Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Болдином монастыре

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Болдином монастыре

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии 

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь,

2 ноября 2023 года, Боддино

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшние апостольское и евангельское чтения (Кол., 6, 2-9; Лк., 9, 49–56) обращают наше внимание на две очень важные добродетели, которые необходимо стяжать нам: священнослужителям, монашествующим и мирянам. В евангельском чтении от Луки мы слышим, как ученики рассказали Спасителю о том, что они, как Богом поставленные люди, имеющие власть вязать и решить, запретили совершать именем Господа исцеление человеку, который «не ходит с ними» (Лк., 9, 49). Но Господь упреждает учеников, говоря: «кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 50), тем самым привлекая всякого человека, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, к тому, чтобы всякий человек, даже в разной степени относящийся к Церкви Божией, прославлял бы имя Божие и распространял бы Славу Божию среди окружающих людей.

И мы, дорогие мои, не можем и не имеем права запрещать людям, которые словом или делом проповедуют Христа, даже если они напрямую не относятся к Церкви. Мы не можем им запрещать это делать, поскольку их проповедь словом или делом служит на пользу благовестия о Господе нашем Иисусе Христе.

Как мы слышали из девятой главы Евангелия от Луки, Господу в третью, завершающую Его земное служение, Пасху необходимо было пройти через Самарянское селение – через то селение, где Господь перед этим проповедовал самарянам, и самарянка привлекла всех жителей к тому, чтобы они чествовали Христа Спасителя. Господу вновь надлежало пройти в Иерусалим через это Самарянское селение. Но, как мы услышали у евангелиста Луки, поскольку вид Его был как у путника и Он не направлялся к самарянам, а лишь проходил через их селение, то самаряне восприняли это как оскорбление для себя, поскольку иудеи и самаряне враждовали с давних времён. Эту личную вражду, эти эмоции они транслировали, в том числе, и по отношению к Господу Спасителю, тем самым проявляя свою духовную незрелость и заблуждение. Видя это, Иаков и Иоанн просили Господа, подобно пророку Илие, помолиться, чтобы Бог ниспослал огонь, который бы поразил этих нечестивых людей. Но Господь упредил их ревностное отношение. Он упредил, указывая на то, что Он, Господь, пришёл на землю, чтобы спасти погибающих и направляется сейчас в Иерусалим, чтобы пострадать. Тем самым Господь указывает нам, как и ученикам Своим, на то, что во всякой пасторской деятельности, в монашеском делании, в мирянском служении каждому необходимо стяжать добродетель незлобия.

Поэтому мы, дорогие мои, должны незлобиво относиться к окружающим нас людям, прося Бога о том, чтобы Он послал этот дар незлобия, чтобы этот дар сопровождал наше служение и нашу жизнь, чтобы мы подражали Христу Спасителю, Который не проявлял злобы к злобствующим по отношению к Нему, а смиренно проявляя послушание Небесному Отцу, совершил Свою Божественную миссию на земле. У каждого из нас есть своя человеческая миссия, которую мы должны сопровождать незлобием, подражая Самому Господу.

И еще одну важную добродетель нам с вами необходимо стяжать. Это дар молитвы. Об этом мы только что слышали в Послании к Колоссянам. Святой апостол Павел, направляя это Послание к жителям Колосской Церкви, находился в то время в узах. Он несколько раз напоминает об этом слушающим и читающим его Послание. Он сообщает нам и о том, что, направляя  это Послание из уз и осознавая своё личное бедствие, которое, безусловно, водимо Промыслом Божиим, апостол Павел считает своим долгом наставлять христиан в том, чтобы они непрестанно молились. И не просто непрестанно, а пребывали все время в молитве.

Для нас с вами очень назидательно это наставление святого апостола Павла. Назидательно потому, что он, находясь в узах, сам терпя бедствия, наставляет других в добродетельной жизни. Он даже в этих обстоятельствах думает не о себе, а об окружающих людях. Не это ли проявление высшей степени человеческой любви и заботы об окружающих людях? Нам с вами: священнослужителям, монашествующим, мирянам, в первую очередь, нужно думать именно о Славе Божией. Во вторую очередь – о пользе окружающих людей. И лишь в третью – заботиться о себе. Но для того, чтобы эта схема действовала, нам необходимо стяжать величайший дар непрестанной молитвы к Богу.

Дорогие мои, будем молиться Господу, чтобы Он очистил наше сердце от страстей, чтобы Он преподнес нам дар молитвы, чтобы мы, пользуясь этим величайшим даром, как оружием Божиим, могли бы препобеждать личные страсти, уловлять те стрелы дьявольские, которые пытаются поразить нашу человеческую природу и сеять смуту в межчеловеческие отношения. Для того, чтобы нам духовно быть зрелыми и способными видеть козни диявольские, нам непременным образом необходима непрестанная молитва. Поэтому каждый из нас, монашествующих, призван к тому, чтобы непрестанно стяжать Иисусову молитву. Каждый из нас призван к тому, чтобы в Иисусовой молитве возносить моления не только о спасении своей личной души, не только о спасении братии, частью которой мы с вами являемся, и сестричества, говоря женское монашество, но чтобы в этой непрестанной Иисусовой молитве возносить моления о богохранимой стране нашей, о Предстоятеле нашей Церкви Святейшем Патриархе Кирилле, о Преосвященных архиереях, о пастырях, о монашествующих и о мирянах всей Церкви. В этом суть монашеского делания – молитва за весь мир. Чтобы эта молитва была горячей и непрестанной, нам необходимо любить Господа, любить ближних, преодолевать немощи своего греховного естества. Тогда, водимые силой Божией, мы будем ясно воспринимать те наставления Божии, которые предлагает нам святой апостол Павел, в том числе, в своем Послании к Церкви Колосской, слышанном нами сегодня.

Пусть наше призвание, делателями которого каждый из нас является, будет совершаться с незлобием по отношению друг к другу и с непрестанной молитвой ко Господу. Пусть эти две добродетели будут теми силами, владея которыми мы могли бы идти по пути нашего спасения, восходить от силы в силу ко Господу, чтобы наследовать Царствие Небесное.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Болдином монастыре