Слово архипастыря в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы слышали евангельское чтение от Иоанна, в котором так подробно апостол евангелист повествует о предании Христа Спасителя на распятие и смерть. Мы слышали апостольское чтение Первого послания к коринфянам святого апостола Павла и обратили внимание на то, что в 18-м стихе Первой главы этого послания святой апостол говорит: «… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). В чем же глубокий смысл и мудрость этого апостольского изречения? Во всем том, что мы слышали в евангельском чтении от Иоанна. И не только те свидетели Крестных Страданий Спасителя, но и даже те люди, кто сердцем не пытается постигнуть силу Божию, не понимают с самого начала тот смысл, который Господь вложил в дело спасения рода человеческого, начиная с самого Воплощения.
Всякий мудрец века сего задает этот вопрос: «А зачем Бог стал человеком?» и бывает не способен на него ответить. Как будто бы совсем простой для всякого верующего христианина вопрос, но для мудреца века сего – это тяжелейший вопрос и никакое научно-философское и иное знание не способно на него ответить. И на это, кстати, обращает внимание святитель Иоанн Златоуст. Зачем Господь ходил не как великий царь, не как великий первосвященник, а принял, как говорит слово Евангельское, зрак, то есть образ, раба? Почему Он сразу не удивил всех, в этом мире живущих, Своей великой славой в предстоянии ангелов и ветхозаветных пророков, почему Он пришел самым простым человеком, почему Он проповедовал среди самых простых людей, почему первоверховные апостолы – это рыбаки, не получившие никакого университетского образования, почему Господь исцелял прокаженных, воскрешал не детей царей, а самых простых людей? Вспомните сына наинской вдовы, вспомните исцеление тех бесноватых, которые были отвергаемы всяким обществом. А то, что Господь добровольно подверг Себя страданиям? Обратите внимание, Он мог избежать этого, и Ему всячески пытались донести мысль о том, что Он может избежать этих никому ненужных, как им представлялось, страданий.
Господь воплотился, чтобы пройти через эти страдания, Он добровольно взошел на крест и был распят на самом позорном орудии казни – на кресте, и самом тяжком по физическим испытаниям. Не это ли безумие века сего? И неужели, как говорят эти мудрецы, Господь не мог Своей Божественной силой и властью в одно мгновение изменить все в мире: уничтожить одним мгновением зло, одним мгновением учредить так, чтобы было только добро в этом мире. Но Господь не пришел нарушить законы, Он пришел их исполнить, Он пришел для того, чтобы засвидетельствовать о Своей Божественной любови человеческому роду. Он пришел, чтобы не погубить человеческий род, а спасти. Весь человеческий род впал в грех, проклятье, под власть диавола. Весь человеческий род был подвергнут власти смерти духовной, но Господь силой Своего подвига, страданий, крестной смерти, Своего Преславного Воскресения вывел человеческий род из этого духовного плена, указал всякому человеку верный путь ко спасению. Он говорил не мудреными словами века сего, а самыми простыми словами, и, особым образом, – притчами. Господь всякому, даже самому неразумному человеку, неспособному воспринимать высокие смыслы, открыл путь его личного спасения. Не это ли слово о Кресте является безумием мира? Именно это.
Обратите внимание на глубочайшую мудрость, просвещенную благодатью Святого Духа, в которой святой апостол Павел предлагает это изречение: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Почему безумию, неверию противопоставляется сила для спасающихся. Почему не мудрость, а именно сила? И в этом тоже глубочайший смысл, на который обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и другие толкователи Священного Писания. Потому что безумие – это, безусловно, есть проявление бессилия. Обратите внимание на любое насилие, которое совершается в этом мире во все времена – злой человек являет собою бессилие. Всякое проявление зла есть не что иное, как бессилие и трусость – вот что такое зло. Поэтому, когда мы видим злого человека, когда мы сами проявляем зло – мы являем и бессилие, и безумие. А то, что происходит в Боге – является безусловным явлением силы, потому что силы человеческие преумножаются благодатью Божией, именно силой Божией мы совершаем все самое светлое и доброе в нашей жизни. Благодаря творческим силам и потенциалу, который вложен в человека благодатью Божией, человек способен проявлять героизм. И никаких иных сил для героизма, кроме силы Божией, не бывает на свете. А там, где сила Божия – там безусловная премудрость, потому что премудрость Божия, по слову апостола Павла, – это совершение самой сильной мудрости человечества. Самое сильное человеческое – ничто по сравнению с бессильным Божиим. В этом абсолютно иная, Божественная, логика, противоречащая всякой греховной логике человеческой.
Дорогие мои, именно поэтому для нас с вами важно постигать, что все самое мудрое и сильное в нашей жизни, безусловно, связано с Богом. И чем больше в нашу жизнь входит Божие, благодатное, тем больше сил и мудрости в этой жизни нашей проявляется. Там, где мы совершаем грех, там, где мы являем собственное бессилие, пытаясь пройти коротким путем, а значит путем греховным, там наша погибель.
Глядя сегодня на Честной и Животворящий Крест, который вчера на Всенощном бдении вынесен в каждом православном храме, мы видим, что Господь как будто бы бессильно вися на Кресте, являет тем самым ту силу Божию, которая препобеждает все зло этого мира. Именно в таком состоянии, абсолютно нелогичном для мысли человеческой, Господь побеждает смерть, являет Божественную силу для каждого из нас. И мы с вами, не только взирая на Честной и Животворящий Крест Господень, и не только лобызая благоговейно его, но и главным образом накладывая его на себя, являем собою силу Божию. И сколько людей через это крестное знамение получило ту необходимую силу благодатную, которая защитила того человека от всякого зла, от всякого искушения, от всякой беды.
Дай Бог, дорогие мои, чтобы мы, старшее поколение людей, которые называем себя верующими, в первую очередь, сами в себе являли пример этого христианского подвига, чтобы мы не стеснялись там, где это полагается для нас, накладывать на себя крестное знамение, а через это приучать подрастающее поколение к тому, чтобы они знали то главное оружие непобедимой победы, которым является Честной и Животворящий Крест. Далеко не деньги, далеко не власть, не положение в обществе является той силой, которая помогает всякому человеку – все это пыль и пустота. Всякая власть и всякое богатство исчезают со смертью человека, а иногда и раньше. Именно сила Честного и Животворящего Креста, благодать Божия, которую мы получаем от Бога через Святую Церковь, является той непобедимой силой, благодаря которой мы живем и благодаря которой мы наследуем Царствие Небесное.
Аминь.