Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

Петропавловский храм города Ярцево,

г. Ярцево, 12 июля 2023 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Церковь неизменно предлагает нам чтение отрывка Евангелия от  Матфея о том, когда Христос спрашивает учеников Своих, как в Него верует народ и как веруют сами ученики Христа (Мф, 16, 13-19). Мы слышим о том, что ученики затрудняются ответить Спасителю на то, как же верует народ в Него – в Бога. Кто-то Его почитает за Илию, кто-то – за Моисея, кто-то – за иных пророков, а иные вообще не почитает Его, как Личность. И та вера людей, далёких от духовной жизни, она настолько необъяснима и неизъяснима, что даже трудно представить, как люди веруют в Бога. А ведь душа каждого человека, по слову известного древнего церковного писателя, по природе своей христианка, поэтому невозможно, чтобы жил человек и не веровал.

Вера человека в Бога состоит в том, что мы обязательно в кого-то или во что-то верим. Не бывает такого человека, у которого не было бы какого-то предмета веры. И дай Бог, чтобы человек веровал в Личность Бога. А ведь бывает так, что кто-то из нас не верит в Личность Бога. Кто-то из вас верит лишь в ту силу, которая действует через Церковь. Поэтому, иногда даже оккультно, эти люди обращаются к Богу. Но их не интересуют личные взаимоотношения с Богом, их интересует лишь та польза, которую они хотят получить от Бога, и, в том числе, от Церкви. Поэтому так мало людей мы видим на буднях в храмах Божиих и так часто мы видим в храмах людей в дни особых христианских праздников. К сожалению, некоторые приходят всего лишь за тем, чтобы получить святую воду или освящённый крещенской водой кулич и крашенные яйца. Бывают и иные поводы: например, когда в православные храмы заносят тела умерших людей. Мы видим растерянность на лицах людей, которых сила обстоятельств и горе привело в храм, но они не отдают себе отчёта, почему же они пришли? Зачем покойника нужно занести в храм? Но, поскольку действует сила традиции, люди несут тела умерших в храм Божий, даже если они бывают неверующими, даже если умер человек, который прожил без Бога в сердце и жизни своей. Люди делают совершенно правильно, что несут даже неверующего человека в храм Божий. Почему? Да потому, что каждый из нас является созданием и творением Божиим, каждый из нас ценен для Бога. Куда принести то, что ценно перед Богом? Конечно же, в храм Божий.

Но не о покойниках сегодня мы говорим. А о том, верим ли мы в Бога, считаем ли мы Бога одним из пророков, или кем-то или чем-то иным, или мы верим в Бога так, как исповедовал его святой апостол Петр. «Ты – Христос, Сын Бога живаго», – сказал ближайший ученик Христов (см. Мф. 16, 16). И Спаситель ответил ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Почему, по слову святителя Иоанна Златоуста, Господь так восхвалил веру Петра? Да потому, что она стала изъяснением не человеческого рассудка, не личности самого Петра, а явилась изложением той правды Божией, той истины, которая содержалась в устах Петра, поскольку, действительно, Христос есть Сын Бога Живаго, Спаситель мира. И не плоть и кровь это открыли Петру, а Сам Отец Небесный.

Этот дар Божий есть в каждом из нас. Дар Божий того, что не плоть и кровь нам открывают веру в Бога, а Сам Отец Небесный нашему сердцу возвещает о присутствии Божием в нашей жизни. Сам Господь являет нам это невидимо, через веру нашу, через добрые дела наши, через те знаки и чудеса, которые неизменным образом совершаются. Совершаются благодаря тому, что мы верим крепко в Бога. Поэтому, дорогие мои, мы несём с вами величайший дар. Этот дар – вера в Господа нашего Иисуса Христа. Задача каждого из нас, особенным образом, священнослужителей и монашествующих, состоит в том, чтобы этим даром не пренебрегать, а чтобы этот дар преумножать, всячески его возгревать в своём сердце. И когда это происходит, тогда само зерно веры обильно раскрывается в нашем сердце и в нашем уме в виде благодатных даров Духа Святого.

