Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 31 августа 2023 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем евангельском чтении Господь напоминает нам те слова, которые Он произнёс ближайшим ученикам: «…будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3, 28-29). Эти грозные слова связаны с тем, что не только книжники и фарисеи, но даже простой народ не могли себе вообразить, что так просто среди них ходит Сам Господь, что Сам Господь говорит простые слова.

При этом книжники, фарисеи, первосвященники, учители иудейские и сам народ были свидетелями тому, что этот внешним образом простой человек, на самом деле говорит такие слова, которые можно приписать только Самому Богу. Этот человек совершает такие чудеса и знамения, которые невозможно совершать какому-либо человеку. Именно поэтому Господь и говорит: «Вы Меня можете не узнавать, как Бога, вы можете заблуждаться, размышляя обо Мне, ведь человеческий разум ограничен, а сердце духовное потемнело грехом. Но если вы отрицаете то, что совершаю Я силой Божией, это и будет являться непростительным грехом». И люди, злобствующие на Христа Спасителя, были свидетелями чудес. Если мы откроем тоже самое место, параллельное 3 главе Евангелия от Марка в Евангелии от Матфея (см. Мф. 12, 22), то мы обратим внимание, что Господь перед этим исцелил слепого и глухого человека от рождения. И все удивлялись тому, что не было в истории ещё известно им, чтобы от рождения слепой и глухой человек получал зрение и слух. И для того, чтобы объяснить это для себя и сделать заключение, эти злобствующие люди легко пришли к выводу о том, что Господь всё это совершает силой Веельзевула, то есть диавола, отрицая тем самым саму возможность явления силы Божией среди людей.

Поэтому, дорогие мои, это евангельское место очень поучительно и для нас с вами: педагогов, учащихся, вступающих на поприще учебное. От нас с вами зависит, насколько мы сможем напрячь наши интеллектуальные силы, насколько мы будем подключать те силы духовные, которые даны нам Господом, которые запечатлены благодатью Святого Духа для каждого из нас в Таинстве Крещения. И мы с вами через это Таинство не просто формально вошли в пространство жизни Церкви – для нас открыты все возможности воздействия на нас благодати Пресвятого Духа.

Актуально ли для нас то отрицание, которое совершали современники Христа Спасителя? Более чем, несмотря на то, что благодаря христианству многие страны получили просвещение Божие, многие страны изменили ход своей истории благодаря благовестию о Христе. Наша с вами страна вот уже более 1000 лет зиждется на фундаментальных христианских основах бытия, на нравственных ценностях, на той духовной идеологии, отрицая которую, мы будем отрицать саму даже государственность в нашей стране, не то, что её священную, духовную историю.

Поэтому для нас с вами это актуально, так как и в наше, к сожалению, время, мы являемся свидетелями того, что определённое количество людей отвергает Христа, отвергает всякую истину, поскольку само отвержение Христа и действий Бога Духа Святого есть отвержение истины. Господь говорит нам в Евангелии: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). Вот как раз в противлении истине и состоит хула на Духа Святого. А что для нас с вами истина? Мы можем повторить слова Пилата и тем самым мы отклонимся в философские, иные размышления, которые оставляют чрезвычайно большую вариативность этой истинности. Но для нас с вами, верующих людей, важно, что истина для нас – это Личность Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, Который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Вот какую истину нам следует искать, вот какой истине нам стоит следовать. И само отвержение нами истины означает отвержение творческого замысла Божия о мире и человеке. Если мы не соответствуем этому замыслу Божию о себе самих, значит, мы отвергаем Бога.

Самым «лёгким» отвержением Бога для нас с вами являются те грехопадения, которые мы совершаем. Потому что зная, что мы не должны согрешать, мы согрешаем, и совесть обличает нас. Мы, к сожалению, имеем опыт грехопадений и этот опыт проносим на путях нашей жизни. Что-то отвергаем из этого греховного опыта, а что-то, к сожалению, нас сопровождает иногда до самого конца жизни. И это есть так называемые «лёгкие» проявления хулы на Бога Духа Святого, поскольку мы, совершая грехи, отвергаем ту благодать Божию, которая врачует нас, укрепляет нас на пути духовного делания. Мы отпадаем от Церкви и нам требуется вновь возвращение в её духовные пределы. Это возвращение возможно только через Таинство Исповеди Церкви и никакая иная сила не способна вернуть человека в спасительное для него духовное пространство. Только тогда, когда силой Божией мы участвуем в Таинстве Исповеди, и священник над нами читает разрешительную молитву после нашего чистосердечного, глубокого раскаяния и желания к лучшему изменить наш образ жизни, мы и слышим с вами слова, произносимые священником: «Примири и соедини его святей Твоей Церкви». И эти слова духовным образом возводят нас опять в пространство духовной жизни. Но и само отвержение этого, так же, как и само отвержение нами вообще полезности жизни в Церкви, отвержение тех духовных основ, к которым относится нравственная жизнь, и следование целомудрию и самоотверженному служению ближним, все это и есть некие проявления хулы на Духа Святаго.

