Митрополит Исидор совершил богослужение в Неделю о слепом
24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, из солидарности к мирянам Смоленской епархии ушедший в самоизоляцию, совершил богослужение в Крестовом храме в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Во время Божественной литургии Смоленским архипастырем возносились молитвы о здравии Святейшего Патриарха Кирилла, а по окончании был совершен Благодарственный молебен и произнесено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви.
Митрополит Исидор обратился к пастве с проповедью, посвященной Евангельскому чтению дня:
“Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
Всечестные отцы, монашествующие, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
В 6-ую Неделю по Святой Пасхе мы читаем Евангелие от Иоанна о слепом (Ин, 9,1-38). Господь наш Иисус Христос исцеляет слепого от рождения и уже взрослого по годам жизни человека, и отвечает ученикам о причинах его слепоты, что ни он, ни его родители не согрешили, но это “чтобы на нем явились дела Божии”. Не знающим всей Евангельской истории, нам непонятны эти слова Спасителя, потому что на опыте известно, что болезни, увечья возникают не без участия человека. А тут слепота как-то связана со славой Божией. Причем причина даже не в самой Божественной славе, поскольку благодать одинаково посылается Богом каждому человеку. Ведь Он “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим, 2,3). Дело в другом, а именно – в способности человека принять волю Божию. Именно человек, готовый приумножить Богом данные таланты, приложить труды к своему развитию, откликается на Его Отеческий призыв, принимая от Него исцеляющий и просвещающий свет благодати, даже не имея иногда, как в случае слепорожденного, зрения от рождения. “Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим”.
Господь избавляет человека, готового откликнуться на Его призыв, от физического недуга, убеждая учеников о более губительных болезнях сердца и ума, которые не поддаются лечению даже Самому Богу, ведь причина таковых болезней – самонадеянная гордость. Поэтому законоучители иудейские, призванные правильно толковать Закон и пророков, отличать доброе от злого, светлое от темного, не смогли увидеть очевидного. Их зрение было обращено не к Богу, а на самих себя. Будучи сами нарушителями закона, поскольку “несть человека, иже жив будет, и не согрешит” (2 Пар. 6, 36; 3 Цар. 8, 46; Екк.11, 9), они не увидели в нарушениях субботы Христом, источником всякого закона, главного, в чем хотел их убедить Бог – любовь выше любого закона. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4,16).
Вот как о почитании субботы в своих богословских главах пишет преподобный Максим Исповедник: “А Бог никогда не прекращает [существование] благих вещей, которые не имеют начала, ибо как свету свойственно светить, так и Богу свойственно благотворить. Поэтому суббота чтится как день отдыха в законе, который управляет устроением вещей, существующих во времени и подверженных возникновению и уничтожению. А в Евангелии, которым вводится устроение вещей духовных, суббота украшается деланием благих дел. И пусть это не возмущает тех, которые еще не знают, что суббота для человека, а не человек для субботы и что Сын Человеческий есть господин и субботы”.
В чем же проявилась слава Божия в исцеленном от телесной слепоты человеке? В том, что он был способен вместить в свою душу веру в Бога. И никакие допросы и оскорбления фарисеев не смогли поколебать его внутренние убеждения. Тому подтверждением служат слова слепорожденного: “Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но, кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает”.
Сегодня весь православный мир отмечает праздник славянской письменности и культуры, поскольку именно святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, дали возможность нашим предкам познавать Господа Иисуса Христа и прославлять имя Его на родном для них языке. Ныне тезоименитый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так сказал об их подвиге: “Просветительская деятельность святых братьев заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей духовную общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Сегодня мы являемся наследниками и преемниками бесценного дара, оставленного нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. И мы призваны бережно хранить его, чтобы передать потомкам, ибо духовное развитие стран Святой Руси невозможно без обращения к православной вере, к культурно-историческим истокам, сформировавшим славянскую цивилизацию”.
Осмысляя величие нашей славянской истории и культуры, просвещенной самим Богом через святых просветителей наших Кирилла и Мефодия, святых равноапостольного князя Владимира, великого князя Ростислава, основателя Смоленской епархии, святых князей, мучеников, преподобных угодников Божиих, наших подвижников в лице иерархов Церкви, особенно благодаря трудам Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, так много сделавшего для родной ему Смоленской земли, для всего Отечества нашего, считаю своим долгом повторить слова церковного песнопения второй Недели по Пятидесятнице: “Русь Святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение”.
А Великому Господину и Отцу нашему Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, многая и благая лета. Аминь.
Христос Воскресе!”