Обновления

На Рождественских чтениях обсудили монашеские традиции

Главная > Новости > На Рождественских чтениях обсудили монашеские традиции

2017-01-27_413

Фотогалерея

26 января 2017 года начало свою работу направление “Древние монашеские традиции в условиях современности” XXV Международных Рождественских образовательных чтений “1917–2017: уроки столетия”.

Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы в этот день возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Мероприятие продолжилось в Центре оперного пения им. Г. Вишневской на Остоженке.

Под председательством архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста работу направления возглавил президиум в составе митрополита Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры; митрополита Горийского и Атенского Андрея (Грузинская Православная Церковь); митрополита Тамасосского и Оринийского Исаии (Кипрская Православная Церковь); архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия.

По благословения митрополита Смоленского и Рославльского Исидора председатель Отдела Смоленской епархии по монастырям и монашеству, благочинный монастырей, настоятель Спасо-Преображенского монастыря города Рославля игумен Мелетий (Павлюченков) принял участие в работе направления.

Открывая пленарное заседание (куратор – игумения Иулиания (Каледа)), архиепископ Феогност обратился к участникам мероприятия с кратким вступительным словом. Приветствовав докладчиков и слушателей Чтений, Его Высокопреосвященство ознакомил собрание с основными этапами работы направления.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Г.М. Запальский в своем докладе “Монашество перед вызовами революционной эпохи” ярко описал историческую ситуацию, в которой находилось монашество Русской Православной Церкви перед октябрьским переворотом и в первые годы советской власти.

Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь) представил аудитории исследование “Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия”.

Пленарное заседание направления завершилось выступлением митрополита Горийского и Атенского Андрея (Грузинская Православная Церковь) на тему “Монашество Грузии в годы гонений на Церковь”. Митрополит Андрей познакомил участников Чтений с судьбами грузинских подвижников и напомнил, что путь исповедания веры и подвиг возрождения вековых устоев Церкви Христовой Русская и Грузинская Церкви прошли вместе. “Новомученики, какой Поместной Церковью они ни были бы прославлены, – это наши общие святые, наши общие покровители, наши общие отцы и матери”, – сказал докладчик.

Работа направления продолжилась на заседании секции “За Христа пострадавшие: значение опыта новомучеников и исповедников Церкви Русской для современного монашества” под председательством митрополита Святогорского Арсения (куратор – настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова)).

Епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в своем выступлении “В горах и пещерах: аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке” поделился воспоминаниями о прославленном ныне митрополите Тетрицкаройском Зиновии (Мажуге) и схиархимандрите Виталии (Сидоренко), возвеличивших подвиг монашества в годы гонений.

Заявленной теме секции был посвящен и доклад насельника Троице-Сергиевой лавры, профессора МДА архимандрита Макария (Веретенникова) “За Троицу Святую: подвиг Троицкого наместника архимандрита Кронида (Любимова)”.

Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) в исследовании “Светильники духа: служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке” напомнил собранию о роли, которую суждено было сыграть Даниловой обители в период богоборчества. Архимандрит Алексий живо обрисовал портреты Даниловской братии.

Подводя итоги работы направления, митрополит Арсений отметил, что рассказы и воспоминания о подвиге исповедников веры Христовой имеют, прежде всего, духовный смысл. Исследуя их жизнь и обращаясь к ним за молитвенной помощью, мы чувствуем себя членами единой Церкви, телом Христовым и сподобляемся заступничества и благословения святых.

Работа направления была продолжена 27 января.

Богослужение в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии возглавил митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь).

Открывая заседание круглого стола на тему “Подвиг в духе Христовом: сохранение традиций монашества в условиях гонений ХХ века”, епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря Москвы поздравил собравшихся с отданием праздника Крещения Господня и днем памяти святой равноапостольной Нины.

Затем участники круглого стола выступили с докладами. Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) напомнила страницы истории Зачатьевского монастыря, связанные с трагическими событиями ХХ века, и рассказала о смиренном подвиге последних сестер разоренной обители. В своем выступлении игумения Иулиания тепло вспоминала иеромонаха Павла (Троицкого), окормлявшего в годы гонений многих верующих людей, впоследствии принявших монашество и ставших священниками Русской Православной Церкви.