Но прямым противлением хулы, как об этом согласно говорят древние и новые святые отцы, является приписывание действий благодати Бога Духа Святаго иному существу – диаволу или иным силам и явлением, отрицание того, что это Божия сила и Божия премудрость. И приписываниее этого чему-то иному, в том числе самому себе – это есть высшее проявление гордости человеческой, это духовная слепота, болезнь, которая иногда в крайних формах и проявлениях бывает неизлечима. Вот когда это становится неизлечимым явлением в нашей жизни – противление Богу и истине, правде Божией, отрицание, того, что Господь способен исцелить нас, отрицание самой сути покаяния, которое заключается в чрезмерном, безмерном человеколюбии Божией, – всё это и есть прямая хула на Духа Святого. Об этом Господь говорит святым ученикам.

Поэтому наша с вами задача на том поприще, очень многотрудном, искусительным со стороны диавола, твёрдо держаться истины Христовой, не сходить с того узкого и тернистого пути, который есть путь спасения. Ведь на этом пути нас ждут искушения не только связанные с нашими телесными немощами и недостатками. Они, прежде всего, связаны с недостатками духовными, ведь диавол противоборствует нашему спасению и особенным образом он противоборствует тому, чтобы мы приобретали необходимые знания и навыки, которые были бы спасительны не только для нас, но и для окружающих людей. Диавол боится духовного учительства, диавол противляется духовному наставничеству.

А уже на этом поприще одно из главных искушений, которое называется интеллектуальным, чрезвычайно опасно для каждого из нас: опасно для педагога, опасно для ученика. Ведь знания, по слову апостола Павла, надмевают, и те знания, которые удаляют нас от самой истины, они бывают губительны не только для нас, но и для окружающих людей. Поэтому природа всякой ереси, природа всякого раскола – в греховном высокоумии, в нежелании подчинить себя простой Христовой истине – любви к Богу и к ближнему. Это духовная интеллектуальная чопорность и гордость, которая все время напоминает человеку, о том, что он знает больше, чем окружающие люди, и, может быть, даже знает Бога, как он знает сам себя.

Так что каждому из нас, особенно молодым людям и девушкам, вступившим на поприще учёбы, очень важно сознавать опасность этих интеллектуальных искушений. Важно осознавать опасность глубокого заблуждения, которое связано с таким рассуждением: если я даже однажды прочёл Священное Писание – Библию и Евангелие, то теперь я знаю все. Ведь формальное знание Священного Писания не обеспечивает наше спасение, ведь и бесы наизусть знают Священное Писание, и, более того, они были свидетелями всех тех событий, которые описаны в Библии. Поэтому они даже больше могут сказать, чем написано в священных книгах. Но при этом, хотя бесы верят в Бога и трепещут перед Ним, но они не способны к покаянию. Это прямые примеры хулы на Духа Святого.

Поэтому всякая интеллектуальная гордость для нас с вами является бесовским проявлением, всякое ощущение того, что я очень много знаю и могу даже указывать своему священноначалию, что я знаю всё, как оно есть, поэтому я могу судить о других людях, особенно о своих учителях и наставниках – это есть простое проявление хулы на Духа Святого.

Поэтому дорогие мои преподаватели и учащиеся, будем с осторожностью пользоваться тем, чем является знание, проявляя смиренномудрие, борясь со своими страстями, главная из которых гордость. И когда мы будем искренне все вместе молиться, часто собираясь во время богослужения, когда мы все вместе, не по одиночке, будем как можно чаще прибегать к Таинству Исповеди и Причащения Святых Христовых Тайн, молясь Богу о том, чтобы Господь просветил наше сердце, укрепил наши мысли и чувства и указал нам верный путь ко спасению – и тогда будут явлены те силы, которые Господь заповедовал всякому своему верному ученику.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»