Слово митрополита Исидора в день Обретения мощей благоверного князя Андрея Смоленского
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день Обретения мощей благоверного князя Андрея Смоленского в Переяславле-Залесском
мкр. Красный Бор г. Смоленска, 9 ноября 2023 г.,
храм святого благоверного князя Андрея Смоленского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня день памяти благоверного князя Андрея Смоленского. Это современник преподобного Сергия, игумена Радонежского. Водимый волей Божией, этот благоверный князь, для того чтобы избежать конфликтов в княжеской семье и не желать того, чтобы сама возможность претендовать на смоленский княжеский престол стала бы поводом для распри, оставил смоленские пределы для того, чтобы исполнить волю Божию, смысл которой состоит в мире и пожелании самого доброго окружающим людям, и быть источником не злого, а доброго в жизни.
Сам подвиг князя Андрея, который подвизался в Переславле-Залесском, недалеко от Сергиева Посада, назидает и нас с вами, особенно в нашей церковной жизни. Этот подвиг также назидает и наше воинство. Это назидание состоит в словах святого апостола Павла к Галатам, шестую главу которого мы только что слышали перед чтением Святого Евангелия. Сегодняшнее апостольское чтение завершалось словами: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6,2). Глубоки по своему смыслу фразы, которые произнёс святой апостол Павел.
Во-первых, обратим внимание на слова: «друг друга тяготы носите». Речь идёт о том, что задача всякого из нас состоит в том, чтобы видеть в каждом человеке друга. А кто такой друг? Это самый близкий человек, почти родственник. Иногда в нашей жизни друзья играют более значительную, в том числе, более духовную роль, чем окружающие люди, даже родственники. А что значит «друг друга»? Это по-дружески относиться к окружающим людям, воспринимая всякого человека как самого близкого и родного. Но для того, чтобы так воспринимать всякого человека, требуется личный подвиг, способность видеть в окружающих людях доброе, незлое. А мы с вами в силу нашего греховного естества, к сожалению, в первую очередь замечаем в людях недоброе. Мы опираемся в нашем отношении к тому или иному человеку, оценивая его не по добрым, а именно по злым поступкам.
Дорогие мои, а кто из нас способен избежать зла в нашей жизни? Никто. Нет такого человека, который жил бы и не согрешил. Всякий из нас, к сожалению, совершает зло. Но, дай Бог, чтобы это зло не переходило какую-то красную черту нашего озлобления и неспособности силами добра, которыми руководит Сам Господь, преодолевать это зло в нашей жизни. Катастрофа для всякого человека, особенно для человека взрослого, состоявшегося, если в его жизни зла больше, чем добра. Это несчастье.
Дружеское отношение к друг другу предполагает нашу способность носить тяготы друг друга. Что это за тяготы? Святитель Иоанн Златоуст и другие великие толкователи Священного Писания говорят, что тяготы – это те немощи, которые мы друг друга должны носить. А немощами являются наши греховные недостатки. У всякого человека есть недостатки. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «У тебя один недостаток, и тебе прощают ближние этот недостаток, а у кого-то другого человека какой-то иной недостаток. И так у нас у всех разные недостатки» (см. Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на послание к Галатам). Бывают и совпадения, но так или иначе, это те немощи, неся которые, мы выполняем Закон Христов. А в чем исполнение закона Христова? Так и Господь говорит, что весь закон и пророки основаны на этих двух заповедях, то есть, любви к Богу и ближнему (см. Мф. 22,37-39; Мк. 12,30-31; Лк. 10,27).
Поэтому, дорогие мои, наше дружеское отношение друг к другу, наше братское отношение особенным образом обеспечивает единство нашей общины в духе. Когда мы исповедуем Святую Церковь как Единую, Святую, Соборную и Апостольскую, мы свидетельствуем о том, что благодатью Святого Духа мы объединяемся и, водимые Богом, мы прощаем друг другу недостатки и немощи ради того, чтобы достигать общности друг друга. А Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф. 18, 20). Поэтому общность, социальность – это то, что всегда неотъемлемо бывает в нашей жизни. Если человек испытывает одиночество, это катастрофа в жизни человека.
Но бывает, к сожалению, и так, что человек, находясь даже в кругу семьи, среди самых родных и близких, бывает одинок. Он ходит по квартире или присутствует на тех или иных семейных торжествах, но так или иначе, он один. К сожалению, он не понимает, почему он один, что происходит такого в его жизни, что не объединяет его с окружающими людьми? Неспособность разделить ценности другого человека являются причиной такого одиночества. Как правило, гордость и самомнение являются, к сожалению, главными основными причинами одиночества человека, потому что неспособность принять немощи и недостатки другого человека являются причиной того, что и другие люди не идут навстречу такому человеку. Даже самые близкие, жена или муж, могут всю жизнь прожить в одиночестве, понимая, что они не разделяют ценности друг друга. Это катастрофа, когда мы не разделяем ценности друг друга.
Поэтому, дорогие мои, нам важно носить тяготы друг друга. Это особенным образом сплачивает людей военных. Невозможно, выполняя то или иное воинское задание, исполнить его в одиночестве. Это обязательно работа большой группы людей, специалистов военной службы. Невозможно совершить воинский подвиг без того, чтобы получить сведения от разведки. Невозможно выиграть тот или иной бой, если в нём не участвует группа людей. Но все это бывает напрасным, даже когда мы вместе, если этому всему нет помощи Божией.
Важно, чтобы в жизни нашей мы осознавали присутствие Бога. Не просто осознавали, а просили у Бога Его помощи так, как это делал, в том числе, и князь Андрей Смоленский, который, оставив смоленские пределы ради братолюбия и мира на нашей земле смоленской, совершал свой подвиг пономаря в Никольском храме Переславля-Залесского 30 лет. В скромности, в простоте, не обнаруживая своё княжеское достоинство тем людям, прихожанам и духовенству этого Никольского храма, он почил и впоследствии был обнаружен с княжескими регалиями на своей одежде и с запиской о том, что «Я князь Андрей Смоленский». Так люди узнали, а потом было утверждено, кто именно этот человек. Его святые мощи, нашего покровителя Смоленской земли, находятся в Никольском храме Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Каждый из нас, молясь, может приехать туда для того, чтобы поклониться мощам этого великого угодника Божия. А частицы его мощей присутствуют здесь с нами, в этой иконе на аналое.
Для нас с вами очень назидательна жизнь святого благоверного князя Андрея Смоленского. Он во многом повторяет тот великий подвиг, который совершили благоверные великие князья Борис и Глеб ради братолюбия, позволившие себя убить своему названному брату Святополку, который был усыновлён великим равноапостольным князем Владимиром. Они позволили это ради мира и того, чтобы не началась война и междоусобица в семье великого князя.
Дорогие мои, пусть и нас с вами назидает образ святого благоверного князя Андрея Смоленского для того, чтобы, борясь с собственной личной греховностью, каждому из нас стремиться призывать благодать Божию, которая бы освящала наше сердце, наш ум и мы бы видели в окружающих людях братьев и сестёр. Именно такое отношение требуется от нас.
Пусть молитвами нашего духовного наставника и покровителя земли Смоленской, пусть его предстательством у Престола Божия Господь защитит нас, укрепит нас в христианском делании, в нашей любви к ближним и в любви к нашему Отечеству. Пусть Любовь к Богу, Любовь к ближним и Любовь к Отечеству будут теми определяющими нашу жизнь силами, которые позволят нам быть достойными не только Отечества земного, но и быть достойными гражданами Отечества Небесного.
Аминь.