Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на ночной Божественной литургии

Главная > Новости > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на ночной Божественной литургии

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на ночной Божественной литургии

Верхне-Георгиевский храм,

9 мая 2024 г.

 

Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! В эту торжественную, священную для всякого гражданина нашего Отечества ночь, когда мы отмечаем День Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы слышим пасхальное чтение из третьей главы евангелиста Иоанна (см. Ин. 3, 1-15). Святая Церковь нам предлагает беседу Никодима со Спасителем. Этот богатый и знатный человек, живший в Иерусалиме, общался с Богом, поскольку был чистосердечным и способным видеть в Иисусе Христе Бога и Спасителя, как его видели святые ученики и жены-мироносицы.

Этот законоучитель и высокопоставленный иерусалимский чиновник высказывал Господу удивление, как это возможно: «Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин.3,2). Господь, укрепляя его в вере, открывая ему пространство веры в Бога, говорит о рождении свыше и не может понять Никодим, о каком рождении идёт речь. Поэтому он говорит абсолютно абсурдные слова: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин.3,4). Господь указывает на духовное рождение, что буквальным образом было сокрыто от многих людей, которые слишком были заняты плотским.

Так бывает и в нашей жизни, дорогие мои, нам не представляется очевидным духовное, поскольку мы заняты слишком чрезвычайно телесным. Господь указывает на этот общий недостаток, в том числе и Никодима, и на способность оторваться от плотского для того, чтобы возвысить не просто свой ум, а дух к Небесному. Каким же образом возвысить этот дух? Господь указывает этот путь: «тот, кто не родится от воды и духа, не сможет увидеть и наследовать Царствие Небесное». Способность оторваться от плотского и телесного и возвыситься к небесному, божественному.

Это касается, дорогие мои, каждого из нас. Поэтому для каждого из нас чрезвычайно важно путь нашей духовной жизни начать с духовного рождения, о котором Сам Господь говорит. А это – рождение через священные воды Иордана, которые освящаются в Таинстве Крещения и через схождение благодати Бога Духа Святого на нас. В этом суть нашего духовного рождения и совершенного обновления нашего человеческого естества.

Господь указывает Никодиму на то, что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Поэтому духовный человек воспринимает это совершенно родственным образом, воздействие на себя Бога не считает чем-то противоестественным или чрезвычайно не совпадающим с тем, что есть в его жизни.

Каждый из нас, дорогие мои, получая духовную помощь и поддержку, участвуя в Таинствах Церкви, осознает своё родство с Богом. В качестве примера, который нас делает родными Богу и способными воспринимать духовное, считаю своим долгом привести слова ныне живущего на Афоне старца Гавриила. Этот старец сейчас находится в лежачем положении, но продолжает наставлять своих духовных чад. Огромнейшие очереди стоят, чтобы благословил их старец Гавриил.

Старец Гавриил вспоминает в наши дни сейчас о том, как это было в Великую Отечественную войну. Он говорит: «Знаю такой случай, когда солдата очень тяжело ранил снаряд, и санитар, который призван к тому, чтобы заботиться о всяком нуждающемся в нём раненом воине, конечно же, немедленно спускается к нему в эту воронку, которая возникла от снаряда. Поскольку идет сильный обстрел, то им совместно приходится продолжительное время быть бок о бок. Этот санитар, являясь верующим православным человеком, говорит раненному солдатику, своему ровеснику: «А что же мы с тобой напрасно лежим под звуки летящих снарядов и выстрелов? Давай я прочту тебе наизусть Евангелие». Этот солдатик удивляется и говорит: «Да какое же тут Евангелие? Стреляют. Я умираю и вообще нуждаюсь в воде, поскольку у меня большая потеря крови». Как мы с вами знаем, люди, кто теряет значительное количество крови, и врачи, здесь присутствующие это подтвердят, испытывают чрезвычайную жажду, не так, как обычный человек.

И вот, этот санитар, восприняв это как волю Божию, не смущаясь, встав во весь рост, идёт в расположение своих окопов и приносит ему воду, ничем не повреждаем от внешних сил. Никакая пуля, никакой снаряд его не задевают, и он спускается с этой кружкой воды к раненому бойцу. Тот удовлетворяет свою жажду и во многом удивляется, как же он (санитар) вернулся живым, ведь он попросил всего лишь попить воды. Санитар говорит: «А я воспринял это как волю Божию». Тогда удивлённый солдат говорит: «Ну, если твоё Евангелие, которое ты хотел мне прочесть, тебя наставило в том, чтобы ты смело пошёл за этой водой, так теперь возьми и прочти мне это Евангелие».

Вот, что открывает духовное пространство жизни. Вот, что может Дух Божий в сердце человеческом. Господь укрепляет Своей духовной силой всякого человека, придаёт ему смелость, мужество, защищает от внешних воздействий. Так что, и не только в этом случае, но и во многих тех случаях, которые, может быть, и в эту ночь происходят сейчас в окопах, там, где наши солдатики сейчас защищают наше Отечество, они во многом являются свидетелями этих чудес Божиих. Дай Бог, наступит время и Победа, когда они вернутся и будут повествовать об этих Божиих чудесах.

Поэтому, дорогие мои, нет ничего удивительного в этих словах Господа, которые Он произнёс законоучителю Никодиму. Поскольку Дух действует в сердце человеческом, как он и действовал в годы Великой Отечественной войны в сердцах тех мужественных солдат, которые, в том числе и ценою своей жизни, защищали наше Отечество.

«В память вечную будет праведник» (Пс. 111, 6), – вновь и вновь повторяет нам Церковь древние слова псалмопевца Давида, потому что всякая любовь, которую совершает человек в этой жизни, точно запечатлевается в уме Божием, поскольку «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,13). Поэтому мы особым образом считаем день 9 мая священным днём для нашего Отечества.

Мы стремимся к тому, чтобы поминать всякого защитника Отечества. Это не только солдаты, но это и труженики тыла, как и сейчас, во время Специальной военной операции, многие люди, находящиеся в том числе в Смоленске, считают своим долгом трудиться ради Победы, внося свой значимый вклад в неё.

Поэтому, дорогие братья и сестры, и мы, переживая особые события, связанные с теми вызовами по отношению к нашему Отечеству, должны обращать внимание на те слова, которые Господь произносит именно для нас. Пусть те слова, которые Господь произнёс Никодиму, касаются и нашего сердца, чтобы и мы, вооружаясь этой силой Божией, могли противостоять врагам внутренним, тем силам злобы поднебесной, которые стремятся разрушить нашу внутреннюю духовную жизнь и сбить нас столку. И с врагами внешними – если это потребуется для защиты нашего Отечества.

Пусть Господь силой, действием, благодатью Святого Духа укрепит всех нас! Поэтому в эту ночь мы искренне об этом будем молиться и когда мы будем поминать всех тех воинов-защитников Отечества, кто ценой своей жизни защитил, кто явил свою деятельную любовь к Богу и к ближним.

Аминь. Христос Воскресе!

 

Главная > Новости > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на ночной Божественной литургии