Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти святителя Луки, архиепископа Крымского 

Христос Воскресе!

Главная > Новости > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти святителя Луки, архиепископа Крымского 

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в  день памяти святителя Луки, архиепископа Крымского 

в Свято-Успенском кафедральном соборе

11 июня 2024 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!

Успех всякого человека в его мирской жизни, безусловно, связан не только с тем благополучием, которое он стремится создать в своей семье, но и с тем, как человек относится к своим служебным обязанностям. Успех бывает у того человека на работе, который проявляет должное отношение не только к своим навыкам, к своей профессии, но и того, кто должным, правильным образом относится к своему начальству. Если в отношении начальства он проявляет послушание, если переступает через свои личные амбиции, доверяя опытному руководителю себя и то дело, к которому он призван, то тогда бывает успех, в том числе карьерный, бывает взаимопонимание и должная дружественная атмосфера в коллективе.

Задача всякого руководителя – создать необходимые условия для того, чтобы подчинённые могли правильным образом относиться и к своим обязанностям, и к нему как к руководителю. В определенном смысле, можно  провести аналогию с тем, как это происходит в духовной сфере, когда верующие во всем доверяют своему пастырю и, подчиняясь пастырскому благословению, идут по тому пути, который он указывает.

Для нас с вами должны быть правильным образом поняты те слова, которые Господь произносит в слышанном нами сегодня евангельском чтении от евангелиста Иоанна из 25 стиха 12 главы (см. Ин. 12, 25: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».). Господь вошёл во град Иерусалим с торжеством, со славою, сопровождаемый возглашением отроков: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» (см. тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим). Господь, пришедший в Иерусалим на страдания, был известен не только во всем Иерусалиме, но, может быть, ещё далее, поскольку, как мы слышим в начале Евангелия, эллины пришли к ученикам Христовым с просьбой показать им Христа, о проповеди Которого они слышали из далёких стран. И Господь, обращая внимание на эту так называемую популярность, даёт правильное духовное наставление Своим ученикам и всему народу. Он говорит очень важные слова, которые звучат противоречиво, но они совершенно понятны, когда мы с вами размышляем о духовной жизни. Господь говорит о нашем спасении во всяком Своём Божественном слове. Поэтому слова: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» для нас с вами звучат противоречиво тогда, когда мы не задумываемся о глубоком смысле этих слов.

Что значит «сохранить душу» в данном контексте? По слову святых отцов, это значит сохранить свои амбиции, сохранить своё горделивое я и поступать так, как я хочу, а не так, как угодно тому, кто ведёт меня, кто указывает мне на определённый путь. А «погубить душу» – это значит полностью вручить себя и свою судьбу в руки того, кому ты доверяешь. Потерять душу – это значит отказаться от амбиций своей воли. Ведь именно воля направляет нас по тому или иному жизненному пути. Если мы хотим чего-то, значит, мы это и делаем. Если мы от чего-то отказываемся, значит, мы себя от чего-то ограждаем. Очень важно, дорогие мои, нам с вами на путях духовного делания обращать внимание на наше движение воли, которое является определяющей силой в нашей духовной жизни. Если эта воля избирает вектор греха, значит, мы погибаем. Значит, мы пытаемся сохранить себя, своего греховного человека, по слову апостола Павла, и никак не слушаем Господа. А Господь говорит в Евангелии: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12, 26). И затем Он говорит: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин.12, 36), говоря о Себе Самом.

Поэтому важно, дорогие мои, чтобы в нашей короткой жизни мы следовали за Господом, чтобы мы отказывались от своих греховных амбиций, пусть даже если они нам кажутся в определённом смысле верными, даже если мы чувствуем за собой ту или иную маленькую человеческую правду. Но что наша человеческая правда перед правдой Божией? Ничего. И в каком-то конкретном случае мы иногда можем представлять, что мы совершаем дело благое, или по своей человеческой правде, а потом, через некоторое время может оказаться, что это далеко от правды, что мы глубоко заблуждались, что мы шли греховным путём, не Божиим.

Очень важно, чтобы мы шли с вами Божиим путём. Пусть вот эти слова святого апостола Павла, которые мы слышали с вами сегодня в деяниях апостольских, когда афиняне пригласили апостола Павла в Ареопагу, и он, проявляя к ним глубокое уважение, говорит: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян. 17, 22-23).

Апостол Павел в этих своих блистательных с риторической, и уж совершенно точно с духовной точки зрения речи, говорит о том, что проповеданный им Бог есть и жизнь, и дыхание, и всё. Дорогие мои, пусть в нашей жизни Бог будет всем. И когда Он будет занимать все пространство нашего сердца, нашей души, когда Господь заполнит все лакуны в нашей жизни, тогда и мы с вами обретём Господа. Тогда и мы с вами будем Его видеть в любое мгновение нашей жизни. Тогда нам не будет необходимости искать Его, потому что мы будем всегда знать, что Он рядом, Он во всей нашей жизни, и пусть будет так.

Сегодня день памяти святителя Луки, архиепископа Крымского, который родился ещё в эпоху, когда жил Фёдор Михайлович Достоевский. Но этот человек прожил до 1960 года, пройдя сознательный образ жизни ещё в тот, дореволюционный, период и совершив свой человеческий, христианский, архипастырский подвиг в годы жесточайшего гонения на Церковь. Этот человек всегда ходил перед Богом и при любых жизненных обстоятельствах при любом политическом режиме он чувствовал себя одинаково. Это происходило, потому, что он всегда предоставлял свою жизнь Господу, вручал её Богу, Который неизменен, Который всегда и во веки Тот же. Поэтому и нам с вами не следует подчиняться той или иной конъюнктуре, тем или иным жизненным обстоятельствам. И уж не дай Бог нам с вами отдаляться от Бога в силу каких-то причин и горестей, и каких-то, не дай Бог, радостей, которые часто нас вовлекают в греховное пространство жизни.

Пусть Господь наш будет всегда. Пусть в этом примером нам служит великий угодник Божий святитель Лука, архиепископ Крымский. Пусть его молитвами, пусть нашим усердием Господь всегда будет присутствовать в нашей жизни.

Христос Воскресе!

 

Главная > Новости > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день памяти святителя Луки, архиепископа Крымского