Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Радоницы

Главная > Новости > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Радоницы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день Радоницы

14 мая 2024 г., г. Смоленск

Свято-Успенский кафедральный собор

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе! Сегодня, на девятый день празднования Пасхи Господней, Святая Церковь впервые предлагает нам поминовение усопших. И сегодня все наши мысли и чувства мы направляем к тому, чтобы вспомнить тех родных и близких, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни. И само празднование Пасхи без этих людей как бы считается ущербным, потому что они – часть нашей жизни.

В этот день Святая Церковь неизменно предлагает чтение Евангелия от Иоанна из 3-й главы (Ин.3, 16-24). Это – завершающие слова беседы Христа Спасителя с Никодимом. Беседа их началась с того, что они говорили о том, что нужно родиться от воды и Духа, и это откроет двери в Царствие Небесное всякому человеку (см. Ин. 3,5). И завершая эту беседу о живой воде, благодати Духа Святого, Господь присовокупляет очень важные для Никодима и для нас с вами слова о том, что «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).

О чем наши с вами молитвы за всякого сродника нашего? Да о том, чтобы этот человек имел жизнь вечную, о том, чтобы этот человек спасся. Господь нам предлагает ясные слова и смыслы о том, что значит спасение для нас. Ведь Господь пришёл не судить мир. Это пришествие Господа, Его Воплощение было направлено не для того, чтобы судить мир. Для суда над миром Господь придёт отдельным образом и будет судить с Ангелами Своими во всей Славе Своей. Но сейчас Господь пришёл в мир для того, чтобы обратить людей от неверия к вере, вызволить их из тьмы неведения к Свету Божественной Правды. Поэтому и Господь говорит Никодиму, что «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3,18). Господь далее разъясняет, в чем же состоит этот суд. А суд Божий состоит в том, что те, кто возлюбили неправду, те, кто стремятся к злу – и являются теми осуждёнными людьми. А те, кто своей жизнью стремится к Свету, то есть к Богу, Который исполняет всякую Правду Божию, тот является верующим человеком, а значит, спасается в Господе. Это так важно, принципиально для нас, живущих на земле.

Поэтому обратим внимание, наши мысленные взоры на то, каков путь нашей жизни? С чем он сопрягается: с деланием лжи, неправды и обманами, злоключениями для окружающих людей, или это путь стремления к Богу, хождения в соответствии с совестью своей, исполнения Божией Правды? Это открытое действие в отношении других людей. Существует духовная закономерность: если мы скрываемся от людей и пытаемся что-то сделать, чтобы кто-то этого не увидел, значит, мы чего-то боимся. А если мы чего-то боимся, значит, делаем что-то неправильно, совершаем то или иное зло. Этот первобытный человеческий стыд есть голос человеческой совести.

Поэтому, дорогие мои, мы должны с вами таким образом настраивать нашу личную жизнь, чтобы не бояться никого и ничего, кроме Господа Бога нашего, чтобы всякое дело не обличало нас в неправде, а чтобы оно свидетельствовало о нашей искренней любви к Богу и ближнему. То же самое мы должны рассуждать в отношении тех ушедших от нас родных и близких людей, о которых мы молимся сегодня. Какова была их жизнь? Была ли она наполнена стремлением человека к Свету или он, этот человек, во тьме своих грехов прожил и в этом мраке житейском преставился ко Господу? Вот, о ком мы должны печалиться, дорогие мои: о тех родных и близких, кто жил в темноте, стараясь, чтобы его дела не были видны окружающим людям, потому что стыдно за эти дела было этому человеку при жизни. И после смерти такой человек, к сожалению, бывает осуждён Богом. Осуждён не потому, что Бог не любит человека, а потому, что человек, как об этом сегодня говорит Господь, сам уходит от света, продолжая совершать дела тьмы.

