Обновления

Слово архипастыря на Божественной литургии в попразднство Рождества Христова

Главная > Актуально > Слово архипастыря на Божественной литургии в попразднство Рождества Христова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в попразднство Рождества Христова, Собор Пресвятой Богородицы, в день памяти праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Храм Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

г. Смоленск, 8 января 2024 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Рождество Христово – это величайший повод для нашей с вами радости. Небеса радуются, земля торжествует. Но сегодняшнее евангельское чтение из 2-й главы Евангелия от Матфея повествует нам о том, что не все радовались Рождению Спасителя (см. Мф. 2, 13–23). Царь Ирод воздвиг страшную злобу на родившегося Богочеловека Христа, причём слыша пророчество и зная, что именно в Вифлееме родится Спаситель мира. Но не устраивало это того, кто был носителем зла в себе, кто был проводником этого зла. Поэтому зло, не знающее границ, повелело уничтожить всех младенцев в том городе. Это четырнадцать тысяч маленьких детей… И неизъяснимо, как такое возможно. Невозможно здравому уму объяснить любое проявление зла. По повелению Божиему, через Ангела, праведный Иосиф, наречённый, мнимый отец Богомладенца, вместе с Матерью этого Младенца ушли в Египет, который находился примерно в ста верстах на юго-запад от Вифлеема. И удалившись, они избежали этого зла.

Но всякий неразумный ум, ищущий как будто бы правды, может себе задать вопрос, так, как его задавали древние историки и первые критики Церкви и Самого Главы её – Христа Спасителя. Как и тогда, в I – II веке, так и сейчас некоторые историки задают эти совершенно глупые вопросы: «Как Господь мог допустить гибель этих младенцев? Почему это произошло – погибли четырнадцать тысяч младенцев, а Иисус остался жив и был выведен Ангелом? Почему Бог не распорядился, чтобы все остались живы: и Иисус, и эти маленькие дети; и матери бы не страдали..?». Но невозможно задавать такие логические вопросы, исходя из позиции зла. Невозможно разобраться там, где действует не Правда Божия, а где открыто действует зло. Так бывает, дорогие мои, в нашей жизни, когда мы ищем логики в том пространстве, где не действует логика. Мы изначально ошибаемся, пытаясь подвести те или иные намерения к злым целям.

Поэтому все произошло так, как произошло. Господь уберёг Богомладенца Христа от того, чтобы Он не погиб. Потому что если бы погиб Богомладенец Христос, тогда бы не совершилось дело спасения всего человеческого рода. Но оно никоим образом не совершилось ценой гибели этих младенцев. Нет. Поскольку и все иное благо не совершается ценою зла за счёт других. Такое невозможно. И пытаться наложить одно событие на другие представляется абсолютно необоснованным, нелогичным. Это все – как и в нашей с вами жизни, подобно тому, как можно было бы безумно представить, что если бы не было православных храмов, то и гонений в XX-м веке не было бы. Но насколько разумна такая постановка вопроса? Православные храмы существовали, существуют, и будут стоять для того, чтобы спасался народ.

А если правда Божия колет кому-то глаза, то это бывает поводом к злым действиям. Это бывает поводом к братоубийству и ненависти. Да не будет так! Для этого Христос и пришёл – чтобы поразить источник зла – диавола. Он поражает его Своим Боговоплощением, Своей Крестной смертью и Преславным Воскресением. Господь поразил диавола, но, к сожалению, остаются сторонники этого злого существа, которые стараются быть проводниками этого побеждённого зла. Да не будет так в нашей с вами жизни! Мы с вами призваны к тому, чтобы поработать Господеви.