Архимандрит Тихон (Секретарев) обозначил вехи истории Псково-Печерской обители в ХХ столетии, особо подчеркнув значение братских духовников, не только как помощников игумена, но как выразителей воли Божией.

Игумен Свято-Косьминской пустыни Петр (Мажетов) раскрыл тему монашества как подвига мученичества в любое, даже внешне мирное и спокойное время, так как основная цель жизни монаха – созидание личности во Христе – требует предельной самоотверженности и мужества.

Большой интерес вызвало сообщение игумена Нектария (Блинова), настоятеля Свято-Георгиевского монастыря в городе Чирчике (республика Узбекистан), рассказавшего о малоизвестных страницах истории, связанных с пребыванием в Средней Азии ссыльного русского монашества. В период репрессий исповедники веры смогли передать свой духовный опыт местным жителям, благодаря чему окрепло и усовершенствовалось монашество в Средней Азии.

Старший научный сотрудник Института Всеобщей истории РАН А.Л. Беглов посвятил свой доклад истории тайных монашеских общин в 1920-50-е годы, уделив особое внимание духовной жизни общин Высоко-Петровского монастыря, окормляемых последними старцами Зосимовой пустыни.

Игумения Мария (Сидиропулу), настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря в Мюнхене (РПЦЗ) в своем выступлении “Сохранение монашеских традиций в условиях гонений” в частности рассказала о тех, кто уезжал из России, чтобы сохранить свою веру.

Игумения Алексия (Ремизова), настоятельница Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря в Костромской области продолжила тему сохранения и развития русской монашеской традиции, которая не прервалась, оказавшись в трудных исторических условиях.

Настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова) на примере подвига преподобномучениц Зосимовой пустыни проиллюстрировала бесцельность и абсурдность политики репрессий советского периода. Благодаря стойкости исповедников веры Церковь приобрела тысячи небесных заступников.

Заключительный доклад круглого стола, который прочитал протоиерей Александр Чесноков, был посвящен святым старцам Глинской пустыни, внесшим значительный вклад в сохранение традиции русского монашества в богоборческий период.

Во второй половине дня под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия начала свою работу секция “Устроение жизни современных монастырей и уроки трагических событий ХХ века” (куратор – игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия).

Доклад наместника Святогорской лавры, митрополита Святогорского Арсения “Послушание как фундамент монашеской традиции”. Его Высокопреосвященство на множестве примеров показал неразрывную связь евангельского и святоотеческого понимания добродетели послушания с основами правильного устроения монашеской жизни. Митрополит Арсений напомнил, что и в советский период при отсутствии монастырей монашеские общины выжили и сохранили традицию, благодаря тому, что в смиренном послушании формировались вокруг старцев-духовников. “Где было послушание, там было и старчество”, – привел митрополит Арсений слова схиархимандрита Серафима (Мирчука), завершая свое выступление.

Наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) в докладе “На связи с Богом: богослужебная и молитвенная жизнь монастыря и братии как условие сохранения монашеского духа”, опираясь на письменное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова), раскрыл принципы монашеские добродетели: послушание и умная сердечная молитва. В том случае, когда игумен и духовник сверяют свою жизнь с этими принципами, братство и каждый инок в монастыре, по слову автора, будут постоянно находиться “на связи с Богом”, а обитель, сохранит особый, не причастный миру, дух.

Архимандрит Пимен (Адарченко), наместник монастыря Святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме выступил с докладом “Жительство не по плоти, но по Духу: преодоление тяготения к миру и мирскому в современных обителях”. Анализируя риски развития монастырей XXI века, архимандрит Пимен показал, как внедрение технологических новшеств и чрезмерное увлечение социальной деятельностью могут поставить под угрозу духовную жизнь насельников. В своем исследовании автор также рассмотрел вопросы о том, различаются ли условия спасения в бедных и богатых обителях и как должно соотноситься ведение хозяйства с реальными потребностями монастыря.

В завершение митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий зачитал итоговый документ работы направления “Древние монашеские традиции в условиях современности” XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Источник: monaster.ru

Главная > Новости > На Рождественских чтениях обсудили монашеские традиции