Слово на Божественной литургии в Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
Слово на Божественной литургии в Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
Свято-Успенский кафедральный собор,
14 августа 2023 года, г. Смоленск
“Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья сестры! Сегодня, в день Изнесения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в первый день строгого Успенского поста, мы слышим столь продолжительное Евангельское чтение.
В завершении этого продолжительного Евангельского чтения мы слышим слова Самого Христа Спасителя, который говорит: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. (Мф. 10,32-33).
Что значит исповедовать Христа? Это значит свидетельствовать о Нём. Каким образом, дорогие мои, мы с вами свидетельствуем о Христе? Первое и главное, что мы можем внести в это свидетельство – это наша горячая Вера в Бога. А когда мы верим в Бога, мы искренне любим Его. Эта Вера в Бога проявляется и в нашем отношении к людям, и к окружающему миру. Это само свидетельство является деятельным подтверждением нашей веры.
Как много, дорогие мои, соблазнов в этом мире. Каждый из нас об этом знает. Само противление этим соблазнам и есть свидетельство о Христе. И непринятие тех ценностей, которые диктует нам общество, – ценности греха – это уже есть свидетельство о Христе. Наши усилия к тому, чтобы вести христианский образ жизни, чтобы являть собою церковность, то есть, не просто приходить в храм Божий, а стремиться к тому, чтобы постигать весь глубокий богословский смысл богослужений. Все это дано каждому человеку.
Мы имеем способность постигать эти, на самом деле, простые для нашего понимания, но глубокие для осмысления, вещи, которые важны для нашего спасения. Это и само последование Божественной литургии, которое на самом деле не так сложно, лишь бы мы хотели бы понимать, что составляет суть нашего богослужения. Это и красота песнопений, и знание, по возможности, церковно-славянских слов, которые лежат фундаментом нашей славянской культуры. Нежелание знать эти слова и при этом желание знать много иных иностранных слов, которые относятся к обыденному сознанию и нашей светской жизни, означают нашу неспособность и отсутствие желания знать наше священное прошлое, историю нашего Отечества, историю нашей Церкви, а значит, жизнь наших святых предшественников.
Кроме этого, свидетельством во Христе является и наше поведение среди окружающих людей. Когда нам необходимо наложить на себя крестное знамение, то перед внешними людьми мы не стесняемся наложить на себя крестное знамение, и кто бы из нас кем ни был – врачом, педагогом, чиновником, военнослужащим, – каждый из нас не должен стесняться наложить на себя крестное знамение, которое является для нас символом Победы Христа и нашей Победы над дьяволом.
Сегодняшний праздник Изнесения Честнаго и Животворящего Креста Господня отмечается с XII века, поскольку и князь Андрей Боголюбский, и Византийский император Мануил Комнин одновременно шли в походы. В этих походах впереди был – Крест Господень. Всё это они вместе учредили как праздник Изнесения Честнаго и Животворящего Креста Господня. С тех пор на Святой Руси и в Византии одновременно отмечается этот праздник, который знаменует начало Успенского поста.
В отношении почитания Животворящего Креста и святых икон, на которых изображены Спаситель, Божия Матерь и святые угодники Божии, есть очень замечательная история из наших дней. В этой истории священник спрашивает женщину, которая не принадлежит Православной Церкви, а является представительницей, так называемой, «Христианской церкви». И поскольку в большинстве сект нет почитания святых икон, то она на вопрос, «Почему в её доме нет икон» отвечает священнику: «Потому, что мы не почитаем иконы». Тогда священник её спрашивает: «А как же ты, дорогая моя, представляешь себе Христа? Как ты представляешь себе Богородицу?». Она говорит: «Ну, был когда-то в жизни моей молодой, невысокого роста рыжий мужчина. Вот я так себе и представляю Христа…». Уже страшно себе представить, страшно вообразить, что она думает о Божией Матери, не видя или не желая видеть Её изображение, то изображение, которое запечатлено самими святыми апостолами, то изображение Христа и Божией Матери, которые Святой Церковью почитаются с самого I-го века. Господь Сам благословил убрус, на котором запечатлен Его святой лик, Нерукотворный Образ.
Как нам почитать Спасителя и Божию Матерь, если мы не способны видеть их глазами святых угодников Божиих? Ведь, изображение Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих – это взгляд Церкви на нас с того, Вечного мира. Поэтому, дорогие мои, очень важно, чтобы мы были преемниками древних церковных традиций, чтобы мы были почитателями наших духовных основ, к которым относится наша Вера, наше Церковное Предание.
Пусть сегодняшний праздник Изнесения Честного Животворящего Креста Господня в начале этого строгого Успенского поста и для нас с вами послужит тому, чтобы и мы укреплялись силою Христовою, чтобы и мы помнили о том, что Господь произнёс в сегодняшнем Евангельском чтении: «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).
Поэтому, дорогие мои, каждый из нас, священнослужители, монашествующие, миряне, все мы, являющиеся Церковью Христовой, должны нести по мере сил Крест Христов. Мы должны с вами нести свой крест. Через обращение ко Христу Спасителю, через лобызание Его Честного Креста, Его святых икон, икон Божией Матери и святых угодников Божиих, через участие в Святых Таинствах будем укрепляться духовно, будем стремиться к тому, чтобы и нам с вами наследовать Царствие Небесное.
Аминь”.