Для нас с вами пример благочестивой семьи праведного Иосифа, Преблагословенной Девы и Младенца являются свидетельством подвига – подвиги веры. Обратите внимание на то, что произошло. В деталях, подробно, нам это излагают евангелист Матфей и евангелист Лука. Они нам говорят о том, что праведный Иосиф, сомневающийся во всем, но желающий видеть Божии знаки, сначала сомневался в том, почему Пречистая Дева беременна, ведь он, будучи старцем по возрасту, – всего лишь Её названный муж, который по поручению Божию и первосвященников вручён Ей для того, чтобы соблюсти Ветхозаветный закон. И вот, Ангел Господень является этому человеку и говорит: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1, 20 – 23). Потом он сомневается в других вещах, но Ангел Господень опять укрепляет его. Таким образом, он поверяет свою веру, и разуму своему, и тем явлениям Божиим, которые указывает ему верный путь. Но он идёт этим тернистым путём веры, указывая пример и нам, в том числе мужчинам, на то, что всегда нужно искать воли Божией, всегда нужно искать Божиих знаков в своей жизни, особенно в трудных жизненных обстоятельствах.

Обратите внимание: и Богомладенец Христос, только что родившийся в Вифлееме, в холодной Вифлеемской пещере, в холодных яслях, обогреваемый теми животными и теми немногими людьми, которые стояли вокруг Него, сразу же подвергается гонениям.  Родившийся Мессия, Спаситель мира вынужден был идти в Египет для того, чтобы спасти Свою жизнь. А Преблагословенная Владычица? Она не задаёт Иосифу лишних вопросов:  почему внезапно, ночью, после явления Ангела, нужно «подорваться» и немедленно, без всяких вещей уходить в Египет. Она слушает этого праведного человека, не задаёт вопросов, проявляет послушание своему названному мужу. Так надлежит поступать и женщине всякой – во всем слушать своего мужа, проявляя надежду на то, что через мужа, через главу семьи, говорит Сам Господь о многих судьбоносных в семье вещах. Может быть, даже где-то есть сомнения: правильно ли что-то решил муж… А вот нужно полагаться на волю Божию. Нужно полагаться на то, что так Богом повелено, что в семье муж – глава, поэтому жена через это смиренномудрие привлекает благодать Божию на мужа. И там, где он ошибается, по вере жены, Сам Господь бережёт мужа от неверных решений. Это очень важное обстоятельство, которое мы не замечаем в нашей рутинной жизни. Поэтому подвиг, о котором мы слышали сегодня у евангелиста Матфея (см. Мф. 2, 13-23), говорит о том, каким может быть и должен быть подвиг во всякой семье.

По поручению Президента нашей страны 2024 год назван в России Годом семьи. Научимся же, дорогие мои, у Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, родственников Которой и Её Саму мы сегодня особым образом чествуем в день Собора Пресвятой Богородицы. Научимся у праведного Иосифа тому, как нужно поступать в трудных жизненных обстоятельствах: поверим в Промысл Божий, который ведёт не только Богомладенца Христа, но каждого из нас ко спасению. Постараемся вглядываться на пути нашей жизни в те знаки, которые даёт нам Господь. Это и добрые знаки, это и знаки, предупреждающие о чем-то, это и те знаки, которые нас уберегают от тех или иных неправильных решений, которые мы предполагаем принять. Будем очень внимательны. Призыв святых отцов к трезвомыслию имеет более глубокий смысл, чем хранение себя от тех или иных зависимостей. Трезвомыслие – это такое состояние, которое предполагает постоянное бодрствование ума, способность видеть то, что, может быть, иному человеку, невнимательному, не видно. Будем просить Господа о том, чтобы Он дал нам, нашему сердцу, благодать и силою этой благодати будем соблюдать наше трезвомыслие. Будем учиться у Самого Бога, у Его Святого семейства тому, как мы должны поступать в нашей жизни.

Будем прославлять родившегося в Вифлееме Господа нашего Иисуса Христа, Который является Источником радости для нас, Источником вдохновения, Источником веры нашей. Ведь Он и есть вера наша – Господь наш Иисус Христос. И пусть наступивший праздник Рождества Христова, подобно солнечному свету, проникающему через окна храма, освещает своею благодатью наше сердце, наш ум, путь нашей жизни. И мы, озаряемые светом Вифлеемской благодатной звезды, шли бы на этот ясный свет, навстречу Господу, навстречу жизни вечной.

Аминь.

Главная > Актуально > Слово архипастыря на Божественной литургии в попразднство Рождества Христова