Мы с вами знаем из Послания апостола Павла (см. Гал. 5, 22-23), о каких дарах Духа Святого идёт речь: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, милосердие, кротость, воздержание и прочие дары Духа Святого, о которых трудно изъяснить человеку. Даже сам апостол Павел, который был восхищен Богом до третьего неба не мог изъяснить то, что он там увидел и какие Дары сопровождали всякого человека и ангела, находящегося там.

На каждом из нас лежит высочайшая ответственность. Но эта ответственность связана также и с теми благодатными дарами и возможностями, которые открыты каждому из нас. Эти возможности состоят в том, что мы можем ежесекундно обращаться к Богу, имеем возможность и способность немедля получить помощь от Бога. Опыт мучеников Церкви Христовой, опыт жития новомучеников открыто нам свидетельствует об этом. А сколько сил требовалось преподобным и богоносным отцам! Сколько сил требовалось архипастырям и пастырям Церкви для того, чтобы совершать дело Божие! Невозможно силой человеческой совершить эти великие деяния, это, возможно совершить лишь силой Божией.

Сегодня мы слышали в апостольском чтении, во Втором послании к Коринфянам, как святой апостол Павел говорил об этих испытаниях (см. 2 Кор, 11, 21–12). Об испытаниях, которыми он не может хвалиться. Он может хвалиться только немощами своими. Это сила смиренномудрия, которая должна как дар Божий действовать в нас. Всё, что есть доброго в нас, дорогие мои, – это сила Божия, действующая. Всё, что есть греховного – это то лукавство, источником которого являемся мы сами и диавол. Поэтому, оглядываясь на все пройденные годы жизни нашей, возблагодарим Бога за то, что Господь даровал нам возможность совершать благие дела, что Господь благословил создать нам семьи, вырастить детей и внуков, что Господь даровал возможность помочь ближним, молиться сегодня в храме друг за друга, проявляя деятельную любовь, и за тех, кто сегодня отсутствует здесь, в этом храме. Это всё – величайший Дар Божий. Это всё – свидетельство Божией любви к каждому из нас. А та возможность, которую Господь даровал нам через Таинство Покаяния, несравнима ни с чем. Также, как и возможность наша причаститься Святых Христовых Таинств, став сотелесником Самому Богочеловеку Христу. Нет ничего в этом мире и никогда не будет того, что могло бы быть сопоставимо с величайшим даром исповеди и Причастия.

Поэтому, дорогие мои, мы подобно апостолу Павлу, можем привести пример, чем мы можем похвалиться: только немощами своими, потому что в немощи совершается сила Божия. Пусть в наших немощах, пусть в тех недостатках, которые являются поводом для нашего смиренномудрия, пусть в тех жизненных испытаниях, которые должны закалять нашу волю и нашу совесть, пусть во всех тех горестных минутах, которые должны умудрять нас к тому, чтобы мы вновь обращались к Богу, всё это пусть послужит тем, что приведёт нас к прославлению Бога.

Пусть наше сегодняшнее совместное моление, наша общая просьба к Богу о себе, о ближнем, о мире во всём мире, о благостоянии Божиих Церквей, о том, чтобы быстрее милостью Божией завершилась эта война, чтобы воины наши как можно скорее вернулись с фронта, чтобы все эти жизненные обстоятельства, которые нам кажутся непреодолимыми, силой Божией были преодолены.

Сегодня мы обо всем об этом будем просить, а святые первоверховные апостолы Пётр и Павел пусть будут для нас теми верными наставниками, которые указывают нам единственный спасительный и верный путь. Пусть они будут именно наставниками, которые наставляют нас ежедневно на нашем жизненном пути, а мы будем стремиться к тому, чтобы быть их верными учениками, ежедневно обращаясь к Посланиям святого апостола Павла и святого апостола Петра, чтобы через погружение в эту Божественную мудрость нам самим бы не отклониться от верного пути и окружающих бы людей привести в Царствие Небесное, проявляя нашу любовь к Богу и к ближним.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла