преображает окружающую реальность:

“Святителя Феофана называют учителем нравственной жизни. Главный его труд – книга “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться”. И трудно совершать монашеский подвиг, если не познакомиться с этим трудом святителя Феофана. Святитель Феофан преставился в 1894 году в Казанской Вышенской обители. Перед вами образ Божией Матери, перед которым молился и просил подкрепить его физические силы святитель, который был погребен в Казанском приделе Вышенской пустыни.

За его чистое сердце, за его ревность о славе Божией, за его проповедническую и богословскую деятельность, за благочестие, за любовь к Богу и людям Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году он был причислен к лику святых. Подвигом своей жизни он стяжал святость. Святость – красота и слава Церкви. Феномен святости – свидетельство Божьего присутствия в этом мире., это свидетельство истинности нашей религии. Святые являют пример подражания нам с вами. Где святость, там и истина. Своим подвигом святости святитель Феофан засвидетельствовал, что сила Божия действует зримо в этом мире и обладает преображающей силой. Перед вами частицы его святых мощей, которые источают благодать Божию.

Со смирением подойдите, приложитесь к образу Богоматери Казанской, перед которым молился великий святитель, приложитесь к его мощам и попросите, чтобы его молитвами и предстательством Господь послал бы мир на нашу землю, а в наши семьи – любовь, согласие и взаимопонимание. Просите, чтобы Господь благословил земли наши и Церковь нашу. И не забудьте совет апостола Павла: “Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” (Евр.13:7)”.

По окончании богослужения духовенство и верующие приложились к образу  Божией Матери Казанской Вышенской и честным мощам святителя Феофана Затворника.

***
Ковчег с частицей мощей святителя Феофана и чтимая икона Казанской Божией Матери, у которой молился святитель, торжественно встретили в Смоленской епархии вечером 22 октября. На следующий день в Смоленском межъепархиальном духовном училище состоялось просветительское мероприятие, посвященное памяти выдающегося подвижника Церкви.

В течение недели святыни Вышенской обители будут пребывать в нижнем храме Спасо-Вознесенского женского монастыря. Поклониться святыням можно ежедневно с 09:00 до 18:00. Акафист святителю Феофану Затворнику совершается в храме ежедневно после Божественной литургии, которая начинается в 8.00.

29 октября смоляне простят со святынями, которые вернутся в Вышенскую пустынь, где совершил свой подвиг великий русский богослов, писатель, подвижник и учитель духовной жизни святитель Феофан Затворник.

***
Святителю Феофану молятся о помощи в учебе, ибо святитель долгое время служил на поприще духовного просвещения. Молятся о даровании чистой молитвы, потому что святитель взял на себя один из самых трудных подвигов – подвиг затвора и молитв за весь православный мир.

Притекая молитвенно к его святым мощам, обращаются со всевозможными житейскими нуждами, молодые просят помощи в выборе профессии, многие получают исцеления от телесных недугов, в том числе от бесплодия.

По слову святителя Феофана, “дело молитвы есть первое дело в жизни христианской”. Если мы с искренней верой и упованием будем прибегать с молитвами к святителю Феофану, то по нашей вере он обязательно пошлет просимое, дарует нам внутренний мир, чистоту помыслов, устроит все внешние дела, а в конечном итоге – приведет ко спасению, ибо обрести этот путь должны все христиане.

По информации сайта Свято-Успенского Вышенского монастыря 

Главная > Новости > Акафист и молебен святителю Феофану Затворнику у его святых мощей