В Неделю 10-ю по Пятидесятнице архипастырь возглавил богослужение в Успенском соборе
Фотогалерея
16 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство кафедрального храма.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор епархии (регент – Елена Фролова).
На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и молитвословия, возносимые во время распространения вредоносного поветрия.
Также были вознесены молитвословия о здравии всех пострадавших в дорожно-транспортном происшествии под Вязьмой 15 августа 2020 года. По благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора о пострадавших в автокатастрофе молились во всех храмах епархии.
После чтения Святого Евангелия (Мф., 72 зач., XVII, 14-23) митрополит Исидор обратился к участникам богослужения с Архипастырским словом.
“Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В только что слышанной нами Евангельской истории от апостола и евангелиста Матфея обращает на себя внимание вопрос учеников к своему Божественному Спасителю: “Почему мы, благословленные Тобой изгонять нечистых духов, не могли исцелить юношу, отец которого коленопреклоненно молил Бога исцелить своего сына?” Ибо бес, сидящий в этом молодом человеке, ввергал его и в воду, и в огонь; и не было никакого утешения родителям.
И Господь отвечает ученикам и неожиданно для них говорит о том, что по неверию вашему вы не могли исцелить этого юношу. “Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей “перейди отсюда туда”, и она перейдет”.
Нам кажутся фантастическими эти слова. И всякий совопросник века сего, особенно тот, кто недоброжелательно относится к вере нашей, иногда шутит: “Если ты верующий, скажи этой горе – пусть она пододвинется”.
Святые толкователи Священного Писания, изъясняя эту тему, говорили, что святые апостолы сдвинули много гор, но этими горами являются не те холмы, на которые мы привыкли смотреть: то материальное, что нас интересует, для Бога неинтересно.
Святые апостолы силой своей веры в Бога двигали горы большие, как об этом говорят блаженные толкователи: они исцеляли души христиан, сдвигали горы неверия, они попирали горы гордости и бесовского тщеславия, которые коренятся в нашем сердце. Это есть чудо Божие, которое больше всякого физического чуда. Но и буквальное схождение гор с одного места на другое так же присутствовало в истории христианства.
Что касается веры, обратим внимание на одиннадцатую главу Послания апостола Павла к евреям, где он изъясняет – что есть вера христианская и что верой делали ветхозаветные праведники, начиная от Авеля, Еноха, Авраама, Моисея и прочих ветхозаветных праведников. Придя домой, откройте одиннадцатую главу Послания к евреям.
Если говорить о нашем современном восприятии этого буквального чуда –перемещении горы, – то таких историй множество. И одна из них описана в Афонском патерике, во второй части. Это событие касалось послевизантийского периода, когда Османская империя захватила великую цивилизацию, и повсеместно возникло мусульманство, ставшее во главе разных государств, и христианство вынуждено было жить в пространстве иной веры.
В Афонском патерике изложена история, как патриарх Иоаким на территории современного Египта утверждал истинную веру. Местный мусульманский правитель относился к нему с глубоким уважением, почтением, видя его горячую веру, но окружение этого главы государства, сея интриги у престола, в том числе возводило напраслину на православного церковного иерарха.
В той стране случилось бедствие, и визирь, особо ненавидевший православного патриарха, пытался внушить мусульманскому лидеру то, что причина бедствий заключена в освящении воды, которое совершает патриарх, вознося Честной Крест в воду. Визирь называл это причиной глада и пагубы и требовал от султана наказать православного иерарха.
Султан не верил наветам, видя доброту патриарха Иоакима, и тогда визирь придумал иной соблазн, иное искушение: он предложил испить иерарху отравленное ядом вино. В присутствии султана святитель Иоаким, патриарх Александрийский, благословляя эту чашу, испил ее и остался невредим.
Затем святитель предложил омыть этот сосуд, наполнить его водой и дать испить визирю. Визирь вынужден был подчиниться и, выпив, умер от остатков яда, который находился в этой чаше. Но больше поражает иное – этот визирь, умирая, обратился к Евангельской истории и сказал: “Если патриарх Иоаким верует, то он сдвинет гору, стоящую рядом с дворцом”. Эта гора и по сей день называется Дур-Даго, что в переводе с турецкого означает “стань гора”.
И вот гора после трехдневного моления святителя Иоакима в присутствии султана и его двора по повелению патриарха пододвинулась. Именно поэтому турки называют ее Дур-Даго – “стань гора”. Потому что об этом чуде знают не только православные, но и мусульмане. Потому что не какое-то волшебство, не какое-то чародейство православного святителя, а сила Божия, которая действует через нашу веру, бывает поводом и к таким физическим явлениям.
А преподобный Авраамий Смоленский, который молился о том, чтобы Господь избавил Смоленск от трехлетней засухи? По его молитвам и покаянию святителя Игнатия, который думал, что наш угодник Божий преподобный Авраамий является чародеем и чернокнижником, по просьбе всех смолян силой веры преподобного Господь склонил это бедствие в повод для горячей веры.
Так и мы, дорогие мои, если мы желаем, чтобы в нашей жизни происходило главное чудо – чудо преображения нашей души, если мы хотим нашими духовными очами видеть Бога, мы должны просить его о горячей вере. Вере, которая не видна внешне людям, которая не обнаруживается верующим сознанием, которая похожа на горчичное зерно. Но если это зерно посадить в благодатную почву, то оно произрастает в великое дерево.
Так и вера наша, оказываясь совсем малым явлением в пространстве нашей души, обнаруживает такое чудо, какое не сопоставимо ни с какой логикой. Именно в этом феномен святости. То, что кажется невообразимым, силой веры бывает обычным для человека, который искренне верит в Бога.
И пусть каждый из нас, дорогие мои, прилагает к своим молитвам просьбу о том, чтобы Господь даровал каждому из нас искреннюю веру, надежду, и Он даст просимое.
Пусть каждый из нас прилагает к своей вере и к своей надежде горячую любовь к Богу, горячую любовь к ближнему, поскольку мы не можем любить Бога, не любя ближнего. И Господь, видя наши упования, видя нашу веру и особенно видя нашу любовь к Нему и к окружающим людям, подаст нам силу Духа Божественного, подаст все необходимое.
Всякая гора, которая будет стоять на нашем пути, всякое искушение, всякие испытания и болезни отступят от нас. Потому что мы – верующие люди, мы люди любящие, надеющиеся на Его Божественную помощь, а Господь никогда не посрамит веру уповающих на него. Аминь!”