Эта духовная закономерность существует не только в нашей с вами жизни, но и в той вечной жизни. Если человек в нашей жизни физической стремился избегать служения Правде, если он избегал Света и пребывал все время во тьме грехов своих, то и там, к сожалению, он будет стремиться к тому, чтобы уйти от Божественного Света, потому что этот Свет будет обличать его неправедные дела, этот Свет будет обличать его совесть, которая навеки с нами. Совесть – это тот друг или тот враг, как мы об этом слышим из притчи, который либо поможет нам, либо нас осудит. Поэтому, дорогие братья, так важно нам с вами быть усердными молитвенниками за сродников наших. И если мы не смогли им помочь, направив их к Свету при жизни их, то сейчас нашими горячими молитвами сердечными можем испросить Бога о том, чтобы Господь указал им путь Света, чтобы Господь излечил их духовные раны, которые навсегда остаются с теми, кто не желает исцеления над самим собой, чтобы Господь привёл их в Царствие Небесное.

Так важно, дорогие мои, чтобы мы поминали родных и близких, чтобы мы с вами знали родословие своё на столько поколений, сколько может хранить человеческая память. Поэтому так важно подрастающему поколению, чтобы мы передавали им под запись имена наших родных и близких бабушек и дедушек, прапрабабушек и прапрапрапрадедушек, чтобы эти молодые люди, храня эти имена, даже если сейчас не осознают важность молитвы за ушедших сродников и близких своих, чтобы они потом, когда придут в меру сознания и совести своей, могли обратиться к этим записям и прийти в храм Божий и написать записочку об упокоении сродников своих, перечислив их имена.

Как важно, чтобы и в домашней нашей молитве, преклоняясь перед иконочкой, мы поминали бы о здравии и упокоении всех тех родных и близких, которые важны для нас, которым мы желаем спасения. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем в сегодняшний день стремиться не к тому, чтобы, отвергнув Церковь Божию, преклоняться перед землёю, где похоронены наши родные и близкие, потому что это всего лишь земля. Как об этом говорит Господь: «Земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3,19). А будем стремиться к тому, чтобы напряжением личности нашей, нашей сердечной молитвой обращаться к Богу о помиловании наших родных и близких. Вот, что нужно нашим родным и близким: не наши многозначительные, нецеломудренные и неприличные трапезы на могилах, которые мы, к сожалению, устраиваем, подражая древнему разрушенному язычеству. А чтобы мы, вознося наши сердечные молитвы как дар Божий, охлаждали бы те мучения, в которых пребывают те люди, которые вопиют к Богу о прощении и о помиловании, которые просят Бога о том, чтобы Господь подал знак их родным и близким помолиться о них.

Поэтому, дорогие братья, сегодня, этот светлый праздник Пасхи, день Радоницы, наполнен нашей печалью и скорбью. Но пусть эта печаль и скорбь растворяется нашей искренней сердечной молитвой. Пусть эта печаль и скорбь растворяются радостью о Господе Воскресшем, потому что кроме Господа, кроме Творца Неба и земли, у нас нет никакой надежды на наше спасение и спасение наших родных и близких. Он – чадолюбивый отец, стремящийся к тому, чтобы всякий человек был спасён и имел жизнь вечную. Он способен помиловать и живых, и мёртвых. Но для этого нужно обращение наше к Нему. Для этого нужны навыки нашей молитвы, особенно подрастающего поколения, которое нами с вами не приучается к молитве. А ведь мы все, стоящие здесь и находящиеся вне храма, мы все умрём. А будут ли за нас молиться наши родные и близкие, если мы не приучили их к тому, чтобы они молились за наших бабушек и дедушек? Может быть, и нет. А что может быть большей трагедией?! Да ничего, если мы будем в забвении, потому что и могилы наши потом зарастут, ведь всё приходит в естественное состояние. Но память Божия не стирается. Она вечна.

Поэтому будем, дорогие мои, работать на вечность. Будем стремиться к тому, чтобы дерзновением нашей любви к Богу нашей сердечной молитвы, нашим поминовением родных и близких содействовать тому, чтобы Господь помянул наши имена, чтобы Господь помянул и наших родственников, чтобы помянул и наших родственников, чтобы помянул Господь Церковь Свою, которая в Господе Воскресшем утверждение наше.

Христос Воскресе!

 

 

Главная > Новости > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Радоницы